Специальная оценка условий труда (соут)

Как провести специальную оценку условий труда

СПРАВКА О КОМПАНИИ

EcoStandardgroup – лидер на рынке специальной оценки условий труда и крупнейший поставщик услуг в сфере производственного контроля, разработки документации, аудита, аутсорсинга и профессионального образования в области охраны труда, пожарной, экологической и электробезопасности. Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Право человека на безопасный труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. На основе этой статьи в ТК РФ прописано, что работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников. Обеспечивать их он может с помощью правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.

«Экономия» может дорого обойтись

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

Как финансировать расходы на спецоценку

Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Причем профинансировать за счет ФСС можно и другие мероприятия по улучшению условий труда (медосмотры, покупка СИЗ, лечебно-профилактическое питание и пр.). Для этого в ФСС надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.

Далее ФСС будет решать, вправе организация использовать взносы на улучшение условий труда или нет. Решение положительное? Тогда об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно сдавать . Их представляйте  по форме 4-ФСС.

Подробнее об этом см. .

Иртаева Е.П.

Что из себя представляет СОУТ

Комплекс работ по экспертизе рабочих мест (РМ) для выявления вредных или опасных факторов труда, называется специальной оценкой условий труда (СОУТ). Проверяются именно рабочие места, а не должности или профессии. Например, работающие посменно (сутки через трое) охранники имеют одно и то же рабочее место. Занимающих должность сотрудников три, а РМ на всех только одно.

Оценке подлежат все РМ, за исключением удалённых. СОУТ должны проводить все работодатели, кроме:

  • физических лиц, не имеющих статуса ИП;
  • религиозных организаций.

При наличии вакантных должностей их РМ не проверяются.

Итогом СОУТ станет присвоение класса конкретному РМ. Их может быть четыре:

  1. оптимальные условия труда (УТ) (подкласс 1);
  2. допустимые УТ (подкласс 2);
  3. вредные УТ (подклассы 3.1 — 3.4);
  4. опасные УТ (подкласс 4).

Основываясь на результатах СОУТ, при выявлении вредных и опасных УТ, работодатель составляет график мероприятий по приведению показателей РМ к соответствию нормативам. Кроме того, в зависимости от выявленного класса УТ, он обязан обеспечить работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты (СИЗ). А также, при необходимости, организовать доплату за вредность и предоставить дополнительные дни отпуска.

СОУТ должна проводиться в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ.

Исполнителем спецоценки может выступить специализированная компания, имеющая аккредитацию и включённая в единый реестр Минтруда РФ. Попасть в реестр могут только те организации, у которых:

  • СОУТ — это основной вид деятельности;
  • есть собственная лаборатория для исследований сертифицированная и (аккредитованная);
  • есть, как минимум, 5 специалистов с сертификатами, хотя бы один из которых имеет диплом о высшем образовании по специальности «Общая гигиена», «Гигиена труда», «Санитарно-гигиенические исследования» ( закона №426-ФЗ).

Передача результатов СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета

Передает организация, проводящая специальную оценку. Срок – 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

В целях уведомления работодателя о передаче в информационную систему учета сведений о результатах проведения СОУТ, организация проводящая СОУТ автоматически формирует в информационной системе учета уведомление, содержащее сведения о работодателе, организации, проводящей СОУТ, сводную ведомость результатов проведения СОУТ, идентификационный номер отчета о проведении СОУТ , и в течение трех рабочих дней со дня передачи информации в информационную систему учета указанных сведений направляет его работодателю в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используют Минтруд России, Роструд, ПФР, ФСС России, Роспотребнадзор, органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда и страховщики в целях, указанных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Скачать памятку для работодателя по СОУТ

Как проводится идентификация?

Существует классификатор опасных либо вредных факторов, утвержденный Минтрудом России. Эксперты сопоставляют данные конкретных рабочих мест с классификатором и таким образом выявляют те рабочие места, которые требуют оценки и измерений.

Работник со своей стороны также имеет право обратиться к работодателю или напрямую к организации, проводящей СОУТ, с предложением провести проверку для выявления потенциально вредных и/или опасных факторов на его рабочем месте.

Оценка и измерения нужны для последующего присвоения рабочим местам класса условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Однако, если эти места полностью аналогичны, то можно проводить замеры только для 20% таких рабочих мест (минимум 2 рабочих места), а результаты будут действительны для всей группы. Если же выявлено хоть одно различие, то измерения будут проводиться для каждого рабочего места отдельно.

Почему это важно?

От результатов спецоценки напрямую зависят гарантии и компенсации, которые работодатель обязан предоставить своим сотрудникам. Это могут быть, например, сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация.

Рабочие места, на которых экспертом были установлены оптимальные или же допустимые условия труда, также подлежат декларированию, если на них ранее не был установлен класс вредных условий труда, и они не входят в списки Постановления №10.

После окончания исследований и измерений специализированная организация предоставляет работодателю отчет, в который включаются:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ, с приложением документов, подтверждающих ее соответствие требованиям Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда для рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
  • заключение эксперта (экспертов) организации, проводившей СОУТ

Отчет должен быть утвержден всеми членами созданной работодателем комиссии. Сведения об утверждении отчета работодатель передает в организацию, осуществлявшую СОУТ.

Внеплановая СОУТ

Планово спецоценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако Законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово.

На проведение внеплановой процедуры работодателю может даваться 6 или 12 месяцев. Если в эксплуатацию были введены вновь организованные рабочие места, или же произошли изменения в технологическом процессе, которые могут оказать влияние на условия труда, то внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев.

Если же речь идет о получении предписания от государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, изменении состава использующихся материалов и сырья (если это может повлиять на уровень воздействия вредоносных и/или опасных факторов), изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если был зафиксирован несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то на проведение спецоценки дается 6 месяцев.

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом РФ

Работники, которым по результатам проведения специальной оценки условий труда присвоен вредный или опасный класс условий труда, могут рассчитывать на следующие гарантии и компенсации:

  • повышенный размер оплаты труда;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • сокращённая продолжительность рабочего времени;
  • выдача молока и лечебно-профилактического питания;
  • досрочная трудовая пенсия по старости.

Льготы и компенсации не предоставляются, если по результатам СОУТ выявлен класс условий труда 1 степени — оптимальный или 2 степени — допустимый.

Повышенный размер оплаты труда

Ст. 147 ТК РФ закрепляет, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней.

Продолжительность отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании соглашения и письменного согласия работника, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

Сокращённая продолжительность рабочего времени

Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

Льготное пенсионное обеспечение

Сотрудникам, рабочие места которых, включены в списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, начисления «вредного» стажа может быть приостановлено, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника, входящего в Списки, установлен 1 или 2 класс условий труда.

Исчисление «вредного» стажа может быть продолжено даже через некоторое время в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда.

В настоящее время стаж за «вредность» засчитывается при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в Пенсионный Фонд страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ;
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Кто обязан проводить спецоценку2

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (). По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников ().

Порядок специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать федеральные и региональные законы, другие нормативно-правовые акты (). Сейчас процедуры специальной оценки условий труда госслужащих в законодательстве нет. Это следует из .

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. Оценку на основании гражданско-правового договора проводит независимая организация (). Есть случаи, когда спецоценку .

Ситуация: нужно ли проводить спецоценку, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создают

Да, нужно.

Данная категория сотрудников не поименована в , в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Провести такую оценку надо, причем сделать это должен , без исключений ().

Если не проводить спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей и ТК. За это может грозить .

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут , которые вправе проводить данные процедуры.

Ситуация: нужно ли проводить спецоценку, если рабочие места сотрудников расположены на континентальном шельфе России

Да, нужно.

Специальную оценку условий труда должны проводить все работодатели, . Поскольку работодателем является российская организация, для нее также действуют эти требования. Это следует из , статьи 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:1

  • ;
  • ;
  • людей, для которых работодатели – физлица без статуса .

Также спецоценку не проводят религиозные организации, которые зарегистрированы по правилам . Об этом сказано в статьи 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

На вакантных рабочих местах спецоценку также не проводят. Раз сотрудник отсутствует, штатные производственные и технологические процессы на таком рабочем месте не происходят. можно будет провести после того, как на вакантную должность примут работника, или когда появятся временные рабочие места. Это следует из Методики, утвержденной (письма Минтруда ,

Не проводите спецоценку в отношении физлиц, с которыми заключили гражданско-правовые договоры. Предмет спецоценки – рабочее место сотрудника. При найме исполнителя по ГПД рабочего места у него нет, потому что в отношении такого физлица организация не выступает в роли работодателя (, ). Данные выводы следуют из .

Не создавайте рабочее место для исполнителя по ГПД, не ведите учет его рабочего времени. Иначе такой гражданско-правовой договор могут признать трудовым. Более подробно про различия трудового и гражданско-правового договоров – в .

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Законодательные новшества 2020 года

Внесенные в №426-ФЗ изменения вменили в обязанность компаний-оценщиков передачу сведений о проведенной проверке в ФГИС СОУТ; об отправке информации они обязаны в течение 3-х рабочих дней сообщать заказчику (ст. 18, ч. 3).

Надлежащее исполнение этой обязанности признается исключительно при получении заказчиком уведомления от экспертной компании, которое может быть оформлено как в бумажном виде (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении), так и в электронном, заверенном усиленной квалифицированной ЭП.

Установлены и ранее отсутствовавшие в законодательстве сроки:

  • отчет о проведении проверки должен быть утвержден не позднее 30-ти календарных дней с момента получения отчета от организации-оценщика;
  • отсчет срока действия декларации по спецоценке с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ (ранее — с момента утверждения).

Таким образом, использование результатов оценки становится возможным для организации только после внесения сведений во ФГИС. Новый подход призван исключить риски возможного умышленного сокрытия полученных отчетов, ведущие к снижению достоверности накапливаемых в контролирующем органе данных и к невозможности своевременно выявлять возможные нарушения с помощью имеющихся в распоряжении ФГИС СОУТ автоматических сервисов.

Данное нововведение не касается результатов, которые содержат сведения, составляющие охраняемую законом (в том числе государственную) тайну: согласно изменениям, внесенным в ст. 7 (ч. 2), их можно, как и прежде, применять с даты утверждения отчета.

Работодателю на заметку: судебные решения по СОУТ

Ситуация Решение суда Реквизиты судебного решения
Работодатель отказался знакомить работника с результатами СОУТ по рабочему месту, на котором данный сотрудник работал периодически – при замещении другого работника. Прав ли работодатель? Работодатель неправ. Судьи поддержали работника, указав, что результаты СОУТ связаны с работой и его обязаны ознакомить с результатами спецоценки условий труда работника, которого он временно замещал

Определение 7-го КСОЮ от 16.08.2022 N 88-13345/2022

При проведении СОУТ эксперты нарушили установленные законом правила ее проведения. Считаются ли результаты спецоценки действительными?

Да, результаты СОУТ считаются действительными.

Закон о спецоценке от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ч. 5 ст. 22) предусматривает административную ответственность для экспертной организации или эксперта при нарушении ими порядка проведения спецоценки. Об отмене результатов СОУТ в таком случае в законе ничего не сказано

Определение 1-го КСОЮ от 17.10.2022 N 88-26567/2022
Инспектор ГИТ в ходе внеплановой проверки по вопросу выплаты зарплаты ниже МРОТ обнаружил факт непроведения в компании СОУТ и оштрафовал за это по . Правомерны ли его действия? Инспектор неправ. Штраф за непроведение спецоценки может быть отменен судом, так как непроведение СОУТ не являлось предметом внеплановой проверки ГИТ и связанные с этим документы инспектор запросил неправомерно. Полученные с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ доказательства не могут быть признаны допустимыми в силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ Решение Кировского областного суда от 20.02.2020 по делу N 77-55/2020
Работодатель ввел в штатное расписание новую должность, но в течение года не провел в отношении нового рабочего места СОУТ. Можно ли избежать штрафа, если на момент выявления нарушения у компании уже заключен договор на проведение спецоценки? Штрафа по не избежать, если спецоценка не проведена в течение 12 мес. со дня ввода новых должностей штатное расписание. Заключенный со специализированной организацией договор от штрафа не избавит Постановление 6-го КСОЮ от 17.04.2020 N 16-2712/2020

Когда нужна внеплановая спецоценка2

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

  1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;
  2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  6. на рабочем месте произошел (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено , причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. есть выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленные по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, которую провели на его рабочем месте.

Внеплановую спецоценку проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов и . Если же речь об обстоятельствах из пунктов , , то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов и , спецоценку можно не проводить. Об этом сказано в Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ситуация: как проводить спецоценку, если работодатель переезжает

Когда организация открывает новый офис, она перемещает рабочие места в другое место и работодатель организует и вводит в эксплуатацию новые рабочие места в другом помещении.

Внеплановую специальную оценку обязательно провести в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Так сказано в статьи 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест – дата, когда на этих рабочих местах начали штатный производственный процесс, который ранее работодатель в новом помещении не производил ().

Определить дату ввода в эксплуатацию рабочего места законодательно не получится – таких разъяснений нет. Конкретный день ввода в эксплуатацию рабочего места можно определить, например, по приказу о введении вновь организованного рабочего места в эксплуатацию. На практике момент введения вновь организованного рабочего места в эксплуатацию определяют датой начала на этом рабочем месте штатного производственного процесса, который ранее работодатель не производил ().

Каждый раз придется заново проводить спецоценку, если организация периодически переезжает из одного помещения в другое. Внеплановую специальную оценку условий труда нужно провести в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (, ).

Решение о том, что проводите внеплановую спецоценку, .

Совет: проводите внеплановую спецоценку, только если организация при переезде вводит в эксплуатацию и меняет условия труда.

В Трудовом кодексе нет понятия «перемещение рабочего места», есть понятие «перемещение работника». При перемещении работника могут измениться условия труда на . Проводить спецоценку не нужно, если эти условия не изменились.

Не проводите внеплановую спецоценку, если при переезде в другое помещение не произошли изменения трудового договора или штатного расписания либо другие события, которые меняют условия труда сотрудника.

Фактор времени

На сегодня СОУТ является единственным механизмом для определения вредности на рабочих местах и назначения компенсаций работникам. При этом оцениваются две составляющие – уровень вредного фактора, идентифицированного на рабочем месте, и время его воздействия на работника. На практике больше внимания уделяют измерениям, а определение точного времени влияния вредных факторов многие организации, к сожалению, недооценивают.

Измеренный уровень того или иного фактора – показатель объективный, определяемый инструментально независимой аккредитованной лабораторией оценивающей организации, которая проводит СОУТ, и не доверять этим данным у нас нет оснований. Чего нельзя сказать о процедуре определения времени воздействия вредных факторов, где в основу иногда ложатся субъективные, а нередко просто желаемые, предпочитаемые работодателем значения.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).

Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд. “Реестр специализированных организаций по СОУТ“.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух). Также см. “Аналогичные рабочие места при СОУТ – что это?“.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Выбор экспертной организации-оценщика

Процедура выбора оценщика практически одинакова для коммерческих и бюджетных структур, требования к исполнителю содержатся в законе №426-ФЗ (ст. 19).

Выбор осуществляется так:

  • составление ТЗ (ответственный — специалист по охране труда), запрос коммерческих предложений в экспертных организациях, регистрация полученных ответов;
  • формирование конкурсной комиссии, передача ей поступивших коммерческих предложений, выбор оптимального варианта (в состав комиссии обычно входят специалисты контрактно-договорного отдела или юридического подразделения);

Проверить полномочия претендентов можно на сайте Минтруда РФ по реестру организаций, уполномоченных проводить спецоценку.

Какие ошибки чаще всего совершают при проведении спецоценки и как за это наказывают компанию

В части 2 статьи 5.27.1 КоАП указано, что нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Давайте рассмотрим пример, как могут оштрафовать работодателей за нарушения в порядке проведения СОУТ.

Пример из практики

Индивидуальный предприниматель Тамара занимается туристическим бизнесом. У нее работают четыре агента по бронированию. Тамара внесла в перечень рабочих мест 5 рабочих мест, включая себя. Работники трудятся в разные смены, и одни из них ездят сами на автомобилях, встречают группы туристов, а другие – сидят в офисе на телефоне. Татьяна посчитала, что нужно оценить три рабочих места — свое, агентов разъездных и агентов в офисе.

Разбор ошибок от экспертов.

Ошибка №1 — не нужно считать ИП работником. СОУТ ему проводить также не нужно. В отношении самой Татьяны СОУТ не проводят, так как ИП не имеет права заключить трудовой договор с собой, так как в этом случае нет одной из сторон трудового договора (ст. 56 ТК РФ).

Ошибка №2. Нет аналогичных рабочих мест. В нашем случае сотрудники не только выполняют работы в разные смены, но даже в одну и ту же смену выполняют совершенно разный функционал. Нельзя приравнивать работу за столом и управление транспортным средством, беготню по аэропортам и железнодорожным вокзалам — ответам на телефонные звонки и на сайте.

Правильное решение:

РМ Имя работника Смена Выезд к клиенту на а/м агентства Признак аналогичности
1 Алина Дневная с 8 до 15.00 да Не аналогично РМ 2,3,4
2 Марина Дневная с 8 до 15.00 нет Не аналогично РМ 1, 3, 4
3 Валентина Вечерняя с 15.00 до 20.00 да Не аналогично РМ 1, 2, 4
4 Татьяна Вечерняя с 15.00 до 20.00 нет Не аналогично РМ 1, 2, 3
Итого подлежит СОУТ 4 рабочих места

Если бы ГИТ проверило Татьяну, и установило, что она посчитала для проведения СОУТ 2 места, а не четыре, ее могли бы оштрафовать по части 2 статьи 5.27.1 КоАП, учитывая что она относится к микропредприятиям — от 5 000 до 10 000 рублей.

За то, что Татьяна посчитала себя в перечне рабочих мест, ее не оштрафуют, а в суде она может одеться похуже и сказать, что посчитала так из-за обстоятельств тяжелого финансового положения и правовой неграмотности, ее, возможно, пожалеют и «скостят» штраф до минимальной суммы.

Обратите внимание! Признавать заявленные ответчиком обстоятельства смягчающими — право суда, а не его обязанность. Поэтому, если на суде вы разозлите судью, не надейтесь на его милость

Если вы хотите уменьшить штраф, нужно заявить несколько обстоятельств. Так шансы значительно возрастают. Но делать это есть смысл, когда факты можно подтвердить. Суд может дополнительно оценить как смягчающие такие обстоятельства, как признание вины, тяжелое финансовое положение, заключение договора на проведение СОУТ на «доначисленные» рабочие места.

Кроме неправильного подсчета рабочих мест, организацию могут оштрафовать:

  • за несвоевременное проведение СОУТ
  • за четное количество членов комиссии
  • за неподачу декларации в ГИТ или опоздание
  • за не ознакомление работников с результатами СОУТ

Кроме ч.2 статьи 5.27.1 КоАП, за невыплату гарантий и компенсаций по результатам СОУТ работодателя могут оштрафовать по части 5.27 КоАП и по другим статьям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: