Соотношение законов и нормативных актов
Закон и нормативный акт — это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле — это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.
Закон в узком смысле — это правовой акт, принимаемый представительным органом власти — Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.
Указ главы государства — это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.
Акты судебной власти
Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.
Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.
Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).
Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.
comments powered by HyperComments
На что обратить внимание при составлении распоряжения
На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии
При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:
- Распоряжению обязательно следует
- поставить дату его создания,
- написать наименование организации.
- Далее в документе нужно указать
- обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
- задачи, которые перед ними стоят,
- сроки их решения.
- Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).
Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.
Корпоративная специфика
Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия — коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.
Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право — издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.
Иерархическая система
Все законодательные нормы, принятые государственными органами России, составляют особую иерархическую систему. Она выглядит следующим образом:
- Конституция или основной Закон Российской Федерации.
- Федеральные законы.
- Указы Президента.
- Постановления Правительства.
- Законодательные нормы, принятые министерствами и ведомствами.
Некоторые нормативные акты специалисты в области юриспруденции выделяют в особую группу. К таким положениям относятся:
- Международные соглашения, заключённые Россией с другими государствами.
- Нормы, изданные государственными органами субъектов Федерации.
Органы, их издающие
В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.
Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.
К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.
Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.
В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.
Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.
Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.
Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.
Систематизация и уровни
Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.
Систематизация происходит по следующим критериям:
- По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
- По времени: временные и продолженного действия.
- По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;
Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:
- Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
- Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
- Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.
Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:
- Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
- Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
- Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.
Виды нормативно-правовых актов РФ
Все регламенты можно разделить на следующие виды:
- закон;
- нормативные документы;
- международные законы.
Закон.
Такой акт принимается только властями (законодательными или представительными), или гражданами страны на референдуме.
Закон может назначать или изменять только орган, издавший его.
Такие акты регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
В РФ действуют следующие типы законов: основной закон или конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Нормативные документы.Подзаконные акты издаются на основе и с целью обеспечения соблюдения законов и представляют собой иерархически структурированную модель, в которой нормы должны соответствовать предписанным в источниках большей юридической силы, и быть основой для действий на более низком уровне.
Основные виды подзаконных нормативных актов в России делятся на:
- общие федеральные законы (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств);
- акты субъектов федерации (местные конституции, статуты, а также законы, принятые законодательными и исполнительными органами власти региона);
- муниципальные законы (приказы, постановления или постановления ратушей, городских советов и аналогичных структур).
Международные законы.Особым видом нормативных актов является международные законы.
Они принимаются организациями, находящимися за пределами юрисдикции России, и делятся на два типа — директивы, которые дают правительствам отдельных стран возможность выбирать, как выполнять международные обязательства, и принятые правила, где есть требования, обязательные для всех стран.
Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права и договоров Российской Федерации с другими государствами, являются частью национальной правовой системы.
Отличия ненормативных элементов права
К ненормативным правовым актам относятся документы, которые обязаны исполнять только указанные в них граждане. По этой причине подобные положения часто называют индивидуальной правовой нормой.
Характерные отличия:
- Акт имеет индивидуальный характер, который обусловлен его правоприменительными характеристиками.
- Положение не предназначено для установления общего порядка поведения граждан и принимается только с целью исполнения норм законодательства.
- Властное предписание, которое содержит документ, устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретных граждан.
- Указанное предписание всегда обязательно для исполнения.
- Такие нормы госорганы принимают в инициативном порядке, а потому они односторонние.
- Форма документа обычно определяется соответствующим нормативом, но также она может быть свободной.
- Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением.
Законы
Основные признаки закона:
- Высшая юридическая сила. Закон имеет превалирующую юридическую силу над иными нормативными актами. Это означает, что закон обладает наивысшей юридической силой и является обязательным для исполнения всеми гражданами и организациями.
- Принцип территориальной обязательности. Законы обязательны на всей территории государства, для всех физических и юридических лиц, находящихся на его территории.
- Соответствие Конституции. Закон должен соответствовать Конституции государства, быть направленным на ее реализацию и согласованным с другими законами.
Законы могут быть различных видов:
- Конституционные законы – основной источник права, устанавливающий основные принципы организации государства.
- Федеральные законы – законы, принимаемые федеральным законодательным органом (например, парламентом).
- Региональные законы – законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации (например, областными или краевыми парламентами).
- Муниципальные законы – законы, принимаемые органами местного самоуправления (например, городскими или сельскими советами делегатов).
Важно отметить, что законы имеют большое значение для общественных отношений и являются основой для регулирования прав и обязанностей граждан, организаций и государства
Западная и восточная традиции законотворчества
История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?
В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.
Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.
Систематизация нормативно-правовых актов и их классификация
Главным основанием для классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила документов.
В зависимости от этого, все НПА можно разделить на 3 группы:
- законы;
- подзаконные акты;
- международные законы.
Отдельно выделяют внутригосударственные договоры — НПА, регулирующие отношения между федеративным государством и его субъектами, а также между субъектами внутри страны. Они касаются вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих сторон.
Законы
Закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий вопросы, связанные с процессами развития государства и общества.
Законы издают высшие представительные органы государственной власти. Принять такие акты могут только законодательные или представительные органы власти, а также граждане страны через референдум. Вносить правки или отменять законы могут только те органы, которые его издали.
В России выделяют 3 основных вида законов:
- Конституция — Основной закон РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы и кодексы.
Конституция определяет политику государства и является базой для всего законодательства. Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить ей.
В ведении федеральных конституционных законов находятся вопросы, определенные в Конституции. Например, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» уточняет работу судебной системы в государстве. Все ФКЗ обязаны подчиняться и соответствовать Конституции.
Еще ниже по иерархии находятся федеральные законы — они должны соответствовать и Конституции, и федеральным конституционным законам. ФЗ регулируют социальную, политическую, экономическую, семейную и некоторые другие виды общественных отношений. Примерами являются ФЗ «Об образовании», «О полиции» и др.
Особым видом федеральных законов являются кодексы — законодательные акты, которые систематизируют нормы определенной отрасли права. Например, Гражданский кодекс или Трудовой кодекс.
В Российской Федерации выделяют еще один вид законов — законы субъектов РФ. Это правовые документы, которые являются обязательными только для граждан, проживающих на территории определенного субъекта. Примером служит Закон города Москвы «О транспортном налоге».
Подзаконные акты
Подзаконный акт — это нормативный правовой документ, основанный на определенном законе с целью его исполнения.
Подзаконные акты обладают наименьшей юридической силой и обязаны не противоречить всем законам, которые по иерархии находятся выше их.
Они выполняют несколько основных функций:
- конкретизируют нормы законов;
- толкуют нормы законов;
- устанавливают новые нормы в соответствии с законами.
Основных видов подзаконных актов три:
- Общефедеральные.
К ним относят указы и распоряжения Президента, акты Правительства, приказы министерств и ведомств.
- Акты субъектов.
Таковыми являются конституции субъектов Федерации, уставы и законы региональной власти.
- Муниципальные.
К муниципальным НПА относятся распоряжения, решения и постановления городских советов, мэров и других аналогичных органов структур.
Международные законы
Международный договор — это НПА, регулирующий отношения государства с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ, Россия обязана учитывать международные законы, но при этом российские нормы права стоят выше, чем международные.
Международные договоры принимают организации вне российской юрисдикции. Акты делятся на 2 типа:
- директивы — акты, дающие правительству страны право самостоятельно выбирать, как реализовывать принятые обязательства;
- постановления — акты, в которых написаны требования, обязательные для прямого исполнения.
Иерархическая система
Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов.
- Конституция РФ (Основной закон).
- Федеральные законы:
- Конституционные федеральные законы;
- Федеральные законы и Кодексы.
- Федеральные подзаконные акты:
- Указы Президента;
- Постановления Правительства;
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной и иной власти (министерств, ведомств, Генеральной прокуратуры, Центрального Банка, ЦИК и т. д.).
- Конституции субъектов Федерации.
- Законы субъектов Федерации.
- Подзаконные правовые акты субъектов.
- Решения муниципальных образований.
Международные договоры и соглашения относятся к особой обособленной группе.
Региональные законы
Россия — федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов — республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.
Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, — Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.
Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.
Характеристика ненормативных актов
Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.
Стандартный ненормативный акт характеризуется признаками правового документа, в котором нет общих нормы права. Он представляется односторонним властным решением органа исполнительной власти, предназначенным для внедрения правотворческих норм в связи с определенными обстоятельствами.
Ненормативные акты специализируются на создании, трансформации или отмене разного рода правовых отношений, обязанностей, прав и норм, касающиеся рядя задействованных лиц в дело, регулируемое нормами права.
Наиглавнейшим ключевым признаком разницы ненормативного акта от нормативного является требование к исполнению лицами, которые в нем указаны. Тем временем, акты, указанные вторыми, содержат в себе строгие требования и нормы гражданского поведения, которые распространяются на большой круг участников. Они предполагают долгосрочное и многократное использование.
Акты ненормативных видов обладают индивидуальными свойствами, поскольку нацелены на определенное лицо либо группу лиц, объеденных определенным образом.
Неотъемлемыми признаками ненормативной правовой документации являются:
- Направленность на урегулирования нормативно-правовых отношений.
- Требование обязательного исполнения указания, которое является основоположным квалифицированным свойством данного вида актов.
- Ненормативные документы подготавливаются государственными органами инициативным способом, поэтому являются односторонней документацией
- Ненормативный акт может обладать формой, предполагаемой другим нормативным актом, более юридически увесистым, но в то же время может быть и вовсе не определена. Поэтому форма не является обязательным признаком данного вида документации.
Документы ненормативных видов могут обладать формой указа, предписания, решения.
Ненормативный акт подлежит опровержению как со стороны адресата, так и со стороны гражданина или группы граждан, чьи права были нарушены посредством этого акта.
В процессе действия ненормативных актов они могут быть опровергнуты в арбитражном суде. Но только если имеет место нарушение законных прав граждан или же нарушение правил субординации, то есть подчинения и власти.
Классификация нормативных актов по различным основаниям
Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.
Законы по юридической силе подразделяются на:
- Конституцию – является основой.
- Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
- Федеральные, например, «О связи».
По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:
- Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
- Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
- Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
- Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
- Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
- Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
- Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).
В зависимости от срока действия бывают:
- постоянными, к примеру, Конституция;
- временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.
По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:
- по результатам референдума;
- государственными органами;
- местным самоуправлением.
Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:
- государственно-правовые;
- уголовные;
- административные;
- гражданско-правовые и т. д.
Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:
- общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
- региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.
Юридическая техника как часть правовой системы
Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.