Изменение 9. Новые правила по организации работы с электрооборудованием
С 1 января 2024 года утверждены новые Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Расширилась сфера их применения: в нее включили физических лиц — владельцев электроустановок (ЭУ) напряжением ниже 1000 В, которые используют ЭУ не в личных и не в бытовых целях.
В числе основных отличий от прежних правил стоит выделить следующие:
- Уменьшение объема. В результате удаления дублирующих сведений объем Правил уменьшился в несколько раз, что позволяет сократить ресурсы и упростить их внедрение.
- Запрет на работу в электроустановках без профессиональной подготовки и квалификации. Теперь при трудоустройстве сотрудника из числа электротехнического персонала требуется проверка его диплома, свидетельства или другого документа, подтверждающего наличие профессии, соответствующей работе в электроустановке. Это позволяет установить высокие стандарты безопасности и охраны труда в отношении электротехнического персонала.
- Новые виды отчетности. С января работодатель обязан фиксировать информацию о лице, назначенном ответственным за электрохозяйство и его заместителе. Ответственные лица должны быть выбраны только из числа административно-технического персонала. Это позволяет установить более надежный механизм контроля и обеспечения безопасности в области электрохозяйства.
Кроме того, вступили в силу новые правила по организации работы с электрооборудованием, в том числе требования по проведению проверок и испытаний электрических средств защиты.
Единая государственная информационная система учета несчастных случаев на производстве (ЕГИС)
Какой НПА регулирует. Проект Федерального закона от 25.07.2023 № 409465-8 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации о единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве.
Что планировалось изменить. Планировалось, что с 1 января 2024 года в России запустят Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве (ЕГИС). По мнению законотворцев, с ее помощью можно было собирать точные и объективные данные о пострадавших и погибших от несчастных случаях во всех отраслях экономики. Оператором системы должен был выступать Роструд.
В систему планировали вносить:
- данные об организации, на производстве которой произошел несчастный случай;
- информацию о председателе и членах комиссии по расследованию группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом;
- копии материалов и расследования и копии актов о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом;
- СНИЛС пострадавшего в результате несчастного случая на производстве;
- сообщение работодателя (по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего) о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Информацию о несчастном случае планировали представлять в территориальную инспекцию Роструда для внесения данных в систему если произошел групповой несчастный случай, тяжкий или со смертельным исходом.
Такая обязанность лежала бы на всех работодателях, включая:
- все юрлица, независимо от их отнесения к отдельным отраслям экономики, в том числе иностранными, и их обособленными подразделениями;
- международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ;
- семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, и индивидуальные предприниматели, самозанятые, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании начисляются страховые взносы.
Новый порядок организации предварительных и периодических медосмотров
Какой НПА регулирует. Проект приказа Минздрава 02/08/07-23/00139809 «Об утверждении Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичности, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
Что меняется. Проектом приказа Минздрава будут утверждены:
- порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичность, согласно приложению № 1;
- перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, согласно приложению № 2.
В проекте есть еще одно важное приложение, в котором указаны периодичность проведения предварительных медосмотров при поступлении на работу, а также периодических медицинских осмотров
Планируется, что как только новый приказ Минздрава вступит в силу, привычный нам приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н утратит свое действие. Происходит это из-за того, что изменилось законодательство в области безопасности дорожного движения, произошла цифровизация медицинских учреждений и стала обязательной система ЕГИСЗ, в которой будут регистрироваться результаты медосмотров для модицинских организаций, входящих в систему государственного здравоохранения, в рамках обязательного медицинского страхования.
В новом порядке проведение медосмотров указано, что если у соискателя при проведении медосмотра будут выявлены психические расстройства, психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, или их признаков, его направят для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.
Такое освидетельствование проводится за счет инициирующей стороны, а не за счет соискателя. То же самое и с работником, который трудится в компании и проходит периодический медосмотр: если он был здоров физически и психически, но у психиатра есть сомнения, медосмотр затянется на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. За счет ОМС его не проводят.
Кстати, об ОМС. Полис ДМС или ОМС больше указывать не нужно. Номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования обязательно указывать только при оплате медицинского осмотра за счет средств обязательного медицинского страхования. Если же за медосмотр платит сам работодатель, то и полис указывать не требуется.
Еще одно важное изменение — направления на медосмотр можно будет вести не на бумаге, а в электронной форме, при этом работник и уполномоченный от работодателя будут подписывать его не простой, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Нет УКЭП — заполняйте по старинке
По итогам медосмотра сведения о результатах медкомиссия публикуется в ЕГИСЗ в течение одного рабочего дня со дня формирования медицинского документа согласно Приказу Минздрава России от 7 сентября 2020 г. № 947н. Время сократилось в пять раз. Вот такое ускорение задал Минздрав своим подведомственным учреждениям.
Как подготовиться специалисту по охране труда. В первую очередь досконально изучите документ. Посмотрите, с какой периодичностью придется направлять на медосмотры ваших сотрудников с учетом специфики вашей компании. Просмотрите Перечень медицинских противопоказаний по вредным работам. Сообщите об изменениях в порядке медосмотра своим работникам, а также должностным лицам, ответственным за организацию медосмотров, в том числе кадровиков.
Подготовьте проект служебной записки руководителю, в котором донесите информацию о возможности оформления направлений на медосмотры в электронном виде, а также о необходимости оформления УКЭП для лица, которое назначено в вашей организации ответственным за выдачу направлений на медосмотры. Как правило, это кадровики, так как у них есть доступ к персональным данным. Для выдачи направлений понадобится пересмотреть список лиц и поименный список, так как они были созданы по отменяемому порядку проведения медосмотров. Если в Положении о СУОТ также был указан 29н, документ нужно будет актуализировать.
Изменение 4. Новые требования к обучению по гражданской обороне
Согласно Положению, одна из основных обязанностей предприятий и организаций в этой сфере — это разработка программы курсового обучения личного состава формирований и служб, а также сотрудников, связанных с гражданской обороной, и их последующее обучение. Теперь большинство работников уже не будут обязаны проходить эту процедуру.
При этом обязанность разрабатывать программы обучения и проводить его для определенных категорий работников сохраняется. Работодатели по-прежнему обязаны разрабатывать программы вводных инструктажей по гражданской обороне и проводить их для новых сотрудников в течение первого месяца после принятия на работу. Изменение позволяет упростить процедуру и снять нагрузку с работодателей, при этом поддерживая необходимый уровень обучения работников.
Время на расследование несчастного случая
В случае несчастного случая работодатель обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему;
- принять неотложные меры по предотвращению развития чрезвычайной или иной ситуации;
- до начала расследования сохранить обстановку такой, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью и не приведет к катастрофе, а при невозможности нарисовать схемы, сделать фото или видео и т.п. — сообщить в контролирующие органы и родственникам пострадавшего о ЧП;
- расследовать несчастный случай и подготовить материалы расследования.
Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие телесные повреждения, проводится комиссией в течение трех календарных дней. Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжкие телесные повреждения или погибли, производится комиссией в течение 15 календарных дней. Несчастный случай, о котором своевременно не сообщено работодателю, расследуется по заявлению потерпевшего в месячный срок.
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Контролирующие государственные органы по охране труда
Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:
- Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
- Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
- Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
-
Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
- органы местного самоуправления;
- профессиональные союзы работников и их объединения;
- интеграции работодателей;
- другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.
Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:
- Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.
Изменение 7. Новый упрощенный порядок проведения СОУТ для микропредприятий
С 1 марта 2024 года некоторые виды микропредприятий могут проводить специальную оценку условий труда в упрощенном порядке (Приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н).
Новшество касается микропредприятий, у которых в качестве основного вида экономической деятельности указаны разработка компьютерного программного обеспечения, деятельность в области информационных технологий, финансовая и страховая деятельность, а также деятельность в области права и бухгалтерии и некоторые другие.
Сокращение затрат на измерения, исследования и испытания позволит микропредприятиям сфокусироваться на основной деятельности, сохраняя при этом надлежащие условия труда для своих сотрудников. Кроме того, работодатели смогут сэкономить, потому что не придется ипривлекать сторонние аккредитованные лаборатории для проведения СОУТ.
Другой комментарий к статье 210 ТК РФ
Комментируемая статья закрепляет основные направления государственной политики в области охраны труда.
Государственную политику в области охраны труда можно определить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по охране труда, систему мер организационного, правового, научного, информационного и иного характера, направленных на улучшение и развитие системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Исходя из нормативного определения охраны труда, указанное в ст.210 ТК РФ в качестве направления обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является скорее целью государственной политики в области охраны труда.
Такое направление, как принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является средством реализации государственной политики в данной области, достижения цели мероприятий охраны труда. Именно путем принятия нормативных правовых актов государство регулирует общественные отношения.
Прочие направления государственной политики в области охраны труда, предусмотренные комментируемой статьей, можно разделить на две основные группы:
— направления, предусматривающие нормативное регулирование определенных отношений;
— направления, представляющие практическую реализацию функций государственных органов.
Государственная политика в области охраны труда направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Изменение 5. Новые требования в части обучения по охране труда
С 1 марта 2024 года все работодатели, самостоятельно обучающие сотрудников по вопросам охраны труда, должны зарегистрироваться в личном кабинете и передавать данные в реестры Минтруда России.
О том, как это сделать мы подробно объясняем в статье «Личный кабинет работодателя и новые реестры по охране труда». О том, как функционирует личный кабинет и что нужно предпринять работодателю, чтобы без проблем передавать сведения в реестр обученных лиц, рассказали также на вебинаре: «Как и где зарегистрировать результаты обучения по охране труда».
Для организации внутреннего обучения работодатель должен обеспечить:
- материально-техническую базу, то есть подходящие места обучения работников или учебные помещения
- оборудование и технические средства обучения;
- учебно-методическая база, то есть программы и учебные материалы;
- не менее двух обучающих сотрудников в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам ГПХ;
- комиссию по проверке знаний, члены которой прошли обучение в стороннем учебном центре по соответствующим курсам.
Проводить обучение по охране труда могут как штатные сотрудники, так и сторонние специалисты, привлекаемые по договорам ГПХ. Эти лица должны пройти обучение требованиям охраны труда по соответствующей программе в стороннем УЦ.
То есть обучение ответственного лица проводится по той программе, по которой он будет обучать других сотрудников в своей организации.
К преподавателям по первой помощи предъявляются дополнительные требования. Такой сотрудник должен пройти повышение квалификации по программе подготовки преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи (п. 35 Порядка обучения № 2464).
- «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим»
- «Подготовка преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи»
После проверки знаний по охране труда работодатели, которые проводят обучение своими силами, передают в реестр по каждому обученному:
- его ФИО, СНИЛС, профессию или должность;
- название организации или ИП, направивших работника на обучение, ИНН;
- название программы обучения;
- дату и результат проверки знаний;
- номер протокола проверки знаний.
Если обучение проведено в УЦ, то сведения в реестр обученных лиц, передает сам УЦ.
С 1 сентября 2024 года при оформлении уведомления в Минтруд об организации и проведении внутреннего обучения больше не требуется учитывать в среднесписочной численности дистанционных работников на постоянной основе. Изменение внесено в приложение № 4 к Правилам обучения по охране труда и призвано упростить подсчет среднесписочной численности работников при оформлении уведомления в Минтруд.
Микроповреждения и микротравмы: новая статья
Микротравмы – ссадины, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками при исполнении ими своих трудовых обязанностей или выполнении работы у работодателя, не повлекшие нарушения здоровья или развития временной нетрудоспособности.
Отличительной чертой микротравм от других повреждений является то, что они не предполагают расстройства здоровья работающих или появления их временной нетрудоспособности. Организация обязана самостоятельно вести учет и учитывать обстоятельства и причины, вызвавшие микроповреждения (микротравмы) работников. Расследование таких фактов должно производиться на основании обращения потерпевшего к его непосредственному руководителю.
Предварительные работы при составлении Положения по СУОТ
1. Провести предварительную оценку охраны труда
- оценка профрисков;
- специальная оценка условий труда (СОУТ);
- учет травматизма и профессиональных заболеваний;
- наличие протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналов регистрации инструктажей о прохождении сотрудниками инструктажей и обучения по охране труда;
- своевременное прохождение медосмотров;
- правильно обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
- наличие соответствующих журналов, программ и инструкций.
2. Назначить ответственных за охрану труда и распределить обязанности
Согласно пункту 15 приказа № 776н, осуществлять управление охраной труда следует при участии работников или уполномоченных представителей по охране труда.
Поэтому следует издать приказ, где будет прописано распределение обязанностей и ответственностей. С этой информацией нужно ознакомить всех работников на всех уровнях управления организацией.
3. Обеспечить доступность информации
- о политике и целях в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение и нарушение требований ОТ;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
4. Разработать политику по охране труда
В политику (стратегию) по ОТ входят цели по сохранению жизни и здоровья работников. Укажите, на что она направлена и что в себя включает.
Политику следует проверять на актуальность и соответствие стратегическим задачам по ОТ и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
5. Поставить цели в области охраны труда и описать процедуры для ее достижения
Цели должны быть конкретными и желательно содержать цифры. Например, сократить количество микротравм на определенное количество, снизить число профзаболеваний вдвое, организовать обучение по охране труда 20 сотрудников и др.
- составить перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
- составить вопросы для проведения инструктажа;
- организовать подготовку по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
- и т.д. в соответствии с поставленными целями.
6. Составить план мероприятий
- описание мероприятий в организации;
- предполагаемый результат по каждому мероприятию;
- сроки реализации по каждому мероприятию;
- список ответственных лиц за реализацию мероприятий;
- выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
7. Провести оценку профессиональных рисков
Методы оценки следует выбирать в соответствии с деятельностью организации.
- Приказ Минтруда № 926;
- ГОСТ Р 58 771−2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска»;
- ГОСТ Р 12.0.010−2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»;
- ГОСТ 12.0.230.5−2018.
8. Определить, как реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
Здесь нужно будет составить порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.
А также провести мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма на предприятии.
9. Организовать документооборот
Составьте алгоритм, по которому будет происходить разработка документов, правила согласования, утверждения, пересмотра, сроки хранения.
Документы по охране труда можно вести как в привычном бумажном виде, так и в электронном.
О том, какие документы обязательно должны быть в организации читайте в нашей статье «Список обязательных документов по охране труда на предприятиях и в организациях в 2022г».