Зачем нужна
Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной CMR
Этот документ выполняет несколько функций:
- Унификация. В каждой стране есть собственные формы товаросопроводительных документов. CMR является универсальным документом, который понятен работникам в сфере международной торговли, живущим в разных странах;
- В накладной проставляется отметка о передаче груза экспедитору и о принятии его получателем, когда груз доставлен. Следовательно, можно установить, кто и в какой момент времени несёт ответственность за сохранность груза;
- Информация в CMR служит подтверждением того, что груз перемещается правомерно. Если полицейский остановит автомобиль, то водитель предъявит ему соответствующий документ. Отсутствие CMR приведёт к аресту груза и транспортного средства;
- Такая накладная используется для целей таможенного контроля. Документ представляет собой блокнот с отрывными листами. Если машина пересекает границу, то инспектор ставит на CMR соответствующие отметки. После чего он оставляет один лист в таможне, а автомобиль следует дальше. В итоге, при помощи накладной можно проследить весь путь груза;
- Оформление CMR означает, что при перевозке действуют положения конвенции КДПГ. Они накладывают на участников этого процесса определённые обязательства, которые могут быть не предусмотрены в договорах.
Например, конвенция даёт право собственнику груза на минимальную страховую выплату в случае, если груз будет повреждён, уничтожен или украден в ходе транспортировки. Ответственность перевозчика установлена в размере 8,33 расчётных единицы на 1 кг массы брутто. Курс одной единицы сегодня достигает 81 рубль.
Обратите внимание! Более подробная информация о стоимости груза и его составе отражается в инвойсе (счёте-фактуре). Данные о размещении товаров по грузовым местам и о виде упаковки вписываются в упаковочный лист.
Как оформить транспортную накладную CMR
ЦМР оформляется в 3 экземплярах:
- для грузоотправителя;
- для перевозчика (груз сопровождается этим документом в течение всей перевозки);
- для грузополучателя.
Каждый экземпляр подписывается отправителем и получателем. Допустимы и дополнительные копии для таможенных служб.
Следующая таблица демонстрирует правила заполнения документа.
Номер и наименование пункта | Советы по заполнению |
---|---|
1. Отправитель | Указываются следующие сведения о предприятии или физическом лице, отправившем груз:
Если отправка осуществляется по поручению другого предприятия или лица, это тоже фиксируется в документе. |
2. Получатель | Сведения о предприятии или физическом лице, который должен получить перевозимый груз:
|
3. Место разгрузки | Адрес точки, куда должен быть доставлен груз. |
4. Место погрузки | Адрес, где груз был погружён в автотранспорт для перевозки. |
5. Прилагаемые документы | Полный перечень документов, сопровождающих товары:
|
6. Знаки и номера | Эти сведения обозначают класс и подкласс товаров. |
7. Число мест | Здесь указывается, сколько грузовых мест занимает товар. |
8. Род упаковки | В этой графе указывается, в какой упаковке перевозится товар: в ящиках, коробках или паллетах. |
9. Наименование груза | Указывается полное наименование товаров без сокращений со всеми необходимыми дополнениями. |
10. Статистические данные | Код ТН ВЭД. |
11. Вес | Вес брутто. |
12. Объём | Указывается объём груза. |
13. Сведения о таможенном оформлении | Адрес, где было проведено таможенное оформление. |
14. Возврат | |
15. Оплата | Здесь фиксируются условия поставки в соответствии с Инкотермс. |
16. Перевозчик | Указываются следующие сведения о перевозчике:
|
17. Следующий перевозчик | Если транспортировка грузов осуществляется не одним, а несколькими перевозчиками, в накладной необходимо указывать точные и полные сведения о каждом. |
18. Информация от перевозчика | Здесь перевозчик сообщает такие сведения:
Этот пункт не обязателен к заполнению. Если он остаётся пустым, это означает, что перевозчик был удовлетворен качеством упаковки и крепления. |
19. Оплата | Перевозчик сообщает о стоимости доставки по её завершении. |
20. Особые условия | |
21. Дата оформления документа | Указывается, когда и где был заполнен документ. |
22. Дата прибытия на погрузку | Указываются точные дата и время, когда автомобиль прибыл на погрузку и уехал загруженным. |
23. Реквизиты путевого листа | Здесь подписывается перевозчик после доставки и приёмки грузов. |
24. Сведения о получении груза | Указывается точные дата и время, когда автомобиль прибыл для разгрузки, а затем, когда он покинул место, уже будучи разгруженным. |
25. Номер тягача и прицепа | Сведения о грузовом автотранспорте. |
26. Прочие сведения о тягаче и прицепе | Подробные сведения, включая марку тягача и прицепа. |
27. Расчёт стоимости перевозки | Перевозчик указывает тариф и пройденное расстояние, а на основе этих данных высчитывает стоимость работы. |
28. Расчёт стоимости последующей перевозки | Те же сведения указывает следующий перевозчик. |
29. Расчёт стоимости последующей перевозки | Последующий перевозчик сообщает стоимость своей работы на основе тарифа и пройденного километража. |
Накладную заполняют три стороны, участвующие в перевозках:
- отправитель (пункты с 1 по 15, и далее с 21 по 22);
- перевозчик (пункты с 16 по 19, далее 23, с 25 по 29);
- получатель (пункт 24).
Скачать образец ЦМР (CMR) можно тут.
Образец ЦМР (CMR)
Заполнение CMR отправителем груза
Отправитель заполняет графы 1-15, 21, 22, в которых указывает такие данные:
Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)» – указывается наименование, адрес, телефон и местонахождение организации, которая осуществляет отправку груза.
Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» – указывается наименование, адрес, телефон и местонахождение организации, которая осуществляет получение груза.
Графа 3 «Место разгрузки груза» – адрес доставки товара.
Графа 4 «Место и дата погрузки груза» – место и дата погрузки груза.
Графа 5 «Прилагаемые документы» – список прилагаемых документов. Водитель обязан проверить, совпадают ли номера документов с фактическими номерами.
Графа 6 «Знаки и номера» – указываются знаки и номера, которые обозначают класс, подкласс перевозимого груза, в том числе опасных.
Графа 7 «Количество мест» – указывается количество мест груза. Водитель обязан проверить, соответствует ли оно фактическому количеству.
Графа 8 «Род упаковки» – указывается род упаковки груза (ящики деревянные, коробки картонные, бочки пластмассовые или металлические, мешки полиэтиленовые или холщовые и прочее).
Графа 9 «Наименование груза» – указывается наименование перевозимого груза.
Графа 10 «Статист. №» – указывается код транспортируемого товара.
Графа 11 «Вес брутто, кг» – указывается вес груза вместе с упаковкой.
Графа 12 «Объем, куб.м» – указывается, какой объем в кубических метрах занимает груз.
Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» – указывается наименование, адрес и прочие реквизиты таможни, где будет осуществляться таможенное оформление груза. В этой графе, в ее нижней части может указываться объявленная стоимость груза.
Графа 14 «Возврат» – указывается госномер полуприцепа либо контейнера, если он вывозится из-за границы после определенного пребывания там.
Графа 15 «Условия оплаты» – указываются условия оплаты товара, согласно Международным правилам толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС).
Графа 21 «Составлена в» – отправитель указывается здесь наименование населенного пункта, где была составлена накладная CMR и указывает дату ее заполнения.
Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» – указывается дата и фактическое время прибытия и убытия автомобиля под погрузку. Эти сведения отправитель обязан заверить подписью (с расшифровкой) и штампом.
Язык оформления
Поскольку в предписаниях Конвенции нет определённого требования к языку заполнения, для записи выбирается тот язык, который создаст наименьшее количество проблем участникам перевозки. Чаще всего, отправители используют государственный язык своей страны. Пример заполнения международной накладной-CMR российского отправителя будет представлен на русском, пример заполнения накладной немецким бизнесменом – на немецком. При этом ориентирующие подписи к графам (полям для заполнения), в большинстве стандартных бланков, дублируются на двух языках.
В практике же заполнения, когда речь идёт об экспорте (вывозе) в страны Европы, нередко используют один из распространённых европейских языков (в основном – английский) или язык той страны, в которую осуществляется ввоз товара. Это снижает вероятность возникновения проблем с работниками таможни и с представителями полиции при транзите. Если груз отправляется в государства, представляющие ЕАЭС (в Казахстан, Беларусь, Армению, Киргизию), то целесообразно заполнить накладную на русском языке. Это удобно ещё и потому, что для российской таможни необходимо будет предоставить экземпляр CMR-накладной, переведённый на русский язык. Кроме того, перевозчики рекомендуют использовать в накладной тот же язык, на котором составлен инвойс. Принципиальной разницы между «импортным» и экспортным» вариантами заполнения нет.
Что такое CMR
С 1961-ого года в силе конвенция о договоре международной перевозке грузов автотранспортом. Главная цель данного соглашения – регулировка процессов международной транспортировки разных грузов. Россия является участником конвенции с 1983-ого года.
Участники соглашения обязуются соблюдать установленные в ней правила и нормы. В соответствии с данным документом, при транспортировке товара должна составляться накладная международного образца.
Действующая на территории РФ форма 1-ТН имеет практически идентичное содержание. Однако она действует только в пределах России и не может использоваться в случаях, когда груз ввозится в другую страну.
Оформление международной товарно-транспортной накладной
Оформляется CMR-бланк в 3 или 4 экземплярах: первый экземпляр остаётся у отправителя, второй — у перевозчика, третий — у получателя. Также в некоторых странах нужно пройти тарифный контроль, поэтому ещё один экземпляр накладной вручается службам, которые осуществляют проверку. Каждый бланк накладной имеет учётный номер и серию.
Цель страхования CMR — защита перевозчика и его интересов.
Cама CMR состоит из 10-14 страниц:
- 1 страница. Служит подтверждением того, что была осуществлена перевозка. Она остаётся у отправителя. Также эта страница подтверждает оплату груза.
- 2 страница передаётся сначала компании-перевозчику, а потом водителю. После доставки водитель передает её получателю груза. На эту страницу ставятся специальные печати и подписи перевозчика и отправителя груза.
- 3 страница передаётся перевозчику. При перевозке она прилагается к путевому листу. Здесь указывается информация, на основании которой производится начисление зарплаты водителю. Также эта страница используется для учёта. Она должна быть заверена подписями и специальными штампами отправителя.
- 4 страница. Здесь указывается стоимость перевозки. Заполняет эту страницу перевозчик. После заполнения страница отправляется плательщику перевозки — это может быть как сам грузоотправитель, так и грузополучатель (либо третье лицо). На этой странице перевозчик и отправитель груза ставят свои подписи штампы.
- Другие страницы CMR-накладной заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами. Их точное количество зависит от типа транспортной перевозки, а заполняются они соответствующими службами.
Внесение изменений
Ответственность за достоверность сведений, указанных в CMR. В отдельных случаях заполнение документа может осуществляться представителем перевозчика. В данной ситуации ответственность все равно сохраняется за отправителем.
Неточности при заполнении, как правило, связаны с расхождением веса груза и его характеристик. Перед отправкой водитель или экспедитор обязан проверить вес товара. В случае существенного отклонения от указанного в накладной он обязан сообщить представителям поставщика.
В данной ситуации есть несколько вариантов решения:
- Внести изменения в бланк, зачеркнув неправильную информацию (актуально при указании ошибочного веса).
- Оформить новую накладную.
- Заполнять бланк CMR и печатать его только после проверки перед отправкой.
Такие действия категорически запрещены даже в том случае, если ошибка допущена в одном экземпляре, в то время как другие неточностей не содержат. Такие накладные считаются недействительными и попытки ввоза продукции в другую страну могут расцениваться как незаконные.
ТИПОВАЯ ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ (CMR)
1 | Отправитель (наименование, адрес, страна) | Международная товарно-транспортная накладная Internationaler Frachtbrief | B e i g e f a h r l i c h e n G u t e r n i s t, a u? e r d e r e v e n t u e l l e n B e s c h e i n i g i n g a u f d e r l e t z t e n L i n i e d e r R u b r i k a n z u g e b e n: d i e K l a s s e, d i e Z i f f e r s o w i e g e g e b e n e n f a l l s d e r B u c h s t a b e. | П р и п е р е в о з к е о п а с н о г о г р у з а у к а з ы в а т ь к р о м е в о з м о ж н о г о р а з р е ш е н и я к л а с с, ц и ф р у а т а к ж е, в с л у ч а е н е о б х о д и м о с т и, б у к в у о п а с н о г о г р у з а. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Absender (Name, Anschrift, Land) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры осуществляется в соответствии с условиями о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) | Diese Beforderung unterliegt trot zeiner gegenteiligen Abmachung den Beatimmungen des Ubereinkommens uber den Beforderungsvertrag im internat. Strabenguterverkehr (CMR) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Получатель (наименование, адрес, страна) | 16 | Перевозчик (наименование, адрес, страна) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Empfanger (Name, Anschrift, Land) | Frachtfuhrer (Name, Anschrift, Land) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
П о з и ц и и, в ы д е л е н н ы е р а м к о й, з а п о л н я ю т с я п е р е в о з ч и к о м. | D i e m i t f e t t g e d r u c k t e n L i n i e n e i n g e r a h m t e n R u b r i k e n m u s s e n v o m F r a c h t f u h r e r a u s g e f u l l t w e r d e n. | 3 | Место разгрузки груза | 17 | Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна) | |||||||||||||||||||||||||||||
Auslieferungsort des Gutes | Nachfolgende Frachtfuhrer (Name, Anschrift, Land) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Место / Ort | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна / Land | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Место и дата погрузки груза | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Ort und Tag der Ubernahme des Gutes | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место / Ort | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна / Land | 18 | Оговорки и замечания перевозчика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Vorbehalte und Bemerkungeh der Frachtfuhrer | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата / Datum | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Прилагаемые документы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Beigefugte Dokumente | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Знаки и номера | 7 | Количество мест | 8 | Род упаковки | 9 | Наименование груза | 10 | Статист. N | 11 | Вес брутто, кг | 12 | Объем, м3 | |||||||||||||||||||||
Kennzeichen und Nummern | Anzahl der Packstucke | Art der Verpackung | Bezeichnung des Gutes | Statistik — Nr. | Bruttogew., kg | Umfang in m3 | ||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Цифра | Буква | ДОПОЛ. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Klasse | Zifer | Buchstabe | ADR | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 1 + 2 2 | 13 | Указания отправителя (таможенная и прочая обработка) | 19 | Подлежит оплате: | Отправитель | Валюта | Получатель | |||||||||||||||||||||||||||
Anweisungen des Absenders (Zoll-und sonstige amtliche Behandlung) | Zu zahlen vom: | Absender | Wahrung | Empfanger | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ставка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Fracht | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скидки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ermabigungen | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
в к л ю ч а я | e i n s c h l i e B l i c h | Разность | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Zwischensumme | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Надбавки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Zuschlage | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объявленная стоимость груза | Дополнительные сборы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Adgabe des Wertes des Gutes | Nebengebuhren | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(при превышении предела ответственности предусмотренного гл. IV, ст. 23, | Прочие | |||||||||||||||||||||||||||||||||
указывается только после согласования дополнительной платы к фракту) | Sonstiges | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(wenn der Wert des Gutes den It. Kap. IV, Art. 23, Ab. 3 bestimmten Hochstbetrag | Итого к оплате | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 — 1 5 | ubersteigt, so wird er erst nach Vereinbarung des Zuschlages zur Fracht angewiesen) | Zu zahlende Ges.-Su. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Возврат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ruckerstattung | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Условия оплаты | 20 | Особые согласованные условия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Frachtzahlungsanweisungen | Besondere Vereinbarungen | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
З а п о л н я ю т с я о т п р а в и т е л е м | A u s z u f u l l e n u n t e r d e r V e r a n t w o r t u n g d e s A b s e n d e r s | франко | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Frei | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нефранко | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Unfrei | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Составлена в | Дата | 24 | Груз получен | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ausgefertigt in | am | Gut empfangen | Datum | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
am « | « | 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибытие под погрузку | час. | мин. | Прибытие под разгрузку | час. | мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ankunft fur Einladung | Uhr | Min. | Путевой лист N | « | « | 19 | Ankunft fur Ausladung | Uhr | Min. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Убытие | час. | мин. | Убытие | час. | мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Abfahrt | Uhr | Min. | Фамилии | Abfahrt | Uhr | Min. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
водителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подпись и штамп перевозчика | Подпись и штамп перевозчика | Подпись и штамп получателя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Unterschrift und Stempel des Frachtfuhrers | Unterschrift und Stempel des Frachtfuhrers | Unterschrift und Stempel des Empfangers | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Регистрац. номер/Amtl. Kennzeichen | 26 | Марка/Typ | 27 | Тариф I за 1 км | Тарифное расстояние | % за испол. тягача/п/пр. | Поясной коэфф. | Прочие доплаты | Сумма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тягач/Kfz | Полуприцеп/Anhanger | Тягач/Kfz | Полуприцеп/Anhanger | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Тарифное расстояние, км | Схема | Тариф за 1 т | Надбавки | Скидки | Прочие доплаты | К оплате | Отчисления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тариф II | Оплачено | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
заказчиком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К оплате | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Валюта | Код плательщика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тариф III | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полезная информация по вопросу
Ниже указаны различные особенные ситуации, которые могут возникнуть при международных транспортных перевозках:
Если перевозимых товаров слишком много и требуется несколько автомобилей для их транспортировки, отправитель может составить отдельную накладную на каждый транспорт. Также на каждый вид или партию товаров оформляется отдельный документ
Так будет проще контролировать количество и состояние грузов.
Очень важно следить, чтобы сведения, указанные в накладной, соответствовали данным в прочих сопроводительных документах: инвойсе и книжке МДП. Любое разногласие обойдётся крупными проблемами для каждой стороны, участвующей в перевозке, при прохождении таможенного контроля
Необходимо тщательно проверять все данные и не один раз
Если в книжке МДП вес указывается как нетто, так и брутто, то в накладной – только брутто, то есть с упаковкой.
При проверке накладной внимание обращается не только на сведения, изложенные в графах, но и на печати. Каждая из трёх сторон, участвующих в договоре перевозке, ставит свои штампы, также таможня подтверждает факт проверки надлежащей печатью.
Транспортная накладная ЦМР содержит все сведения, описывающие груз и его транспортировку
Важно правильно заполнить этот документ, чтобы обезопасить себя от проблем при таможенном досмотре
Про составление CMR расскажет это видео:
https://youtube.com/watch?v=JxBxzQY7jTI
Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа
Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.
Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:
- Сколько было товара,
- Кто именно его перевез,
- По какому маршруту перевозил,
- Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
- Кто адресат, а кто отправлял товар,
- Сколько времени заняла доставка.
В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.
В каких случаях нужна ЦМР
- Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
- Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
- Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
- Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.
Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта
Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза
Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза. ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ
Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения)
ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).
Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.
А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.
ЦМР содержит две категории сведений:
- Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
- Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.
Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.
Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.
Постраничное заполнение CMR-накладной
Первые четыре страницы отличаются от остальных тем, что у каждой из них есть своё название, указывающее на предназначение экземпляра.
- «Экземпляр для отправителя». Этот экземпляр подтверждает факт отправки и исходных расчётов. Он остаётся у грузоотправителя. Однако экземпляры второй, третьей и четвёртой страниц тоже заверяются его подписями, печатями и штампами, а также подписями уполномоченного лица, представляющего сторону перевозчика (например, экспедитора, водителя и др.).
- «Экземпляр для получателя». Экземпляр передаётся получателю вместе с грузом, становясь подтверждением доставки.
- «Экземпляр для перевозчика». Заверяется подписью и печатью (штампом) получателя при передаче груза. Затем этот экземпляр прилагается к путевому листу как основание для учёта услуг по транспортировке и их оплаты.
- «Для расчётов». Тоже заверяется подписями и печатями получателя, но этот экземпляр прилагается к счёту за перевозку и передаётся (высылается) перевозчиком тому лицу, которое осуществляет оплату расходов (плательщику перевозки). Таким лицом может быть, например, отправитель, получатель или экспедитор.
Номера и наименования этих страниц отпечатаны типографским способом. Следующие страницы международной накладной, которые тоже должны быть заверены отправителем (подпись, печать) и перевозчиком, таможенными службами. На таможенное оформление отводится не менее трёх страниц.
Как оформлять
CMR обычно бывает объемом не более 10 страниц, стандартное количество составляемых экземпляров — 4:
- для оплаты услуг перевозки;
- компании-перевозчику;
- грузоотправителю;
- принимающей стороне.
Число оформляемых экземпляров увеличивается в случае, когда предстоит перевозить один заказ несколькими автомобилями, либо мелкими объемами в несколько поездок. Также оправдано изменение числа сопровождающих накладных при доставке грузов не одной, а нескольким разным организациям — ЦМР оформляется для каждого автомобиля.
Все оформляемые CMR оригиналы (не копии) подписывают вручную конимент и представитель транспортной организации, при необходимости заверяют печатями. Часто крупные компании используют факсимиле, однако в международной накладной такой способ не всегда допускается. Применение факсимиле возможно по разрешению законодательства взаимодействующих стран.
Шаблон ЦМР является унифицированной формой для стран, подписавших соглашение о Конвенции. В России регламент заполнения CMR — накладной отражен в письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.
Где взять форму CMR для заполнения? Пустой шаблон доступен в сети интернет для скачивания в форматах Word и Excel.
Обязательные сведения для внесения
Независимо от типа груза, в обязательном порядке сопроводительная накладная должна отражать следующие сведения:
- Дата и место заполнения ТТН.
- Данные места погрузки.
- Утвержденные сроки поставки.
- Информация о грузоотправителе — полное юридическое наименование организации, реквизиты, место расположения главного офиса.
- Аналогичные сведения о принимающей стороне.
- При сотрудничестве с посредником — инфо о посреднике.
- Общепринятые характеристики груза, данные о габаритах и количестве грузовых мест.
- Дополнительные расходы (пошлины, взнос за пересечение платной дороги и пр.).
- Отметка о том, что перевозка осуществляется в рамках подписанной международной Конвенции.
При наличии каких-либо дополнительных сведений, они также должны быть отражены в сопроводительной документации. Такая информация заполняется по взаимному согласию участников договора перевозки.
Видео:С 1 марта заполняйте транспортную накладную на новом бланке и по новым правиламСкачать
Правила заполнения и образец CMR
Накладная представляет собой лист формата А4, на который нанесена печатная форма. Каждая графа подписывается на двух языках: немецком и том, который используется для внесения необходимых сведений.
Часто применяются специальные бланки, сделанные на самокопирующейся бумаге. Тогда внесение информации в графы первого листа автоматически означает заполнение последующих листов.
Бланк CMR скачать
Заполняется CMR следующим образом:
- В графу 1 вносится информация об отправителе – наименование, юридический адрес (с указанием страны), почтовый индекс, телефон для контакта. В графу 2 вносится такая же информация о получателе;
- В графе 3 указывается пункт назначения перевозки (страна и город);
- В графе 4 должны быть сведения о месте и дате погрузки товара на транспортное средство. Обычно указывается только город и страна. Адреса могут отличаться от тех, которые указаны в графах 1 и 2 в качестве юридических адресов поставщика и покупателя;
- В 5-й графе указываются реквизиты прилагаемых к CMR документов. Это инвойс и упаковочный лист. Может также прилагаться товарная накладная;
- В столбец 6 следует внести сведения о классе опасности, присвоенном перевозимому товару. Если груз не относится к категории опасных при транспортировке, то писать ничего не нужно;
- В столбцах 7 и 8 содержится информация о количестве и виде грузовых мест;
- В столбец 9 следует вписать наименование груза. Его можно не заполнять, если перевозятся различные товары;
- В столбец 10 вписывают номенклатурный код, который присвоен грузу. Данные сведения вносить необязательно;
- Столбец 11 содержит сведения о полном весе брутто (со всей упаковкой). Груз желательно взвешивать перед отправкой, чтобы информация соответствовала действительности;
- В столбец 12 вписывается количество кубических метров, которое занимает перевозимый товар;
- Графа 13 предназначена для информации о цене перевозимого груза, данных о лицензии и других сведений;
- Графа 14 заполняется, если груз перевозится в специальном контейнере. После доставки контейнер необходимо вернуть по адресу, указанному в данном пункте;
- В графе 15 содержаться сведения об условиях поставки в соответствии с Инкотермс;
- В графу 16 вносится информация о перевозчике (наименование, юридический адрес и другие). Если транспортировка осуществляется несколькими организациями, то данные о следующем перевозчике вносятся в графу 17;
- Графа 18 предназначена для отметок перевозчика о принятом грузе. Например, если товар имеет повреждённую упаковку, то такая информация пишется сюда;
- Таблица в графе 19 предназначена для расчётов после завершения перевозки. Сегодня практически всегда применяется договорная цена, и заполнении данной графы нет необходимости;
- Графа 20 содержит особые условия перевозки, имеющие значения для сохранности груза. Например, температура в рефрижераторе, если перевозится скоропортящийся продукт;
- В графе 21 пишется дата составления документа;
- В графе 22 указывается время прибытия под погрузку и время убытия транспорта. Сведения вписываются отправителем груза. В графе ставится также подпись ответственного лица и штамп организации;
- В графе 23 содержатся сведения о водителе (Ф.И.О., номер путевого листа). Сюда ставится штамп организации-перевозчика;
- В графе 24 ставит отметку о принятии груза получатель. Обязательно следует написать дату, подпись, фамилию и инициалы ответственного лица. Также желательно поставить оттиск печати организации, если она есть;
- В графе 25 и 26 вписывается информация о регистрационных номерах автомобиля и прицепа, а также о марке транспортного средства;
- Графы 27-29 предназначены для внесения в накладную дополнительных сведений.
Обратите внимание! Номер накладной проставляется в левом верхнем углу, рядом с буквами «CMR». Данный реквизит может отсутствовать.
Образец заполнения товарно-транспортной накладной CMR скачать
Бланк CMR — правила заполнения
В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.
Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.
Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.
Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.
В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.
Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.
А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.
Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.
Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.
Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.
Когда составляется
ТТН ЦМР составляется, когда хотя бы одна сторона-участник договора перевозки ратифицировала и подписала соглашение о международных транспортировках.
Если на протяжении всего рейса автопоезду предстоит пересечь границы нескольких государств, то составление CMR также неизбежно. В противном случае при отсутствии данного документа, транспорт и груз могут быть задержаны и оштрафованы по законам страны, где обнаружено нарушение.
Несмотря на обязательность заполнения накладной во всех транспортировках (даже государственных) с пересечением границы, существует три ситуации, когда CMR не составляется:
- Перевоз вещей, предметов быта и интерьера, мебели при переезде с одного места жительства на другое.
- При отправке грузов почтой, потому что они регулируются КДПГ.
- Когда выполняется межгосударственная транспортировка мертвых людей.
Другими словами, ЦМР — главная официальная сопроводительная бумага для автоперевозок между государствами.
Видео:CMR это? | CMR накладная | ЦМР Международная товарно-транспортная накладнаяСкачать
Заключение
ТТН международного назначения является практически самым главным документом для перевозки грузов между государствами. Правильно заполненный документ обеспечит беспрепятственное преодоление пограничных пунктов. Информация в CMR — накладной должна быть достоверной, ее можно изменить только по настоятельной просьбе комитента. Внесение ложных сведений, а также неправильное заполнение сопроводительного документа может привести к большим денежным штрафам и задержанию ТС с перевозимым грузом. Избежать неприятных ситуаций поможет заполнение бланка по примеру доверенным лицом грузоотправителя или наемным сотрудником транспортной компании. Правильное оформление гарантирует отсутствие непредвиденных трат.