Институт гражданстваосновные начала законодательства о гражданстве
Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты интересов государства.
Признание гражданства является своего рода юридической «инвентаризацией» государством своего населения, разделением его на «своих» и «чужих», которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения ряда других вопросов не только гражданства, но и касающихся суверенитета государства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано его гражданином.
12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. 6). С момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации установлено только одно гражданство — гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71).
В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
К числу основных принципов гражданства, закрепленных в российском законодательстве, можно отнести: равенство гражданства; свободу и добровольность выбора гражданства; недопустимость лишения гражданства; недопустимость выдачи гражданина другому государству; защиту и покровительство государства в отношении своих граждан за границей; сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами данного государства; сохранение гражданства при заключении или расторжении брака.
Принцип подбора вакансии для безработного
Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:
- Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
- Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
- Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
- Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.
Статистика безработицы в России
Росстат опубликовал отчет о социально-экономическому положению России за январь-апрель 2023 года, где в главе III Социальная сфера, пункте 2 описана занятость и безработицы.
Численность рабочей силы в апреле 2023 г. в возрасте от 15 лет и старше составила 75,8 млн человек. Из них 73,3 млн — занятые, 2,5 млн человек — безработные. Так безработных оказалось 3,3%.
Бесплатно получить знания и навыки, освоить новую профессию и получить помощь в трудоустройстве вы можете на курсах от федерального проекта «Содействие занятости». Вы сможете выбрать из нескольких направлений.
IT, аналитика и программирование
Управление, менеджмент и финансы
Маркетинг и маркетплейсы
Дизайн
- Образование
- Сервис и услуги
Курсы проходят в онлайн-формате на образовательной платформе Odin. Во время учебы вы будете получать подробную обратную связь и поддержку от преподавателей и студентов в чате платформы или по видеозвонку.
Как только вы закончите обучение и защитите финальный проект, вы получите документ установленного образца и возможность пройти оплачиваемую стажировку в компаниях-партнерах проекта.
Чтобы помочь вам найти работу, поддержать и ответить на все вопросы, работает Центр карьеры.
Специалисты проекта проводят персональные карьерные консультации с каждым выпускников, на которых профессионально помогают: сориентироваться в сферах, где вам стоит искать работу по своей специальности, написать сопроводительное письмо, резюме и создать портфолио.
Классификация прав и свобод граждан Российской Федерации
Конституционные права и свободы граждан России делятся на несколько категорий в зависимости от сферы жизнедеятельности.
Рассмотрим, что подразумевает под собой каждая категория, и приведём примеры соответствующих статей Конституции.
Личные (гражданские) права и свободы
Это права, которые принадлежат человеку как биосоциодуховному существу:
- право на жизнь (статья 20),
- право на достоинство (статья 21, часть 1),
- право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22),
- право на неприкосновенность частной жизни (статья 23),
- право на тайну переписки, телефонных переговоров (статья 23).
Экономические права и свободы
Это права, которые включают в себя возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности:
- свобода предпринимательской деятельности (статья 34),
- право на частную собственность (статья 35, 36),
- право наследования (статья 35, часть 4),
- свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37),
- право на защиту от безработицы (статья 37),
- право на отдых (статья 37).
Политические права и свободы
Это права, которые позволяют личности участвовать в политической жизни общества:
- право на информацию (статья 29),
- право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (статья 31),
- право на участие в управлении делами государства (статья 32),
- право избирать и быть избранным (статья 32, часть 2),
- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Социальные права и свободы
Это права, которые подразумевают притязания на достойный уровень жизни и благосостояние:
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41),
- право на благоприятную окружающую среду (статья 42),
- право на образование (статья 43).
Культурные права и свободы
Это права и свободы, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности:
- право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (статья 44),
- свобода творчества (статья 44).
<<Форма семейного образования>>
Трудоспособность и значение данного понятия с юридической точки зрения
С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.
Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:
- пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
- граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
- физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.
Основные понятия
Общественный статус подразумевает положение человека в обществе, а также права, которыми он наделен и ответственность, которую он несет за совершение своих действий. Он включает в себя и социальные роли, которые человек выполняет в обществе, а также то, чего от него ожидает социум. Например, сюда относится пол, национальность, профессия, должность, семейное положение и т. д.
https://youtube.com/watch?v=8cQiL3tNIXs
Статус гражданина страны автоматически наделяет своего обладателя всеми свободами и привилегиями, указанными в Конституции. Кроме того, никто не вправе лишить человека гражданства, соответственно, все его права остаются с ним. Обязанность защищать права своих граждан берет на себя государство. Граждане же, в свою очередь, должны выполнять обязанности, возложенные на них законодательством.
https://youtube.com/watch?v=coIsZbJO1tc
Иностранные граждане, приехавшие в РФ, также обладают своими правами, к которым относятся:
- право на жизнь;
- на защиту государством его чести и достоинства;
- на неприкосновенность имущества.
Вторая статья Конституции РФ посвящена правам человека и их защите. Следовательно, достоинство личности защищается государственным законом независимо от того, резидентом какой страны эта личность является. То же самое касается выполнения закона и уплаты налогов в казну государства. Безусловно, это относится лишь к тем особам, которые получают прибыль от деятельности на территории государства.
К налогоплательщикам не относятся следующие социальные группы:
- ученики школ и высших учебных заведений (если они не работают);
- пенсионеры;
- туристы из других стран.
Однако избирать и быть избранными на выборах могут только граждане России, достигшие совершеннолетия. Владеть землями на территории Российского государства также могут лишь граждане этой страны. Защита Родины — обязанность граждан России.
Как рассчитать размер пособия?
О размере пособия по безработице и порядка его выплат несложно найти информацию в отмеченном ранее федеральном законе. Сумма денежной выплаты устанавливается по таким формулам:
- Если заявитель был уволен с основного места работы в течение года, предшествующего безработице, размер пособия определяется в процентном соотношении к средней заработной плате за последние 90 дней по последнему месту работы.
- Если гражданин приобрел правовой статус безработного, не имея трудового стажа, или решил возобновить трудовую деятельность после перерыва, превышающего 12 календарных месяцев, размер его денежного пособия будет зависеть напрямую от величины прожиточного минимума, действующего в пределах конкретного региона России.
- Граждане, имеющие не более 12 месяцев перерыва в трудовой деятельности, и уволившиеся сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие смогут получать выплаты в размере 75 процентов от средней зарплаты на протяжении трех месяцев пребывания на учете по безработице, а в последующие 4 месяца – 60 процентов, а далее – не более 45 процентов.
Кроме того, человеку, имеющий социально-правовой статус безработного, не предоставляется возможность на получение пособия, величина которого будет преобладать над суммой прожиточного минимума в том или ином федеративном субъекте. При этом выплаты не могут быть меньше, чем третья часть того же прожиточного минимум.
При отсутствии трудоустройства на протяжении полутора лет с момента приобретения правового статуса безработного заявитель может претендовать на продление государственной помощи в виде пособия. Однако в этом случае его размер не должен превышать 30 процентов от фиксированного в регионе прожиточного минимума и быть не ниже 100 рублей.
Интересный факт: исследователи пришли к выводу о том, что в некоторых странах государственная поддержка безработных позволяет обеспечивать гражданам не менее достойный уровень жизни в сравнении с постоянной занятостью. Например, в Финляндии размер пособия практически не уступает величине средней заработной платы по региону.
Лица, которых нельзя признать безработными и регистрировать как безработных
Тут же важно сказать, что не для всех граждан допустимо быть признанными в качестве безработных. К примеру, нельзя признать безработными и зарегистрировать как безработных ряд граждан, которые:
- не достигли 16 лет;
- на основании пенсионного законодательства РФ получают пенсию по старости или за выслугу лет;
- отказались в течение десяти дней с момента, когда их зарегистрировали в органе относительно вопросов занятости для того, чтобы найти подходящую работу от двух вариантов подходящей работы, сюда же входит временная работа. Также к данной категории относятся те, кто первый раз ищут работу и ранее не работали, и не имеют профессии в ситуациях, когда были два отказа в том, чтобы получить профессиональную подготовку или оплачиваемую работу, которая была предложена. Сюда же относится ситуации, когда гражданин дважды находился на временной работе;
- не явились без уважительной причины сроком в 10 дней с момента регистрации для того, чтобы найти подходящую работу, в орган относительно вопросов занятости, а также те, кто не явился в срок, который был установлен органом по вопросам занятости для того, чтобы зарегистрироваться как безработный;
- являются осужденными на основании решения суда к ряду работ исправительного характера, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- те, кто представил ряд документов, которые содержат сведения относительно отсутствия работы и заработка, которые являются заведомо ложными, а также те, кто предоставил ряд иных недостоверных данных для признания их безработными.
Для ряда граждан, которым в установленном порядке отказали в том, чтобы зарегистрировать их как безработных, допустимо повторно обратиться в орган по вопросам занятости через месяц после того, как им было отказано для того, чтобы решить вопрос регистрации в качестве безработного.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Как стать официальным безработным
Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности
- зарегистрироваться для поиска работы;
- зарегистрироваться в качестве безработного;
- в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.
Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.
Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
- трудовую книжку, другие договоры или контракты;
- документ об образовании и специализации;
- справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
- документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
- иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).
Как получают статус безработного
К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При отсутствии регистрации, служба занятости не рассматривает вопрос о признании лица безработным. В качестве заработка в данном случае не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
При этом трудоспособный возрастом является возраст от 16 лет до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Итак, чтобы получить статус безработного, гражданин должен зарегистрироваться в службе занятости с целью поиска подходящей работы, подав соответствующее заявление. В заявлении он должен отметить, что одновременно хочет зарегистрироваться в качестве безработного. Служба занятости по месту жительства гражданина рассматривает заявление гражданина и в течение 11 дней со дня подачи им заявления принимает решение о присвоении соответствующего статуса гражданину
Обращаем внимание, что гражданин при подаче заявления должен представить необходимые документы и сведения
Заявление, документы и сведения гражданин может подать в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», Единого портала госуслуг или регионального портала госуслуг, а также при личном посещении органов службы занятости и МФЦ.
По общему правилу необходимые сведения, документы и достоверность указанных в заявлении данных центры занятости запрашивают и проверяют самостоятельно путем межведомственного взаимодействия.
Если служба занятости не может предоставить гражданину подходящую работу в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, то он признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в службе занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина.
Обращаем внимание на то, что некоторые категории граждан не могут признаваться безработными. К ним относятся граждане:
К ним относятся граждане:
- являющиеся занятыми. К ним относятся граждане, работающие по трудовому договору; граждане, зарегистрированные в качестве ИП; военнослужащие; студенты, обучающиеся по очной форме обучения;
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в установленном порядке назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;
- не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный службой занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов 1 и 2 групп, с которыми осуществляется взаимодействие в установленном порядке);
- осужденные по решению суда к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Для сохранения статуса безработного гражданин должен посещать учреждение службы занятости в установленные сроки для перерегистрации в качестве безработных граждан.
Основные права как элемент конституционно-правового статуса личности
Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реализацию права, например, право на объединение, право на образование, право избирать и т.д.
Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков:
-
- возможность пользования данным социальным благом;
- полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;
- свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права;
- возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права.
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется нормами всех отраслей права (гражданского, финансового и т.д.). И, таким образом, общий правовой статус человека и гражданина по своему объему значительно шире их конституционно-правового статуса, ибо последний включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, а косновным относятся те, что закреплены в Конституции РФ.
Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значительным, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса личности, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, как и Конституция РФ (п. 1 ст. 32), предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своим государством непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями в различные государственные органы и к их должностным лицам.
Виды правового статуса
Набор правовых статусов достаточно большой. Разные виды правового статуса отображают соотношения таких философских понятий, как «общее», «отдельное» и «особенное».
Выделяют следующие основные виды правового статуса:
- Общий (конституционный) правовой статус. Это статус члена общества, гражданина государства, который закреплен в Конституции РФ. Данный статус является для всех граждан Российской Федерации одинаковым и единым, он не зависит от разного рода текущих обстоятельств, характеризуется относительной обобщенностью и стабильностью. Содержание общего правового статуса составляют права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и гарантированные всем гражданам страны.
- Индивидуальный правовой статус. Индивидуальный статус отображает особенности положения отдельного конкретного лица (возраст, пол, семейное положение, стаж работы, должность и т. д.), он представляет комплекс персонифицированных прав и обязанностей индивида. Данный правовой статус динамичен, подвижен, изменяется одновременно с происходящими переменами в жизни.
- Специальный (родовой) правовой статус. Закрепляет особенности положения отдельных категорий граждан (участников боевых действий, пенсионеров, студентов, инвалидов, адвокатов, бизнесменов и т. д.), гарантирует обеспечение выполнения специальных функций. Статус данных социальных групп и слоев может обладать собственными особенностями (дополнительные свободы, права, льготы и обязанности, прописанные в законодательстве).
В Конституции РФ закреплена совокупность прав гражданина и человека, которая общепризнана мировым сообществом и отражена в нормах международного права, а также минимум социальных свобод и благ, необходимых для достойной жизни любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.
Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность.
Также предусмотрена классификация правового статуса личности, согласно которому выделяют:
- правовой статус лиц без гражданства, иностранцев, лиц с двойным гражданством;
- статус физического лица;
- отраслевые правовые статусы.
Защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации
В нашей стране таким актом выступает принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации, в тексте которой в полной мере нашли свое отражение международные стандарты прав и свобод человека и гражданина. В частности, в Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией» . Кроме того, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» . Это значит, что международные договоры Российской Федерации имеют приоритет только в отношении законов, но не Конституции.
В статье 64 Конституции сказано, что положения второй главы «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
Основы правового статуса личности (или конституционный статус личности) – это «система основных прав, свобод и обязанностей людей, иных связанных с ними правовых средств, определяемая нормами конституционного права» . В конституционном статусе личности центральное место занимают конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина :
- всеобщность прав человека;
- неотчуждаемость прав человека;
- непосредственное действие прав и свобод;
- гарантированность прав и свобод;
- равенство прав и свобод.
Принцип всеобщности прав человека означает, что человек обладает правами и свободами с рождения. При этом обладание правами и свободами не зависит от того, закреплены они в Конституции или нет.
Принцип неотчуждаемости прав человека заключается в том, что ни государство, ни его органы или должностные лица не вправе лишить человека его основных прав. Безусловно, человек сам может отказаться от их реализации. Например, решить не получать высшее образование и тем самым не реализовывать конституционное право на высшее образование. Однако такой отказ вовсе не означает, что человек в тот или иной момент времени не сможет воспользоваться этим правом. Человек в любом случае остается обладателем этого права и в любой момент может принять решение о его реализации.
Принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина означает возможность использования права или свободы на основе закрепляющих их конституционных норм, независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих порядок реализации этого права или свободы законов и иных нормативных правовых актов.
Принцип гарантированности прав и свобод обусловлен обязанностью государства создавать условия для реализации прав и свобод – экономические, политические, социальные, духовно-культурные, организационные и правовые.
Принцип равенства прав и свобод означает невозможность дискриминации по различным признакам и включает:
- равенство перед законом и судом;
- равноправие;
- равенство мужчин и женщин.
Равноправие – это признаваемое государством равенство в правах независимо от пола, происхождения, национальности, социального или имущественного положения, отношения к религии, места жительства и т. д. Конечно, государство может установить различные объемы прав и свобод для различных групп населения (инвалидов, женщин, детей и т. д.). Но при этом внутри каждой группы принцип равноправия должен неукоснительно соблюдаться .
Принципы прав и свобод человека, закрепленные в международных актах о правах человека и в Конституции, способствуют наиболее полной реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).