Кто такой HR-директор
Представьте, что вы оказались в Стране Управления Персоналом. Кого там можно встретить? Кадровика, рекрутеров, тренинг-менеджеров, инспекторов по кадрам, управляющего персоналом и многих других. В более прогрессивных компаниях есть еще ивент-менеджеры (отвечают за организацию развлекательных мероприятий, корпоративных вечеринок), менеджеры по корпоративной культуре (ответственны за корпоративный дух и взаимодействие сотрудников внутри коллектива) и прочие сотрудники, работа которых связана с управлением персоналом.
Кто же управляет всеми этими людьми? HR-директор. Фактически он курирует работу каждого из сотрудников, которые хоть в какой-то степени связаны с управлением персоналом.
Чем крупнее предприятие, чем больше в нем отделов и структурных подразделений, чем больше коллектив, тем больше задач стоит перед директором по персоналу.
Права и обязанности начальника отдела кадров
Для максимально эффективной работы начальник кадров, ему необходимо иметь определенные права. Стоит отметить, что в обязательном порядке должны быть прописаны в инструкции. Как правило, основные права необходимые для нормальной работы такие:
- Право на предоставление сотруднику по его запросу всей необходимой документации, необходимой ля исполнения его обязанностей;
- Право на предложение руководству проведения мероприятий направленных на улучшение профессиональных качеств и налаживанию взаимодействия сотрудников;
- Право на осуществление контакта со сторонними организациями, в случае если это необходимо для осуществления служебных обязанностей.
Кроме перечисленных выше прав, как правило, начальник кадров обладает всеми гарантиями и свободами, которые обеспечиваются законом для наемных работников.
Резюме на должность начальника отдела кадров
Никитина Елизавета
Телефон: +7 (910) 210-17-**
Дата рождения: 15.11.1990 г.
Семейное положение: Замужем, двое детей
Ключевые компетенции
- успешный опыт работы в кадровой сфере свыше 6 лет;
- опыт работы в руководящей должности свыше 3 лет;
- опыт руководства отделом с численностью подчиненных 12 человек;
- опыт прохождения камеральных проверок.
Опыт работы
09.2015 — по н. в. | Dr.Loder, специалист по кадрам, начальник отдела кадров |
(крупная компания на рынке фитнес индустрии премиум-класса, имеет 8 подразделений, штатная численность сотрудников свыше 1000 человек) |
Обязанности
- ведение и контроль кадровых процессов по учету кадров;
- разработка локальных нормативных правовых актов в области трудовых отношений, кадровых регламентов и процедур;
- оптимизация системы кадрового делопроизводства.
- контроль соблюдения трудовой дисциплины сотрудниками;
- взаимодействие с контролирующими государственными органами в сфере труда;
- разработка и реализация системы премирования и мотивации.
Достижения:
- участвовала в камеральной проверке ПФР РФ, нарушений трудового законодательства не выявлено;
- разработала систему премирования лучших сотрудников месяца, что выступило в качестве дополнительной мотивации сотрудников;
- разработала более 30 локальных нормативных актов, в том числе должностные инструкции;
- за отличные результаты работы в 2018 году получила внутреннюю премию «Лучший руководитель»;
- оптимизировала процессы внесения сведений в программу 1С, что позволило сократить время обработки документов на 40%.
06.2013 — 08.2015 | ПАО Банк ВТБ, специалист по кадрам |
2 года 2 месяца | (филиал российского банка с численностью сотрудников свыше 300 человек) |
Обязанности:
- ведение кадрового делопроизводства;
- оформление приема, перевода, увольнений сотрудников;
- оформление отпусков и командировок, листов нетрудоспособности;
- формирование табеля;
- выдача выписок и копий документов;
- оформление отчетности.
Достижения:
- оптимизировала хранение личных дел сотрудников, что позволило сократить время выдачи выписок для сотрудников на 30%;
- разработала все формы трудовых договоров для новых сотрудников, а также дополнительных соглашения к существующим договорам;
- в 2013 году в течение месяца перенесла все личные данные сотрудников во внутреннюю электронную базу, что позволило сократить время заполнения табеля учета рабочего времени на 60%;
- ежеквартально сдавала отчетность в контролирующие органы, нарушений не выявлено.
Ключевые навыки
|
|
Образование
2016 – 2018 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина. Институт публичного права и управления/Магистр права в финансовой сфере.
2008 – 2013 Самарский государственный университет путей сообщения. Управление персоналом/Управление человеческими ресурсами.
Дополнительное образование: 2019 – курс повышения квалификации «Директор по обучению и развитию персонала». АНОДПО «Московская Бизнес Школа»; 2018 – курс повышения квалификации «Актуальные проблемы управления персоналом в организации». Российский государственный университет правосудия.
Личные качества
- корректно разрешению конфликтные ситуации и споры. В 2019 году представляла интересы работодателя в комиссии по трудовым спорам, нарушений трудового законодательства не выявлено;
- отношения с коллегами выстраиваю на началах взаимоуважения, обладаю способностью создать команду и нацелить ее на достижение результата. За период работы мои подчиненные не допускали нарушений сроков учета кадров, в том числе срока заключения трудовых договоров, выдачи выписок и справок, а также проведения расчета с уволенными сотрудниками;
- способна работать с большим объемом информации. В 2019 году в период нетрудоспособности двух подчиненных самостоятельно вела более 700 личных дел сотрудников.
Дополнительная информация
- водительское удостоверение категории «В» (опыт вождения –3 года), имеется личный автомобиль;
- опытный пользователь ПК: MS Office, 1С: Предприятие 8.2; ;
- знание английского языка – уровень Intermediate.
Общие положения документа
Раздел «Общие положения» должностной инструкции начальника отдела кадров должен включать в себя следующие сведения:
- Информацию по категории данного работника. В соответствии с общими правилами начальника отдела кадров следует относить к руководителям.
- Сведения относительно установленного порядка назначения сотрудника на данную должность, а также снятия с нее. В соответствии со стандартными нормами данные процедуры осуществляются на основании одного главного документа, а именно – соответствующего распоряжения руководителя компании либо иного уполномоченного лица.
- Информацию о требованиях, которые предъявляются к гражданам, желающим устроиться на должность начальника отдела кадров. К основным требованиям можно отнести следующие:
- обязательное наличие высшего профессионального образования;
- наличие минимального стажа работы в должности начальника отдела кадров либо в иной руководящей должности – 1 год.
- Сведения относительно подчиненности сотрудника, работающего в должности начальника отдела кадров. Как правило, он подчиняется непосредственному руководителю организации, а также начальникам различных структурных подразделений.
- Информацию о порядке и особенностях замещения начальника отдела кадров, в случае его временного отсутствия на рабочем месте, например, по причине нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, в служебной командировке, на больничном и т.д. Во время такого отсутствия все обязанности, как правило, переходят на заместителя начальника отдела кадров. Если такого сотрудника в организации не имеется, значит, эти обязанности могут быть переданы другому работнику, который назначается в официальном порядке, с помощью соответствующего распоряжения начальника. На время отсутствия основного работника его заместитель несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него трудовых функций.
- Перечень нормативно-правовых актов и иных документов, содержанием которых должен руководствоваться начальник отдела кадров в своей работе. К таким документам можно отнести следующие:
- законодательные и действующие нормативные акты, содержание которых имеет прямое отношение к выполняемой начальником отдела кадров работе;
- методические материалы и различные официальные рекомендации в сфере кадровой работы;
- приказы и распоряжения генерального директора организации, а также иных уполномоченных лиц;
- положения действующей должностной инструкции для начальника отдела кадров.
- Перечень обязательных знаний, которыми должен обладать начальник отдела кадров для качественного и надлежащего исполнения его трудовых функций. Сюда можно отнести следующие:
- действующие нормы трудового законодательства РФ;
- законодательные акты и постановления Правительства РФ, которые имеют прямое отношение к работе начальника отдела кадров;
- методические материалы, в которых описаны основные нюансы и правила по управлению персоналом, а также по проведению грамотной кадровой работы в различных учреждениях;
- документы, регулирующие структуру штата в конкретной организации;
- нормы и правила, регулирующие процедуру ведения табеля учета рабочего времени внутри организации;
- методы установления профессионально-квалификационной оценки персонала;
- существующий зарубежный опыт кадровой работы;
- основные принципы работы вычислительной техники, а также различных компьютерных программ, которые могут использоваться начальником отдела кадров в его работе;
- действующие методы и порядок составления регулярной кадровой отчетности для ее последующего предоставления работодателю либо иным лицам, включая различные государственные учреждения.
Управление отделом HR
Чтобы отдел кадров развивался и эффективно работал, HR-директор также должен потрудиться. Что конкретно он для этого делает? Помимо постановки целей и задач, контроля хода их выполнения, директору нужно:
- подобрать подходящих специалистов в отдел HR и обучить их;
- быть в курсе всех нововведений в сфере подбора персонала и эффективно их использовать;
- создавать программы, которые помогут оптимизировать работу отдела;
- рассчитывать и контролировать соблюдение бюджета, выделенного на развитие отдела HR.
Также руководитель по персоналу должен присутствовать на всех совещаниях, собраниях и прочих мероприятиях, которые устраивают для сотрудников компании – специалистов, менеджеров или руководителей.
Формирование взаимоотношений в коллективе
Важная задача директора по персоналу – обеспечить комфортные психологические условия работы для коллектива. Для этого он определяет оптимальные методы отношений с коллегами и формирует политику компании в вопросах взаимоотношений между сотрудниками (работниками, специалистами, менеджерами среднего и высшего звена как между собой, так и по схеме руководитель – подчиненный).
В случае поступления жалоб директор лично проводит расследование и определяет виновных. Если же кого-то из сотрудников руководство рекомендует уволить, этот процесс также требует участия HR-директора: он должен рассмотреть и утвердить поступившее предложение.
Чтобы достичь действительно комфортных взаимоотношений в коллективе, обязательно нужно давать персоналу обратную связь, причем в любой форме:
- проведение опросов удовлетворенности компанией, условиями труда, непосредственным руководителем;
- обсуждение поставленных задач внутри фокус-групп;
- встречи и беседы с сотрудниками один на один.
Все это организовывает (а часто и проводит) также руководитель отдела HR.
Что входит в задачи начальника кадровой службы?
В соответствии с КСД, утвержденным Минтруда РФ в 1998 году и регулярно обновляющимся, главными обязанностями начальника кадрового отдела являются следующие:
- Руководство работой по комплектованию штата сотрудниками нужных специальностей, имеющими соответствующую квалификацию.
- Ведение базы данных работников.
- Определение потребности в работниках сейчас и прогнозирование ее на будущее. С этой целью начальник должен изучать рынок специалистов, контактировать с муниципальной службой занятости, вузами, колледжами и ПТУ соответствующего профиля.
- Информирование работников о вакансиях, открывающихся внутри предприятия, передвижение работников на новые должности согласно их специальности, квалификации и личным качествам.
- Размещение в СМИ региона информации о вакансиях с целью привлечения новых сотрудников.
- Разработка кадровой стратегии совместно с руководством организации.
- Создание кадрового резерва.
- Организация аттестационных комиссий и проведения аттестации, а также воплощение ее решений в жизнь.
- Обеспечение подготовки страховых и пенсионных документов на сотрудников и т. п.
Полный перечень обязанностей начальника зависит от профиля предприятия, сферы, в которой оно работает, а также его финансового состояния. К примеру, при готовящемся массовом сокращении именно на начальника кадровой службы возлагается обязанность по подготовке необходимой документации и информированию работников. Кроме того, начальник руководит работой своего отдела: отдает обязательные для исполнения указания подчиненным, поощряет их и ставит вопрос об ответственности в случае нарушений.
Документы отдела кадров
Как и любое структурное подразделение, описываемое, имеет собственную специфику. Во первую очередь, необходимо написать и утвердить положение о кадровой службе. В нем детально прописываются все его функции, права и обязанности. Если отдел небольшой, то пишется инструкция отдела кадров. В принципе, содержание у нее то же, что и у положения. Кроме того, необходимо составлять планы работы. Перспективный содержит мероприятия с длительным сроком исполнения. В ежемесячный (ежеквартальном) работа детализируется. Туда вносятся пункты по всему спектру функций. Однако опытный кадровик на этом не останавливается. Ему еще нужны планировочные таблицы. К примеру, в государственных учреждениях в них вносятся перспективные даты смены рангов, учета стажа и так далее. Каждое таковое изменение фиксируется приказом. На его основании бухгалтерия увеличивает заработную плату работника. В частном секторе тоже существуют собственные нюансы таковой работы. Возвращаясь к началу статьи, ответьте: сможет ли обязанности отдела кадров выполнять лодырь с низким уровнем образования?