Как формируется Реестр
Правила формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 128. Этим же документов закреплён план-график формирования этого реестра.
Оператором Реестра обязательных требований выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Оно обеспечивает его бесперебойную работу.
Вносить сведения в Реестр обязательных требований могут федеральные органы исполнительной власти, в том числе осуществляющие государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений и аккредитацию.
Среди функциональных возможностей системы – автоматическое распознавание в текстах законов обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения. Это упрощает наполнение и поддержание Реестра обязательных требований в актуальном состоянии.
Система выступает в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей фед. органов исполнительной власти (регуляторов), контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при Правительстве РФ при дальнейшей актуализации законов, содержащих обязательные требования.
Среди прочего функционала, данная ФГИС имеет возможность:
Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев:
«В рамках пилотного проекта будут сделаны первые шаги к выделению обязательных требований и их систематизации. После завершения эксперимента с 5 федеральными органами исполнительной власти, мы планируем масштабировать Реестр на деятельность остальных органов власти, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность. Инструменты, реализуемые при создании системы должны быть полезны как предпринимателям, так и органам государственной власти, устанавливающим новые обязательные требования и осуществляющим контроль за их исполнением.»
Все эти инструменты призваны помочь бизнесу соблюдать обязательные требования.
Обновлять сведения в Реестре обязательных требований по общему правилу будут не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу нормативного акта с новыми требованиями или с поправками к действующим.
Использованы материалы: сайт Минцифры.
Ведение бизнеса предполагает исполнение большого числа требований и норм. У предпринимателей то и дело возникает опасность нарушить букву закона, что-то пропустить или неверно интерпретировать. За нарушением следуют санкции, и развивать бизнес становится проблемой. Решение наше Правительство видит в создании реестра обязательных требований к бизнесу. Сервис уже запущен. На начальном этапе он работает в пилотном режиме, база сведений постоянно расширяется.
Как действует мораторий на внеплановые проверки в 2024 году
Для внеплановых КНМ, в отличие от плановых, график не составляют. В 2024 году под внеплановую проверку может попасть любая компания. Однако мораторий ограничивает возможности контролирующих органов. Теперь ведомствам необходимо согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.
Инспектор может прийти к предпринимателю с внеплановой проверкой, если:
- решение о проведении проверки принял руководитель ведомства или его заместитель;
- на предприятии возникла угроза жизни или здоровью граждан;
- деятельность компании представляет угрозу обороне страны и безопасности государства;
- работа предприятия может привести к чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера;
- в организации сработал индикатор риска нарушения обязательных требований;
- ранее компания получила предписание об исправлении нарушения и срок исполнения этого предписания истёк.
Информацию о возможном нарушении инспекция может получить от других ведомств, от граждан или из сообщений в СМИ. Контролирующий орган обязан предупредить компанию о том, что надзорное мероприятие состоится, не позднее чем за 24 часа до начала проверки.
В некоторых случаях инспекция может провести внеплановое КНМ без согласования с прокурором. Это касается проверок, которые начинаются по поручению президента, председателя правительства или его заместителя, а также по требованию самой прокуратуры.
Кроме того, без разрешения прокуратуры ведомства могут устраивать контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом:
- изучать состояние природных объектов окружающей среды: воздуха, вод, почвы, недр;
- измерять параметры работы объектов электроэнергетики, газо- и водоснабжения, сетей и средств связи;
- наблюдать за работой компании инкогнито во время выездного обследования;
- проводить мониторинг безопасности: изучать сведения о деятельности организации из открытых источников;
- наблюдать за соблюдением обязательных требований при размещении компанией рекламы.
Такие КНМ инспекторы проводят без предупреждения. Если во время мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом ведомство обнаружит нарушения в работе организации, к предпринимателю могут прийти с внеплановой проверкой.
При внеплановой проверке чиновники изучают документы компании, включая финансовые, кадровые, экологические и другие виды отчётов. Чтобы правильно заполнить электронную отчётность и вовремя передать её контролирующим органам, используйте решения от «Астрал». С помощью модуля 1С-Отчётность бухгалтер сможет отправлять документы прямо из «1С», а онлайн-сервис Астрал Отчёт 5.0 позволит хранить отчёты в облаке и получать доступ к ним с любого устройства.
Кто и как формирует реестр
Постановление Правительства № 128 от 6/02/21 г. утверждает касающиеся реестра правила. Документ описывает формирование, ведение и актуализацию (регулярное обновление) сведений, содержащихся в реестре.
Первоначальные сведения органами федеральной исполнительной власти уже внесены согласно плану. Если в силу вступает новый законодательный акт, который содержит новое требование к бизнесу, не позднее пятидневного срока в рабочих днях обновления должны появиться в реестре. В определенных случаях законодатель увеличивает срок до десяти дней (п. 19, 20 Постановления). Такие же сроки действуют при внесении обязательных изменений в законодательный акт, когда уже действующие требования корректируются.
В формировании базы на сегодняшний день принимают участие:
Контролировать реестр будет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры). Работа ведется совместно с Минэкономразвития.
Как формируется Реестр
Правила формирования, ведения и актуализации Реестра обязательных требований утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2021 № 128. Этим же документов закреплён план-график формирования этого реестра.
Оператором Реестра обязательных требований выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Оно обеспечивает его бесперебойную работу.
Вносить сведения в Реестр обязательных требований могут федеральные органы исполнительной власти, в том числе осуществляющие государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений и аккредитацию.
Среди функциональных возможностей системы – автоматическое распознавание в текстах законов обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения. Это упрощает наполнение и поддержание Реестра обязательных требований в актуальном состоянии.
Система выступает в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей фед. органов исполнительной власти (регуляторов), контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при Правительстве РФ при дальнейшей актуализации законов, содержащих обязательные требования.
Среди прочего функционала, данная ФГИС имеет возможность:
Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев:
«В рамках пилотного проекта будут сделаны первые шаги к выделению обязательных требований и их систематизации. После завершения эксперимента с 5 федеральными органами исполнительной власти, мы планируем масштабировать Реестр на деятельность остальных органов власти, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность. Инструменты, реализуемые при создании системы должны быть полезны как предпринимателям, так и органам государственной власти, устанавливающим новые обязательные требования и осуществляющим контроль за их исполнением.»
Все эти инструменты призваны помочь бизнесу соблюдать обязательные требования.
Обновлять сведения в Реестре обязательных требований по общему правилу будут не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу нормативного акта с новыми требованиями или с поправками к действующим.
Использованы материалы: сайт Минцифры.
Кисельнинское сельское поселение
Информационная справка о необходимости подключения всех контрольных органов к ЕРВК и ЕРКНМ
Внесение контрольными органами сведений в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – ЕРВК) осуществляется в 5-дневный срок со дня вступления в силу положения о муниципальном контроле в соответствии с пунктом 14 Правил формирования и ведения ЕРВК, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
По итогам внесения информации в ЕРВК контрольному органу присваивается Record-Id (уникальный код), соответствующий определенному муниципальному образованию и виду контроля. После прохождения модерации в ЕРВК появляется возможность заполнения личного кабинета в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).
Официальный обмен информацией, в том числе согласование внеплановых контрольных мероприятий и профилактических мероприятий на 2022 год с органами прокуратуры осуществляется только через систему ЕРКНМ.
Таким образом, регистрация в ЕРВК и ЕРКНМ должна быть обеспечена при наличии объектов контроля на территории муниципального образования не позднее 20.12.2021. Срок регистрации в ЕРКНМ обусловлен крайним сроком утверждения программы профилактики, установленный пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
В случае отображения в системе ЕРКНМ распространенной ошибки «Ошибка авторизации через ЕСИА» после проведения корректной регистрации в ЕРВК обозначает, что регистрационная информация в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ФРГУ) не соответствует фактической информации по муниципальному образованию.
Для корректной интеграции в системе ЕРКНМ необходимо проверить правильность заполнения в Личном кабинете муниципального образования в Реестре государственных услуг сведений о муниципальной функции согласно Приложению №2 Положения о ФРГУ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
Подготовка к переводу бухучета на ЭДО
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 года № 1352 «О переходе на электронные документы и введении электронного документооборота» предусматривает обязательный переход к использованию электронного документооборота (ЭДО) для всех коммерческих организаций в России вплоть до 1 января 2024 года. Следовательно, предприятиям необходимо приступить к подготовке к переводу бухгалтерского учета на ЭДО.
Шаги подготовки к переводу бухучета на ЭДО:
Изучение требований законодательства. Ознакомьтесь с 61н приказом Минфина и другими нормативными актами, которые регулируют порядок ведения бухгалтерского учета на ЭДО. Это позволит вам понять все правила и обязательства, связанные с использованием данной системы.
Выбор ЭДО-провайдера. Используйте перечень сертифицированных ЭДО-провайдеров, представленный на сайте ФНС, для выбора подходящей компании. Учитывайте такие факторы, как ее репутация, опыт работы, цены и функциональность предлагаемых решений.
Анализ существующих процессов. Проанализируйте существующие бухгалтерские процессы в вашей компании и выясните, как они могут быть адаптированы для работы с ЭДО. Определите, какие документы и какой объем информации должны быть переданы через систему.
Автоматизация бухгалтерии. Реализуйте автоматизацию процессов бухгалтерии с помощью специализированных программных решений. Это позволит снизить ручной ввод данных, ускорить обработку информации и уменьшить возможность ошибок.
Обучение сотрудников. Предоставьте необходимое обучение вашим сотрудникам, чтобы они могли эффективно работать с новой системой. Обучение должно включать в себя как теоретическую часть, так и практические навыки использования ЭДО.
Тестирование и отладка. Проведите тестирование системы ЭДО, чтобы убедиться в ее правильной работе и совместимости с вашей текущей инфраструктурой. В случае выявления ошибок, обратитесь к провайдеру для их устранения.
Перенос данных на ЭДО. Перенесите необходимые данные и документы на систему ЭДО
Важно убедиться, что все необходимые бухгалтерские документы вводятся в систему верно и полностью для предотвращения возможности утери информации.
Запуск и контроль. Запустите использование ЭДО в вашей компании и обеспечьте контроль за процессом перевода бухгалтерского учета на новую систему
Регулярно оценивайте эффективность работы системы и вносите необходимые коррективы.
Перевод бухгалтерского учета на электронный документооборот – это процесс, требующий внимательного планирования и подготовки. Следуя вышеуказанным шагам, вы сможете успешно подготовиться и внедрить электронный документооборот в вашей компании.
Всего пять обязательных сводов правил и ГОСТов
С 1 сентября 2022 года в строительной отрасли останется всего пять обязательных сводов правил и ГОСТов, все остальные СП и национальные стандарты переходят в разряд добровольных.
Это следует из Постановления Правительства России № 914 от 20 мая 2022 года. В Минстрое РФ считают, что данное новшество максимально ускорит процесс согласования проектов, ускорит проведение строительных работ и снизит их стоимость. В целом за последние несколько лет количество обязательных требований в сфере строительства уже существенно сократилось, а теперь будет сведено к минимуму, что вызывает множество вопросов у представителей профессионального сообщества.
- В числе «обязательных» нормативов остаются:
- ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения»
- СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия», без изменений
- СП 28.13330.2017 «Защита строительных конструкций от коррозии», с сокращением всего п. 9.2 до п. 9.2.1, касающегося стальных конструкций в условиях сильноагрессивных сред
- СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
- СП 131.13330.2020 «Строительная климатология»
Постановлением Правительства РФ № 914 от 20 мая 2022 года определено, что застройщик и технический заказчик вправе выбирать, каким обязательным перечнем пользоваться. Однако присутствие в названии перечня слова «добровольный» вовсе не означает, что требования из этих нормативных документов можно не выполнять или выполнять частично.Добровольный перечень является добровольным только в части выбора на альтернативной основе тех нормативных документов, на соответствие которым будет выполняться проектирование и строительство объекта капстроительства. После включения нормативного документа в перечень документов, на основании которых выполняется проектная документация, требования данного документа становятся обязательными к исполнению.Также нужно отметить, что в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 15 ФЗ № 384-ФЗ соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования стандартов и СП, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ № 384-ФЗ.
Постановление Правительства России № 914 от 20 мая 2022 года
(196 KB)
Формы актов, утвержденные Приказом № 157н
Приказ № 157н, изданный Минфином, определяет несколько форм актов, которые должны быть использованы в решении различных юридических вопросов. Эти акты представляют собой официальные документы, содержащие информацию о различных действиях и решениях, принятых юридическими лицами.
Формы актов, предусмотренные Приказом № 157н:
-
Акт приема-передачи денежных средств — это документ, который оформляется при передаче денежных средств с одного юридического лица на другое. Он содержит информацию о сумме денежных средств, дате их передачи, а также о получателе и отправителе.
-
Акт инвентаризации — это документ, который составляется при проведении инвентаризации имущества юридического лица. Он содержит информацию об имуществе, его стоимости, а также о фактическом наличии или отсутствии имущества.
-
Акт приема-передачи материалов — это документ, который оформляется при передаче материалов с одного юридического лица на другое. Он содержит информацию о передаваемых материалах, их количестве, а также о получателе и отправителе.
Что переводится в электронный формат?
- Бухгалтерская отчетность — годовые отчеты, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и другие финансовые документы, подлежат переводу в электронный формат. Это облегчит процесс их хранения и обмена, а также упростит проверку и анализ финансовой отчетности.
- Договоры — все договоры и соглашения, заключаемые организацией, должны быть переведены в электронный формат. Это включает в себя как договоры с поставщиками и партнерами, так и внутренние соглашения между подразделениями компании.
- Документация по кадровому учету — данные о сотрудниках, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, расчетные листы и другие документы, связанные с управлением персоналом, требуют перевода в электронный формат для удобства работы с ними и обеспечения их безопасности.
- Налоговая отчетность — налоговые декларации, отчеты о доходах и расходах, протоколы проверок и другие документы, связанные с уплатой налогов, также должны быть переведены в электронный формат. Это упростит взаимодействие с налоговыми органами и обработку налоговых данных.
Перевод документов в электронный формат является необходимым шагом для повышения эффективности бизнес-процессов и обеспечения безопасности информации. Он позволяет ускорить обработку документов, упростить их хранение и поиск, а также снизить затраты на бумажные носители и их обработку. Внедрение электронного формата также способствует снижению риска утраты или повреждения документов.
Зачем нужен Реестр
Реестр обязательных требований – это федеральная государственная информационная система (ФГИС), которая создана в рамках механизма «регуляторной гильотины» в сфере контрольно-надзорной деятельности. То есть, чтобы основные обязательные требования были в одном месте, а не в многочисленных разрозненных нормативных и подзаконных актах.
В итоге, Реестр обязательных требований создан с целью:
Основные практические плюсы Реестра обязательных требований для бизнеса в том, что из него можно узнать:
Соответственно, будет понятно, насколько обоснованы претензии проверяющих.
Подписание электронной первички
В связи с вступлением в силу изменений, предусмотренных 61н приказом министерства финансов с 2024 года, одним из важных нововведений стало возможность подписания электронной первичной документации. Это открывает новые перспективы для бизнеса и упрощает процедуру обработки и хранения документов.
Преимущества электронной первички:
- Экономия времени и средств — процесс подписания документов теперь может быть выполнен в онлайн-режиме, без необходимости физического присутствия всех сторон.
- Высокий уровень безопасности — при использовании криптографической защиты и электронной подписи, риск подделки или потери документов уменьшается.
- Отсутствие необходимости в хранении бумажных копий — все документы могут быть хранены в электронном виде, что снижает затраты на организацию и обслуживание архивов.
- Возможность удаленного доступа — электронные документы могут быть получены и просмотрены в любой момент времени, что облегчает взаимодействие между участниками процесса.
Процедура подписания электронной первички:
- Организация регистрирует электронную подпись в соответствии с требованиями законодательства.
- Документы для подписания загружаются в специализированную систему.
- Участники процесса получают уведомление об необходимости подписания документов.
- Для подписания используется электронная подпись каждого участника.
- Система фиксирует дату и время подписания, а также идентифицирует участников.
Использование электронной первички становится все более популярным среди компаний, особенно в условиях развития цифровизации. Это современный и эффективный способ организации документооборота, который позволяет сократить время и затраты на обработку и хранение документов.
В реестр обязательных требований для бизнеса включат требования по всем видам федерального контроля и надзора
14 января 2023
Правительство РФ расширило перечень сведений реестра обязательных требований для бизнеса (Постановление Правительства РФ от 12 января 2023 года № 12). К концу года в него должны попасть требования по всем видам федерального контроля и надзора.
«Мы планируем завершить формирование реестра требований в части федерального надзора в этом году. Располагая полной информацией о проверках и требованиях, которые проверяются, а также обратной связью от бизнеса, мы с помощью цифровых технологий получаем данные, позволяющие точечно настраивать контрольно-надзорную деятельность в режиме онлайн», – прокомментировал заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко1.
В отношении каких сфер действует мораторий на проверки в 2023 году? Узнайте ответ из Энциклопедии решений. Проверки системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, правила формирования и ведения реестра обязательных требований были утверждены почти год назад (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 128). Сам реестр уже открыт пользователям, но пока работает в тестовом режиме (https://ot.gov.ru/). Предприниматели могут ввести в поле поиска ОКВЭД или вид деятельности и узнать, какие обязательные требования существуют в их сфере деятельности. В отношении каждого требования указано:
Кабмин отмечает, что в настоящее время в Реестр обязательных требований внесены сведения о 373 тыс. требованиях, проверяемых в рамках 15 видов контроля и 51 вида разрешительной деятельности.
1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ (http://government.ru/news/47537/).
Оформление скан-копий первичных документов
Согласно 61-н приказу Минфина, с 2024 года допустимы электронные скан-копии первичных документов. Это позволяет существенно упростить процесс хранения и передачи бумажных документов.
Преимущества использования скан-копий:
- Экономия места: скан-копии занимают гораздо меньше места, чем бумажные документы;
- Быстрый доступ: электронные документы легко найти и открыть без необходимости искать среди бумажных стопок;
- Безопасность: скан-копии можно защитить паролем или разрешить доступ только определенным лицам;
- Простота передачи: скан-копии можно легко отправить по электронной почте или другим способом передачи данных.
Основные требования по оформлению скан-копий:
- Копия должна быть четкой и полностью соответствовать оригиналу;
- Копия должна быть в формате PDF или другом удобном для просмотра и печати формате;
- Копия должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с требованиями закона;
- Копия должна содержать все необходимые для идентификации документа элементы, включая штампы, печати и подписи;
- Копия должна быть сохранена в безопасном месте с ограниченным доступом;
- Копия должна быть удостоверена работником организации или нотариусом.
Отметка об удостоверении | Роль удостоверителя |
---|---|
Судья | Удостоверяет копии документов в случае предоставления в суд |
Нотариус | Удостоверяет копии документов вне судебных процессов, а также знает все законодательство и отвечает за годность копий |
Работник организации | Удостоверяет копии документов, если они будут использоваться только внутри организации |
Таким образом, использование скан-копий первичных документов является удобным и эффективным способом для организации процесса работы с документами, обладающим рядом преимуществ.