Профстандарт – зачем он нужен?
Профессиональный стандарт — это перечень требований к квалификации работника и тем навыкам, которыми он должен владеть для осуществления своей рабочей деятельности.
До 2012 года квалификационные требования к работникам содержались только в Единых квалификационных справочниках. Однако с конца 2012 года в ТК РФ за профстандартами был закреплён статус официального документа, а с 2013 г. вышло постановление о разработке и внедрении профстандартов в государственных организациях и компаниях с государственным участием.
Профессиональные стандарты как более современная нормативная система пришли на смену единым квалификационным справочникам. Но сотрудникам отделов кадров рекомендовано ориентироваться и на данные этих справочников, т.к. в них содержатся сведения о льготах и компенсациях.
Льготы чётко соотнесены с конкретным наименованием должности. Замена даже одного слова в названии должности работника, приведёт к тому, что льгота станет ему не положена.
Какие требования содержатся в профстандарте специалиста по обучению и развитию персонала
Проект профстандарта разработан с учетом международного опыта в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.
В профстандарте специалиста по обучению и развитию персонала четыре раздела:
- общие сведения;
- описывающие трудовые функции в функциональной карте вида профессиональной деятельности;
- все характеристики обобщенных трудовых функций;
- основные сведения о разработчиках.
В соответствии с проектом профессионального стандарта специалист по обучению персонала обеспечивает соответствующую квалификацию специалистов, которая подходит ко всем целям и установленным стандартам компании. Узнайте, как повысить мотивацию с помощью теории спиральной динамики
Третий раздел содержит пункты и подпункты, в которых подробно описаны отдельные трудовые функции. В этом же разделе содержатся и сведения, которые определяют уровень квалификации специалиста. К примеру, для эффективной разработки нормативов организационно-методического обеспечения сотрудник, занимающийся развитием и обучением персонала, должен иметь шестой уровень квалификации. Для стратегического и оперативного управления принимают сотрудника с седьмым уровнем квалификации.
Наряду с содержанием описания компетенций профстандарт специалиста по обучению и развитию содержит и перечень возможных наименований соответствующих должностей и профессий согласно обобщенным трудовым функциям. Планированием основных процессов обучения, выявлением определенных потребностей в дополнительной подготовке и учетом ресурсов занимается «менеджер (или специалист) по непосредственному обучению, развитию персонала». Такие функции может исполнять и «инженер по подготовке кадров» или «специалист по проведению подготовки кадров». Узнайте, как управлять перспективными сотрудниками
Специалисты по управлению системами обучения и развития должны располагать соответствующим уровнем компетенций седьмого квалификационного уровня. При трудоустройстве учитывается уровень образования и наличие пятилетнего практического опыта работы по этому направлению. Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики, в процессах управления персоналом, определении трудовых функций, составлении штатного расписания, заключении трудовых договоров. С учетом профессиональных стандартов проводится аттестация, тарификация работы с присвоением соответствующего разряда, устанавливается система оплаты труда.
Возможно, вам будет интересно узнать:
—> Министерство труда инициировало обсуждение поправок в профстандарт специалиста по управлению персоналом. Судьба документа будет определена в этом году. Необходимость обновления действующего профстандарта продиктована намерением привести в соответствие требования к образованию с кругом выполняемых трудовых функций.
III. Права
Специалист по персоналу имеет право:
1. Запрашивать и получать
необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам
своей деятельности.
2. Повышать квалификацию,
проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в
обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и
замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства
организации оказания содействия, в том числе обеспечения
организационно-технических условий и оформления установленных документов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Принимать самостоятельные
решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными
обязанностями
7. ___________________________________________________________
Специалист по кадрам
Профстандарт работника кадров – официально утверждённый документ. Он обязателен к применению, т.к. содержит в себе: нормативы кадровой работы и обязанности специалиста по кадрам.
Обязанности
В обязанности кадрового специалиста входит:
- оформление и разработка необходимой документации, относящейся к трудовой деятельности предприятия;
- проведение собеседований и подбор персонала для организации;
- анализ ситуации на трудовом рынке;
- предоставление данных о вакантных местах в организации;
- решение вопросов аттестации и повышения квалификации сотрудников;
- мониторинг качества профессиональной деятельности работников;
- организация условий труда сотрудников.
Если кандидат не отвечает необходимым требованиям, то он не может быть назначен на эту должность. Благодаря такому документу сам специалист также может сделать вывод, соответствует ли его квалификация представленным стандартам.
Принять работника на кадровую должность и освободить его от этой должности имеет право лишь руководство предприятия и, соответственно, подчиняется этот специалист только руководителю.
Требования к образованию и опыту работы
Согласно профессиональному стандарту, специалист по кадрам должен иметь образование. От того, какое у соискателя образование, зависят и требования к его опыту работы.
Если это среднее специальное образование, то опыт работы необязателен. В то время как с начальным профессиональным образованием потребуется опыт работы от двух лет и прохождение спец. подготовки, а также работа в данном учреждении не менее года.
Какими же навыками и знаниями должен владеть специалист по кадрам? Работник кадрового отдела должен:
- ориентироваться в документации, относящейся к работе с кадрами;
- разбираться в законодательных актах, связанных с трудовой деятельностью;
- знать кадровую структуру организации;
- разбираться в методической документации;
- уметь оформлять трудовые книжки, личные дела работников, а также пенсии, выплаты (льготы и компенсации);
- уметь организовывать учёт кадров;
- владеть навыками делопроизводства;
- иметь навыки работы с ПК.
Права
В большинстве государственных и частных организаций есть должность инспектора по кадрам. На неё может быть назначен сотрудник со средним или начальным профессиональным образованием и опытом работы по профилю от 2 лет.
Чаще всего работнику необходимо также пройти обучение на специальных курсах. Назначить на эту должность и снять работника с неё может лишь директор или начальник учреждения.
Инспектор по кадрам имеет право:
- Доносить до директора учреждения предложения о системе поощрений и взысканий с сотрудников, находящихся у него в подчинении.
- Получать от подразделений организации и сотрудников сведения, которые ему требуется для выполнения своих обязанностей.
- Изучать документацию, в которой прописаны его права и обязанности согласно данной должности.
- Знакомиться с проектами решений начальника организации, относящимися к его деятельности.
- Обращаться к руководству организации с требованием оказания помощи в создании организационных и технических условий и подготовке нормативной документации, которые нужны для выполнения его обязанностей.
- Другие права, закреплённые ТК РФ.
Ответственность за нарушения
Предприниматели были предупреждены об обязательности внедрения профстандартов за год до того, как закон вступил в силу. Принимая на работу нового сотрудника, предприниматель обязан применять профстандарт, а не квалификационный справочник.
Если же на момент приёма нового сотрудника стандарт ещё не разработан, то можно ориентироваться на справочник, однако работа по разработке профстандарта должна быть начата. Необходимо указать в новой документации требования к квалификации работника и льготы (если существуют).
Ознакомиться с уже утверждёнными стандартами можно на сайте Минтруда. Трудовая инспекция имеет право проводить проверки по соблюдению закона в этой сфере профессиональной деятельности. Выявление нарушений в применении профстандартов влечёт за собой административную ответственность (от 30 до 100 тысяч рублей).
Характеристика робіт, завдання та посадові обов’язки
2.1. Організовує професійне навчання робітників і підвищення кваліфікації керівників, професіоналів, фахівців (підготовка, перепідготовка і підвищення кваліфікації на виробництві, у професійно-технічних навчальних закладах, економічне навчання, практичне навчання учнівської молоді та молодих спеціалістів у період проходження ними стажування, а також виробничої практики студентів і учнів).
2.2. Керуючись потребами підприємства у кваліфікованих кадрах та з урахуванням вимог ринкової економіки, розробляє проекти перспективних і поточних планів підготовки кадрів, підвищення кваліфікації і майстерності працюючих з необхідними обґрунтуваннями і розрахунками.
2.3. Установлює контакти з навчальними закладами, оформлює договори на підготовку, перепідготовку і підвищення кваліфікації працівників підприємства.
2.4. Складає графіки направлення працівників у навчальні заклади для підвищення кваліфікації відповідно до укладених договорів, контролює їх виконання.
2.5. Бере участь у роботі з професійної орієнтації молоді, а також у розробленні навчально-методичної документації (навчальних планів і програм професійного розвитку, посібників і рекомендацій, розкладів занять навчальних груп тощо).
2.6. Здійснює керівництво навчально-методичною роботою з усіх видів і форм підготовки і підвищення кваліфікації кадрів на виробництві.
2.7. Підбирає кадри викладачів та інструкторів з числа висококваліфікованих працівників з наступним затвердженням їх за встановленим порядком, комплектує навчальні групи.
2.8. Контролює систематичне і якісне проведення занять, успішність працівників, які навчаються, додержання строків навчання, виконання навчальних планів і програм, правильне ведення встановленої документації.
2.9. Виконує роботу із забезпечення навчального процесу необхідною методичною та довідковою літературою, оснащення навчальних і методичних кабінетів обладнанням, технічними засобами навчання, інвентарем, наочними посібниками, а також упровадження у навчальний процес автоматизованих засобів і сучасних активних методів навчання.
2.10. Бере участь у проведенні підсумкових занять, екзаменів, кваліфікаційних проб, конкурсів професійної майстерності робітників.
2.11. Організовує лекції і доповіді, проведення семінарів і консультацій з метою підвищення рівня підготовки наставників, викладачів та інструкторів.
2.12. Готує трудові угоди (контракти) з викладачами та інструкторами, складає кошториси витрат на підготовку і підвищення кваліфікації кадрів, оплату праці за навчання кадрів і керівництво виробничою практикою, контролює правильне використання коштів з цією метою.
2.13. Бере участь у здійсненні контролю за відвідуванням занять і успішністю працівників, які навчаються на курсах і в навчальних закладах без відриву від виробництва, підготовкою та підвищенням кваліфікації працівників у закладах професійно-технічної та вищої освіти, а також інститутів та курсів підвищення кваліфікації.
2.14. Бере участь в організації роботи кваліфікаційних і атестаційних комісій, навчально-методичної ради підприємства з професійного навчання робітників на виробництві, реалізації їх рішень, розробленні заходів, що сприяють зростанню продуктивності праці за рахунок підвищення кваліфікації і майстерності працівників.
2.15. Постійно вдосконалює форми і методи професійного навчання і підвищення кваліфікації кадрів на виробництві, узагальнює та розповсюджує передовий досвід у цій галузі.
2.16. Аналізує якісні показники результатів навчання та його ефективність (зміни професійно-кваліфікаційного і посадового складу працівників, зростання продуктивності праці, заробітної плати тощо), веде встановлену звітність.
2.17. Знає, розуміє і застосовує діючі нормативні документи, що стосуються його діяльності.
2.18. Знає і виконує вимоги нормативних актів про охорону праці та навколишнього середовища, дотримується норм, методів і прийомів безпечного виконання робіт.
Какие задачи решает профессиональный стандарт специалиста по обучению персонала
Специалист по обучению и развитию персонала решает первостепенную задачу, стоящую перед организацией. В первую очередь предприятия стремятся к укреплению своих позиций на рынке и к расширению бизнеса. Человеческие ресурсы считаются наиболее важными и многообещающими объектами инвестиций.
Скачайте документы по теме:
От профессионализма, квалификации работников напрямую зависит финансовый успех компании. При дефиците высококвалифицированных кадров работодателю приходится заботиться о проведении подготовки или переподготовки наиболее перспективных работников. Профессиональный стандарт специалиста по обучению и развитию персонала помогает объективно оценить не только квалификацию сотрудников, работающих с человеческими ресурсами, но и опыт, соответствующие умения и навыки.
Программа по обучению специалистов по персоналу была не доработана. Не существовало и единого документа, который бы закреплял требования к знаниям и навыкам таких специалистов, занимающихся обучением и развития персонала. В современных реалиях спрос на такие кадры растет. Большинство компаний направленно занимаются подготовкой сотрудников, которым в дальнейшем будет доверено обучение и развитие персонала.
Потребности в разработке общих стандартов назрела давно. Профстандарт специалиста по обучению и развитию персонала после окончательного рассмотрения и утверждения обязаны применять работодатели и образовательные учреждения, которые готовят таких специалистов.
Необходимо учитывать, что специалист по обучению персонала не является педагогом в прямом смысле слова. Деятельность имеет направленную специфику, но не регламентируется в строгих рамках специальных программ с соблюдением жестких норм и требований.
Специалист по обучению и развитию персонала учитывает требования рынка, основы потребительского спроса и обучает персонал в отдельно взятой организации новейшим методикам, технологиям работы. Помогает пройти процесс адаптации, подготавливает методологическое обеспечение. Работа имеет и ряд других обязанностей с учетом специфики работы компании. Узнайте, как сплотить управленцев в команду
Возможно, вам будет интересно узнать:
Кроме этого, в соответствии с профстандартом сотрудники указанного уровня занимаются:
- обеспечением контроля текущей деятельности персонала в сфере проведения подготовки, переподготовки;
- исполнением выделенного бюджета предприятия, предназначенного для обучения, подготовки, переподготовки кадров;
- управлением договорной деятельности по указанным направлениям;
- ответственностью за согласованность учебных планов с графиком работы;
- подготовкой соответствующих программ с учетом уровня первоначальной подготовки работников;
- стратегическим планированием;
- обеспечением проведения аттестации, переаттестации чтобы своевременно выявить персонал, нуждающийся в обучении или переподготовке.
В функции специалиста по обучению персонала входит разработка программ корпоративного обучения. Сотрудники такого уровня занимаются подготовкой специализированных помещений, оснащенных необходимыми методическими материалами, если переподготовка и повышение квалификации персонала проводится на базе организации. Узнайте, как управлять иначе
I. Общие положения
1. На должность специалиста по
персоналу назначается лицо, имеющее высшее образование и дополнительное
профессиональное образование по программе повышения квалификации, программе
профессиональной переподготовки.
2. Опыт практической работы не требуется.
3. Назначение на должность специалиста
по персоналу, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
4. Специалист по персоналу должен
знать:
4.1. Порядок оформления, ведения
и хранения документов по персоналу
4.2. Порядок
учета движения кадров и составления установленной отчетности
4.3. Основы
документооборота и документационного обеспечения
4.4. Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов
и информации
4.5. Порядок
расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам
4.6. Структуру
организации и вакантные должности (профессии, специальности)
4.7. Трудовое
законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
4.8. Основы
архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в
части ведения документации по персоналу
4.9. Законодательство
Российской Федерации о персональных данных
4.10.
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления
распорядительных и организационных документов по персоналу
4.11.
Нормы этики и делового общения
4.12.
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и
особенности работы с ними
4.13.
Порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах
4.14.
Источники обеспечения организации кадрами
4.15.
Общие тенденции на рынке труда и в отдельной отрасли, конкретной профессии
(должности, специальности)
4.16.
Основы экономики, организации труда и управления
4.17.
Технологии и методики поиска, привлечения, подбора и отбора персонала
4.18.
Порядок формирования, ведения банка данных о персонале организации и
предоставления отчетности
4.19.
Порядок проведения конкурсов и оформления конкурсной документации
4.20.
Порядок заключения договоров (контрактов)
4.21.
Системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда
персонала
4.22.
Технологии и методы формирования и контроля бюджетов
4.23.
Порядок проведения закупочных процедур и оформления сопутствующей документации
4.24.
Систему, способы, методы, инструменты построения профессиональной карьеры
4.25.
Методы определения и оценки личностных и профессиональных компетенций
4.26.
Основы профессиональной ориентации
4.27.
Методологию обучения
4.28.
Порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров, учебных планов и программ
4.29.
Порядок ведения учета и отчетности по подготовке и повышению квалификации
персонала
4.30.
Основы налогового законодательства Российской Федерации
4.31.
Основы законодательства об образовании Российской Федерации
4.32.
Методы адаптации и стажировок
4.33.
Методы учета и анализа показателей по труду и оплате труда
4.34.
Методы определения, оценки и сравнения производственной интенсивности и
напряженности труда
4.35.
Методы нормирования труда
4.36.
Межотраслевые и отраслевые нормативы трудовых затрат
4.37.
Современные формы, системы оплаты и учета производительности труда персонала
4.38.
Порядок тарификации работ и рабочих, установления должностных окладов, доплат,
надбавок и коэффициентов к заработной плате, расчета стимулирующих выплат
4.39.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и
квалификационные характеристики должностей служащих
4.40.
Методы определения численности работников
4.41.
Порядок и методы разработки планов и программ социального развития организации
4.42.
Методы анализа выполнения социальных программ и определения их экономической
эффективности
4.43. _____________________________________________________________________
5. Специалист по персоналу подчиняется
непосредственно ___________________.
6. На время отсутствия специалиста
по персоналу (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное
в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за надлежащее их исполнение.
7.
________________________________________________________________
IV. Ответственность
Специалист по персоналу несет
ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных
действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.
3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по управлению
персоналом» утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 6 октября 2015г. №691н и иных
нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.