Риск-ориентированный надзор в проверках гит: критерии отнесения организации к категориям риска

О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации | ооо «техкрантест»

Новый порядок заполнения заявления

Согласно изменениям, дополнившим Постановление № 336 пунктом 8(1), подконтрольные компании имеют право заявить о корректировках в категории риска по новым правилам. В частности, теперь можно учитывать порядок обжалования итогов мониторинга, действия либо бездействия ревизоров. Правила этой процедуры утверждены главе 9 ФЗ № 248.

Однако для запроса о введении изменений надо написать заявление. Бланк документа не унифицирован, поэтому его заполняют в свободной форме. Но в то же время власти предъявляют требование к содержанию запроса на основании абз. А пункта 8(1). Так, в обязательном порядке предприятие должно указать номер объекта в едином перечне, который опубликован на сайте ervk.gov.ru.

Если заявка отправлена правильно и по необходимому адресу, то руководитель госоргана рассмотрит ее в течение 5 суток. При этом одним из требований к электронному формату является подпись документа одним из методов:

  • стандартной ЭЦП физлица, включая доверенных лиц;
  • неквалифицированной ЭЦП, для которой сертификат ключа разработан в инфраструктуре электронного правительства;
  • квалифицированной электронной подписью.

Аналогичными полномочиями обладает и заместитель руководителя. По истечении этого периода контролирующая инстанция уведомит заявителя о результате тем способом, которым получила запрос, например, в личном кабинете портала Госуслуги.

Антикризисный порядок определения категории риска проверяемого объекта либо деятельности будет действовать до 1 января 2030 года.

Алгоритм определения категории риска

Напомним о процедуре условной оценки безопасности. Чтобы отнести какой-либо объект или работу к определенной категории контролирующая инстанция проводит различные методы проверки, например, учет, сбор данных и даже профилактические визиты. Конкретный способ подбирают исходя из вида, который был установлен ранее. Перечень категорий с соответствующими характеристиками представлен в таблице.

Более подробный порядок оценки риска власти унифицировали в п. 5 ст. 3 ФЗ № 248. При этом если госорганам не удалось определить показатель, то его относят к низкой категории.

Что касается частоты проведения проверок, то ее устанавливают местные подведомственные учреждения. Государственные власти рекомендуют их проводить примерно 1 раз в год. Однако в положениях допустимо указать случаи, в которых надзорные инстанции вправе посетить организацию вне утвержденных сроков.

Узнать о списке показателей, в соответствии с которыми, представители местных властей оценивают работу, можно:

  • на официальном ресурсе контрольного ведомства;
  • в СМИ;
  • в личном профиле в ГИС.

Отметим, данные о категориях риска обязательно включены в единый перечень надзорных мероприятий, порядок проведения которых унифицирован в Постановлении № 604.

При соотнесении группы тяжести и группы вероятности контролируемого лица определяется категория риска (см. ниже)

В соответствии положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) индикаторы риска разрабатываются для оценки риска при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Под индикаторами риска понимаются параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований.

При этом выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров является самостоятельным основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Иными словами, риск-ориентированный подход означает, что при наличии у контрольного органа информация о том, что где-то совершается нарушение, которое невозможно предотвратить другими способами, принимается решение о проведении проверки, в иных случаях применяются профилактические и иные мероприятия. Применяются индикаторы для анализа поступивших в надзорный орган обращений граждан и юрлиц, чтобы определить, требуется ли проведение контрольных надзорных мероприятий.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство проверок органы жилищного надзора (контроля) проводят на основании обращений потребителей жилищно-коммунальных услуг, поэтому предлагаемые индикаторы затрагивают правоотношения между потребителями коммунальных услуг и лицами, предоставляющими такие услуги.

Служба при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля, жилищного контроля (надзора) в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия использует индикаторы риска нарушения обязательных требований утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2021 № 632-п «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Красноярском крае», постановление Правительства Красноярского края от 03.08.2023 № 623-п «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения лицензионных требований, используемых при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Красноярском крае», а именно:

поступление в службу в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня;

выявление в течение трех месяцев более пяти фактов несоответствия (недостоверности) сведений (информации), полученных от гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и информации, размещенной контролируемым лицом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Наличие выявления многократных нарушений в части предоставления недостоверной информации является индикатором сокрытия информации о фактических результатах работы в установленной сфере, что, может свидетельствовать о высокой вероятности неисполнения обязательных требований, о чем свидетельствует индикатор.

Утвержденные контрольными органами перечни индикаторов рисков помогают контролируемым лицам оценить вероятность проведения надзорных мероприятий и подготовиться к ним.

В целом особенностью системы управления рисками является её динамичность. Контрольно-надзорный орган не относит управляющие организации к определённому уровню риска раз и навсегда, опираясь на неизменные показатели. Напротив, проводится регулярная реклассификация субъектов, опираясь на данные прошлых проверок и иную поступившую информацию.

Добросовестные управляющие организации имеют возможность снизить категорию риска, а провалившие проверки, напротив, станут предметом более пристального внимания.

Комментарии

Как трудовая инспекция решает, к какой категории риска отнести конкретную организацию

Проверить входит ли ваша компания в перечень работодателей с категорией риска «Высокая» и «Значительная» можно на сайте Роструда.

Если вашей организации в таком перечне нет, значит, категория риска не выше средней. Для точного подсчета критерия выполняем пару математических действий.

Первое – вычисляем так называемый показатель «А»: перемножаем соответствующие вашей организации показатели из таблиц 1 и 2 (столбец А и Б соответственно).

Таблица 1

Коэффициент (А)

Менее 200 человек

0,5

От 200 до 499 человек

0,7

От 500 до 999 человек

1

Свыше 1000 человек

1,5

Таблица 2

Наименование основного вида деятельности по ОКВЭД

Показатель потенциального вреда (Б)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

0,49

Добыча полезных ископаемых

1,49

Обрабатывающие производства

0,96

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

0,99

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,97

Строительство

0,87

Транспортировка и хранение

0,85

Деятельность в области информации и связи

0,58

Образование

0,44

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

0,57

Прочие виды экономической деятельности

0,2

Второе действие – определяем показатель «Б» на основании анализа деятельности организации. Для этого отвечаем на вопросы из нашей таблицы 3 и суммируем все полученные показатели между собой.

Таблица 3

Вопрос

Да

Нет

Наличие факта задолженности по заработной плате за предшествующий год

0,3

Наличие тяжелых несчастных случаев, связанных с производством, за предшествующий год

0,4

Наличие легких несчастных случаев, связанных с производством, за предшествующий год

0,1

Наличие факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 предшествующих года

0,1

Суммируем показатель «А» и «Б». Результат – это ваш показатель потенциального риска. Теперь можете определить по нему категорию риска, воспользовавшись таблицей 4.

Таблица 4

Наименование риска

Показатель потенциального риска

Регулярность проведения плановых проверок

Высокий риск

От 1 и более

1 раз в 2 года

Значительный риск

От 0,99 до 0,75

1 раз в 3 года

Средний риск

От 0,74 до 0,5

1 раза в 4 – 5 лет

Умеренный риск

От 0,49 до 0,25

1 раз в 6 – 8 лет

Низкий риск

Менее 0,24

Не проводятся

Пример. Организация занимается строительством. Численность работников – 150 чел. Однажды в прошлом году выплатили зарплату с опозданием. Несчастных случаев в организации не было, административные предписания не получали.

Итого получаем: 0,5*0,87+(0,3+0+0+0)=0,735, что соответствует уровню риска «средний». Это значит, проверка может прийти к организации раз в 4-5 лет.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Основа государственного и муниципального контроля (ГМК) — управление рисками причинения вреда, целью которого является обеспечение допустимого уровня риска через разработанную систему оценки.

Управление рисками определяет вектор деятельности органов ГМК на всех стадиях их работы:

  1. Выбора вида профилактического или контрольного мероприятия;
  2. Содержания проводимой проверки;
  3. Объёма применяемых к проверяемому санкций.

Риск причинения вреда — вероятность наступления события, влекущего за собой причинение вреда или ущерба (п. 2 ст. 22 Закона № 248-ФЗ).

Оценка риска осуществляется на основе проводимого органами ГМК мониторинга (сбор, обработка и анализ событий, причинивших вред, ложится в основу критериев отнесения объекта проверки к категории риска) с применением разработанных индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Индикаторы риска — параметры, свидетельствующие (п. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):

1) о вероятном нарушении обязательных требований,

2) риске причинения вреда (ущерба).

Внимание! Индикаторы риска напрямую влияют на принятие решения о проведении и выборе вида внеплановой проверки, поэтому в случае утверждения органом ГМК их необходимо иметь ввиду. В настоящее время индикаторы риска утверждены в нескольких сферах контроля:

В настоящее время индикаторы риска утверждены в нескольких сферах контроля:

  1. Надзор за операторами техосмотра: приказ МВД России от 26 ноября 2020 г. № 805.
  2. Фитосанитарный контроль: приказ Минсельхоза России от 5 марта 2021 г. № 119.
  3. Надзор за деятельностью туроператоров: приказ Ростуризма от 28 апреля 2021 г. № 156-Пр-21.
  4. Надзор в сфере аккредитации: приказ Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. № 300.
  5. Ветеринарный надзор: приказ Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. № 343.
  6. Пожарный надзор: приказ МЧС России от 7 июня 2021 г. № 364.
  7. Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности, а также тушения пожаров в населённых пунктах: Приказ МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 641.
  8. Контроль в отношении земель с/х назначения: приказ Минсельхоза России от 18 июня 2021 г. № 402.
  9. Земельный контроль: Приказ Росреестра от 09.07.2021 № П/0303 (вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 7).

Результаты оценки риска определяют:

  1. Критерии отнесения объекта проверки к категории риска.
  2. Количество категорий риска.

Внимание! Положением о виде муниципального контроля может быть предусмотрено, что система оценки и управления рисками не применяется. Если законом о виде контроля не установлены общие требования, то контрольные мероприятия проводятся по правилам статей 61 и 66 Закона № 248-ФЗ

Как обезопасить бизнес и сократить количество проверок

Чиновники обещали: работодателей, у которых нарушений нет, проверять перестанут. Чтобы соответствовать такому критерию, ведите кадровый учет должным образом. В помощь, для полной уверенности в правильности учета, – кадровый аудит. Можете проводить его как собственными силами, так и с привлечением сторонней организации.

Наши специалисты кадровой службы помогут обезопасить ваш бизнес от непредвиденных штрафов, проведя аудит кадровых документов вашей организации.

Вы получите:

  • Подробную информацию о проведении аудита, с перечнем всех документов и личных дел сотрудников, которые прошли проверку.

  • Список ошибок, нарушений и недочетов, допущенных во время ведения кадрового делопроизводства, со ссылкой на законодательные акты и размерами возможных штрафов.

  • Рекомендации по устранению нарушений: какие проблемы следует решить в самое ближайшее время и как, чтобы избежать претензий и штрафов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: