Путин допустил введение в россии прогрессивной шкалы налогообложения

Немного о системах налогообложения

Сейчас в России применяют пропорциональный НДФЛ – одна и та же ставка в 13%, применённая к разным по величине зарплатам, приносит бюджету разные суммы.

Пример:

Зарплата итого НДФЛ 13%
30 тыс.руб 3,9 тыс. руб.
100 тыс. руб. 13 тыс.руб
150 тыс. руб. 19,5 тыс.руб

Эта система выгодна тем, кто постоянно увеличивает свой доход: «итого» больше, зато не меняется процент НДФЛ. Хотя есть и более выгодный вариант – архаичная равная система, при которой государство взимает со всех одинаковую сумму налога. Не 13%, а, к примеру, 13 тыс. руб. Эта система выгодна только для богачей, государству и бедной прослойке населения она принесёт лишь убытки.

Прогрессивная шкала НДФЛ – это система повышения налога с физических лиц при росте доходов.

Она используется в: США, Франции, Литве, Испании, ЮАР и во многих других странах.

Принципы самой простой её модели таковы:

  • есть минимум дохода, необлагаемый налогом;
  • рост дохода — рост %.

В России прогрессивную шкалу хотят ввести уже давно, но всё никак не получается. А надо!

С одной стороны, уровень жизни большинства населения крайне низок и едва пересекает прожиточный минимум. Эта ситуация негативно сказывается на покупательской способности и привлечении денег населения в банковскую сферу в качестве вкладов. Одни только кредиты! Потому в кризис и распродаём золотой запас.

С другой, расслоение зарплат (особенно в городах-миллионщиках) велико. Т.о. государство забирает у неимущих и недополучает от тех, чьи доходы высоки.

Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России:

  • Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведёт к ещё большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
  • Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряжённость, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
  • В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя всё общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоёв населения.
  • В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведёт к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
  • В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для её введения.

Как определить статус налогового резидента РФ

Основной критерий — длительность пребывания в РФ. Если сотрудник находился на российской территории более 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд — он налоговый резидент, а если меньше — нерезидент (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом гражданство сотрудника значения не имеет (письмо Минфина РФ от 05.05.2015 № 03-04-05/25727).

Но есть особые случаи, предусмотренные статьей 207 НК РФ. Например, поездки для лечения или обучения на срок до 6 месяцев не прерывают пребывание в РФ для определения статуса налогового резидента. Также не прерывают пребывание в РФ выезды для исполнения трудовых обязанностей на морских нефтяных и газовых месторождениях.

Перечень документов, которые подтверждают статус налогового резидента РФ, в НК РФ не установлен. По мнению ФНС, основные подтверждающие документы — это копии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы (письмо от 10.06.2015 № ОА-3-17-2276@).

Проблема в том, что такое подтверждение возможно получить не всегда. Например, в Белоруссию или Казахстан можно въезжать по внутреннему российскому паспорту, где отметки о пересечении границы не предусмотрены.

В подобных случаях можно использовать дополнительные подтверждающие документы. Например, это могут быть документы о регистрации по месту жительства или пребывания, табеля учёта рабочего времени, миграционные карты (письмо ФНС РФ от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584@).

Также сотрудник может запросить в ФНС , подтверждающую статус налогового резидента и предоставить её работодателю. Может, но не обязан. За определение статуса налогового резидента и правильность удержания НДФЛ отвечает работодатель. Минфин рекомендует в сомнительных случаях, если сотрудник не предоставил подтверждающие документы, при начислении НДФЛ исходить из того, что он является нерезидентом (письмо от 12.08.2013 № 03-04-06/32676).

Прогрессивная шкала и налоговые льготы

Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).
2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д.
3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д.
4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы, человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путём предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом, получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

В настоящее время (2020 год) в Государственной Думе рассматривается законопроект № 1148107-6, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

Подробнее см. таблицу:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 180 000 руб. 0,00 %
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб.
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2400 тыс. руб.
От 100 000 001 руб. и выше 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.

Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.

Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.

Прогресс плоской ставки

Момент, когда плоская ставка перестала существовать, совпал и с ее 20-летним юбилеем, и с очередным экономическим кризисом в истории России. Второе, естественно, вряд ли может быть случайностью. В условиях, когда доходы бюджета снизились из-за упавших цен на энергоресурсы и остановки деятельности ряда сфер из-за ограничительных мероприятий, а расходы увеличились из-за мер поддержки населения и расходов на борьбу с коронавирусом, поиск новых источников пополнения бюджета стал неизбежным. И, конечно, в первую очередь правительство посмотрело на людей (новая нефть) с более-менее высокими доходами.

Сергей Григорян, кандидат экономических наук, руководитель представительства Фонда государственных интересов Армении в России:

— Доходы свыше 5 млн рублей в год имеет небольшой процент взрослого населения РФ. Это около 600 тысяч граждан. НДФЛ в размере 15 % будет браться не со всей суммы, а лишь с той ее части, которая больше 5 млн рублей. Предположим, что мы говорим о доходах на уровне европейского топ-менеджмента — это 300 000 долларов в год, или 22,5 млн рублей по сегодняшнему курсу. Если брать средние показатели по дополнительному доходу, то с такой суммы НДФЛ (15 %) будет платиться примерно 300 000 рублей в месяц. Оперируя такими цифрами, можно говорить о том, что бюджет получит 150-160 млрд рублей в год дополнительных доходов от увеличения на 2 % НДФЛ с дохода выше 5 млн рублей. Это существенная сумма. Учитывая, что утвержденный бюджет на 2021 год составляет 18,77 трлн рублей, 150-160 млрд — это примерно 0,8 % от годового бюджета РФ.

Но не кризисом единым. Эксперты называют переход к прогрессивной шкале налогообложения логичным шагом для перехода от развивающейся экономики к развитой. Ведь во многих западных странах шкала сейчас именно такая. Да и аргументы, с которыми когда-то вводилась плоская, уже не так актуальны — все-таки и люди привыкли платить налоги, и возможностей для контроля за их уплатой стало гораздо больше. А исходя из этой логики, нынешняя ситуация по всем признакам выглядит, скорее, как первый шаг.

В числе наиболее вероятных следующих шагов эксперты называют, в частности, появление еще одной ступени — повышенной ставки налога для лиц с доходами от 24 до 50 млн рублей в год. По крайней мере, такое уже несколько раз предлагалось. Так что, скорее всего, нынешнее увеличение ставки НДФЛ вряд ли станет последним. Открытым остается только вопрос, дойдет ли повышение налогов до большей части населения страны, или размер доходов для минимальной ставки останется на приемлемом уровне.

Пересчет НДФЛ налоговой инспекцией: цель и необходимость

По итогам года налоговая инспекция суммирует доходы физического лица от всех налоговых агентов и вычисляет окончательную сумму налога.

Ситуация 1: Начальные условия

В 2024 году Степанов В. С. был трудоустроен в ООО «Альфа» по трудовому договору. У него не было других налоговых агентов.

В 2024 году Степанов заработал 4 800 000 рублей до уплаты налога. Кроме того, он получил дивиденды на сумму 3 700 000 рублей в течение года.

С работника Степанова был удержан налог в размере 624 000 рублей, что составляет 13% от его заработной платы в размере 4 800 000 рублей.

Сумма налога в размере 481 000 рублей была удержана с дивидендов по ставке 13%.

По итогам 2024 года налоговая инспекция провела пересчет налога на основании данных, полученных из расчета 6-НДФЛ, предоставленного ООО «Альфа».

Сумма дохода, полученного Степановым в 2024 году, была подсчитана налоговой инспекцией, и ему был доначислен НДФЛ в размере 70 000 рублей. Итак, вот как это было рассчитано:

1. Общая сумма дохода Степанова составила 8 500 000 рублей (4 800 000 + 3 700 000).

2. Налог по ставке 13% был рассчитан на доход до 5 миллионов рублей и составил 650 000 рублей.

3. Налог по ставке 15% был рассчитан на доход свыше 5 миллионов рублей и составил 525 000 рублей.

4. Итого, общая сумма НДФЛ, рассчитанная налоговой инспекцией по итогам 2024 года, составила 1 175 000 рублей.

5. Степанову необходимо будет доплатить 70 000 рублей (1 175 000 — 1 105 000), чтобы уплатить полную сумму НДФЛ.

Для удобного заполнения формы 6-НДФЛ и отправки данных в ФНС, можно воспользоваться решениями от компании «Астрал». Один из таких продуктов — «Модуль 1С-Отчетность», который идеально подходит для пользователей программы «1С:Предприятие», желающих сдавать документы через привычный сервис. Другой продукт, «Астрал Отчет 5.0», будет полезен бухгалтерам, работающим с несколькими компаниями и желающим вести учет всех компаний в одном месте.

Информация о ситуации № 2. Начальные условия

В 2024 году Степанов занимался работой в двух компаниях: ООО «Альфа» и ООО «Омега».

У ООО «Альфа» Степанов получил доход в размере 5 000 000 рублей, а сумма налога, удержанного и перечисленного в бюджет, составила 650 000 рублей.

ООО «Омега» выплатило Степанову доход в размере 2 500 000 рублей. Соответственно, он уплатил налог в размере 325 000 рублей в бюджет.

По итогам 2024 года налоговая инспекция провела пересчет налога на основе данных, полученных из расчетов 6-НДФЛ, предоставленных ООО «Альфа» и ООО «Омега».

После проверки доходов, полученных Степановым в 2024 году, налоговая инспекция решила начислить ему налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 50 000 рублей. Итак, суммируя доходы Степанова, которые составили 5 000 000 рублей и 2 500 000 рублей, получаем общую сумму дохода в размере 7 500 000 рублей. Затем, налоговая ставка НДФЛ в размере 13% применяется к доходу до 5 миллионов рублей, что составляет 650 000 рублей. Далее, налоговая ставка НДФЛ в размере 15% применяется к доходу свыше 5 миллионов рублей, что составляет 375 000 рублей. В итоге, общая сумма НДФЛ, рассчитанная налоговой инспекцией по итогам 2024 года, составляет 1 025 000 рублей. Следовательно, Степанову необходимо будет доплатить 50 000 рублей (1 025 000 — (650 000 + 375 000)).

Налоговое уведомление, содержащее информацию о сумме НДФЛ, которую необходимо будет доплатить, будет направлено физическому лицу со стороны ИФНС. В этом уведомлении также будут указаны имущественные налоги, связанные с владением транспортными средствами и недвижимостью. Срок оплаты указанных налогов составляет до 1 декабря.

Экосистема обслуживания клиентов, предлагаемая нами, разработана с учетом различных потребностей бизнеса. Мы предлагаем широкий спектр услуг и решений, которые помогут удовлетворить запросы и требования наших клиентов. Наша экосистема клиентского сервиса гарантирует высокое качество обслуживания и индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы стремимся предоставить нашим клиентам все необходимые инструменты и ресурсы для успешного развития и процветания их бизнеса.

Реклама: Компания «АСТРАЛ-СОФТ» с ИНН 4027145240 предлагает свои услуги. Контактный номер: LjN8KAQfu.

Заплати 13 % и спи спокойно

Подоходный налог является основным видом прямых налогов и, пожалуй, самым известным. С 2001 года в России его ставка равняется 13 %. За это время успела вырасти пара поколений, которые другой ставки и не застали. Те, кто успел поработать в девяностые, уже стали забывать, что в то время в России налогообложение было принципиально иным.

До 2001 года шкала НДФЛ была прогрессивной, то есть процент налога зависел от получаемого дохода. Учитывая, что из-за огромных темпов инфляции в первые годы 90-х даже не очень-то зажиточные россияне быстро становились миллионерами, цифры в законе регулярно переписывались. Так, если с 1991 года НДФЛ по минимальной ставке платили те, чьи доходы не превышали 42 000 рублей в год, то в 1994 году на минимальную ставку получили право люди с годовым доходом до 10 млн рублей. Еще бы — тогда буханка хлеба стоила дороже 500 неденоминированных рублей.

В прогрессивной ставке была своя логика — и ее потом часто припоминали российскому правительству представители оппозиции. Они заявляли: раз богатые получили возможность больше зарабатывать — значит, и налогов должны платить больше. Именно обвинения в адрес властей в поддержке тех, кому и так неплохо живется, стали ключевыми после принятия плоской шкалы, уже не зависящей от годового дохода налогоплательщика.

Но стоит вспомнить, что переходили на единые для всех 13 % не просто так, а из-за того, что россияне всеми силами пытались уклониться от уплаты налогов — и уж тем более по повышенной ставке. Например, в 1999 году средняя реальная ставка, по которой налог был уплачен всеми налогоплательщиками, составляла 12,9 %. То есть бюджет от плоской шкалы фактически не проигрывал, хотя даже ее сторонники называли непростым решение уравнять налоговые требования и к получающим миллионы, и к тем, чьи доходы чуть выше минимального размера оплаты труда (на тот момент — 200 рублей).

Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из пяти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  5. 27 % — 5 %, 400 %+.

Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

Неравномерная прогрессивная шкала из двух градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 48 % — 5 %, 400 %+.

Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

Что предлагают Члены Правительства РФ

И ранее осенью 2016, и сейчас на Гайдаровском форуме повторяется одно и то же.

Неофициально Кабмин во главе с Голодец считает, что прогрессивная шкала поможет в условиях кризиса повысить доходы населения. Одно из решений – отменить НДФЛ для тех, кто получает зарплату в пределах МРОТа.

Мнение В.Путина – российская экономика ещё не готова для шкалы. Отмена НДФЛ не увеличит доходы человека, работодатель просто не прибавит неуплаченный налог к зарплате.

Начинать надо не с конечных доходов, а с того, что им способствует – с экономических режимов и условий работы для бизнеса. Надо снижать издержки предпринимателей и стимулировать их на повышение зарплат сотрудникам.

Именно это имел в виду Медведев, сообщая, что в приоритете у Правительства развитие малого бизнеса, реформирование моногородов, налаживание дорожной инфраструктуры, облегчение налоговых режимов и упрощение экспортного процесса.

Изменение режима НДФЛ если и начнётся, то не раньше 2019.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: