Что должна делать компания в целях ведения воинского учета
В целях ведения воинского учета сотрудников, компании должны:
- получать у военнообязанных соискателей документы воинского учета при заключении с ними трудовых договоров;
- вести и хранить личные карточки военнообязанных работников;
- вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (об этих изменениях нужно в 2-недельный срок сообщать в военкомат);
- выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
- направлять в военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о приеме их на работу и увольнению (эти сведения нужно направлять в военкомат в 2-недельный срок с момента издания приказа о трудоустройстве или увольнении соответствующего работника по форме, приведенной в приложении № 9 к Рекомендациям);
- при наличии законной возможности оформлять бронирование военнообязанных работников за организацией-работодателем на период мобилизации и на военное время (для этого работодатель должен находиться в перечне организаций, которые могут бронировать работников от призыва на военную службу);
- направлять в 2-недельный срок по запросу военкомата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (эти сведения направляют по форме, приведенной в приложении № 10 к Рекомендациям);
- представлять в военкомат ежегодно до 1 ноября списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (при наличии таковых);
- проводить не реже 1 раза в год (точную дату устанавливает военкомат) сверку сведений о воинском учете, содержащиеся в личных карточках сотрудников со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и сведениями военкомата (для этого в организации должен быть специальный журнал проверок).
Кроме того, в перечень обязанностей работодателей и их ответственных должностных лиц, связанных с ведением воинского учета, включается и оповещение военнообязанных работников о вызовах в военкомат по повесткам.
Если в организацию поступили повестки о явке работников на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, ответственные за воинский учет должны вручить эти повестки работникам. Вручение повесток производится лично работнику под подпись и не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (п. 7 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663).
Отчетность для работодателей
Законодательством предусмотрено несколько видов отчётности, которые имеют своего адресата и регламентные сроки.
Куда сдавать отчеты
По учёту военнообязанных лиц компании сдают информацию в следующие организации:
- Федеральный орган госвласти, уполномоченный собирать сведения о воинском учёте на предприятиях.
- Горкомиссию по бронированию граждан – запасников.
- Отдел райвоенкомата по юридическому месту нахождения компании.
Какие существуют виды отчётов
Существующая отчётность разработана таким образом, что есть бланки, требующие заполнения точно к назначенному сроку, а есть данные, подлежащие передачи в оперативном режиме.
Формы отчетности и период их передачи собраны в таблице:
Наименование бланка отчетности |
Крайняя дата подачи |
Примечание |
|
о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе |
Ф№6 |
1-10 января |
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года. Сдаются в военкомат и комитет по бронированию горсовета |
доклад о состоянии работы в этой сфере за отчетный период |
|||
Карточка учета организации |
Ф№18 |
||
Списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет |
приложение № 11 к Методическим рекомендациям |
отчет в военкомат до 1 ноября текущего года |
|
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ |
Ф№19 |
1-10 января |
Обязательный ежегодный отчет |
Данные об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете |
Информационный бланк для заполнения предоставляется райвоенкоматом |
в двухнедельный срок от даты произошедших изменений |
Заполняется по мере необходимости |
сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о сотрудниках, которые не находятся на воинском учете, но обязаны на нем состоять |
в двухнедельный срок от момента получения соответствующего запроса |
||
данные о поступлении на работу и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету |
в двухнедельный срок отсоответствующего события |
||
Информация о наличии на предприятии транспорта и его техническом состоянии |
в десятидневный срок от момента получения запроса информации |
Касается автотранспорта, который должны быть предоставлен ВС или спецформированиям согласно Приказу МО |
Скачать форма 6Скачать форма 18Скачать форма 19
Кто составляет и сдаёт отчетность
Для системного и эффективного ведения военного учёта и составления отчётности перед вышестоящими организациями на предприятии должен быть издан приказ о воинском учёте и назначении ответственного лица за его проведение. Допускается издание одного распоряжения, в котором будут затронуты все вопросы, но также возможно издать два обособленных приказа.
Общая ответственность за работу с военнообязанными лицами всегда возлагается на руководителя, но, как правило, в организации есть исполнитель, который и занимается всей работой. Именно этот исполнитель и записывается в приказе, как лицо, ответственное за ведение воинского учёта.
Согласно законодательству, в зависимости от количественного состава работников предприятия, ответственным назначенцем может быть не один человек.
Распределение состоит в следующем:
- до 500 военнообязанных лиц обслуживается одним сотрудником-совместителем;
- от 501 до 2000 человек разрабатывается одним полноценным специалистом;
- от 2001 человека до 4000 человек требует работы двух уполномоченных исполнителей.
Назначенные приказом сотрудники ведут учет и должны знать и соблюдать правила заполнения всей необходимой отчетности, а также не пропускать предельные сроки её подачи. Бланки отчётности не сложные по своему исполнению, но в случае возникновения вопросов по существу их заполнения или заполнение некоторых строк вызывает затруднения, ответственный сотрудник может посмотреть образец любого проработанного бланка, обратившись в райвонкомат.
Кто такие резервисты и забронированные
Разъясним основные понятия для новичков в воинском учете.
Резервист (или военнообязанный) — гражданин, который, в случае необходимости (мобилизации) будет призван на военную службу. Все военнообязанные делятся на две категории:
- Граждане, которые отслужили в Вооруженных силах РФ и уволились в запас (в резерв). Они имеют военный билет и могут быть призваны для выполнения воинского долга все время вплоть до достижения предельного возраста. Предельный возраст варьируется в зависимости от рода войск и звания резервиста. Подробная таблица возрастов и званий приведена в ст. 53 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности».
- Юноши допризывного и призывного возраста, подлежащие воинскому учету.
Забронированные граждане — это резервисты, работающие на должностях, которые будут необходимы предприятию-работодателю для выполнения задач в военное время. Чтобы не оставлять пустыми такие рабочие места, работодатель может оформить для военнообязанных работников на этих местах бронь от всеобщего призыва.
Согласно нововведениям 2023 года, призыву в армии не подлежат следующие категории граждан:
- Отцы-одиночки, которые самостоятельно воспитывают ребенка. Отсрочка от военной службы действует до исполнения ребенку 18 лет.
- Граждане, на чьем попечении находятся больные и пожилые родственники.
- Мужчины, имеющие двое детей и больше. К этой категории можно отнести военнообязанных, которые имеют одного ребенка и беременную жену со сроком более 22 недель беременности.
- Студенты высших и средних учебных заведений, которые имеют соответствующую аккредитацию. Это относится только к очному обучения. Заочная форма обучения отсрочки от армии не дает.
- Депутаты местных и государственных органов власти, либо кандидаты на их место на время предвыборной компании.
- Сотрудники полиции, госнаркоконтроля, пожарники.
Какие штрафы есть для работодателей за нарушения воинского учёта
С 1 октября 2023 года максимальные санкции для компаний и их ответственных лиц выросли с 3 000 рублей до 500 000 рублей. Смотрите таблицу, за что могут наказать.
Статья КоАП РФ | Примеры нарушений | Размер штрафа |
---|---|---|
В период мобилизации: — не оповестили работника о вызове по повестке, полученной в адрес работодателя — не освободили сотрудника от работы в день вызова в военкомат по повестке — не отозвали из служебной командировки вызванного по повестке сотрудника, чтобы тот мог явиться на сборный пункт |
Должностное лицо — 60 000 — 60 000 рублей Организация — 400 000 — 500 000 рублей |
|
Не представили по запросу военкомата списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на ВУ | Должностное лицо — 40 000 — 50 000 рублей Организация — 350 000 — 400 000 рублей |
|
Не оповестили работника о вызове по повестке, полученной в адрес работодателя Не освободили сотрудника от работы в день вызова в военкомат по повестке |
Должностное лицо — 40 000 — 50 000 рублей Организация — 350 000 — 400 000 рублей |
|
Не отозвали из служебной командировки вызванного по повестке сотрудника, чтобы тот мог прийти в военкомат | ||
Не представили сведения для ведения ВУ: о приеме-увольнении, изменении учётных данных, отсутствии документов первичного ВУ у лиц, обязанных состоять на учёте | Должностное лицо — 40 000 — 50 000 рублей |
Для компаний малого и среднего бизнеса размер штрафа будет меньше в два раза, это предусмотрено .
ИП от санкций за нарушения в ВУ освобождены. Но они могут нести ответственность как граждане, если относятся к военнообязанным или призывникам. Например, если они не явятся по повестке без уважительной причины, то заплатят штраф от 10 000 до 30 000 рублей по .
Работодателя привлекут к ответственности, если выявят нарушения в ВУ. Поэтому начните вести воинский учёт добровольно, не дожидаясь визита военкома или предписания от прокуратуры.
Работодателей обязали оповещать военкоматы о работниках, не состоящих на воинском учете
- направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
- вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Ранее работодатели были обязаны только оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки по этим вызовам. Сведения о гражданах требовалось представлять только по запросам военных комиссариатов.
Личные карточки заменят на карточки гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Предполагается, что это будет карточка формата А4, изготовленная на плотной бумаге, с лицевой и оборотной сторонами. В ней предусмотрены разделы: общие сведения, сведения о воинском учете, дополнительные сведения, сведения о приеме и увольнении (переводе) (Приказ Министра обороны РФ «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495»). С проектом формы можно ознакомиться на сайте Федерального портала проектов НПА.
- При принятии на работу или увольнении таких работников выдать им сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания по форме, утвержденной приложением № 2 Постановления Правительства № 719 (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; пп. «д» п. 30, п. 50 постановления Правительства РФ № 719).
- Оповестить работника, что ему нужно лично явиться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (пп. «а» п. 32 Постановления правительства РФ № 719).
Ситуация 4. Прием на работу гражданина, подлежащего призыву.
Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок
Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок
Это рекомендуют сами военкоматы.
Запросите документы:
у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства
На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.
Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы
Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.
Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.
Форма 6
Обязанность составления учётных данных военнообязанных возникла у каждой организации на основании ФЗ№53. Законодательный акт обязывает каждую компанию начинать мероприятия по ведению ВУ с момента её регистрации.
И также правилами ведения ЕГРЮЛ, которые работают на основании Постановления№438 правительства РФ, установлено, что орган, производящий регистрацию фирмы, обязан в регламентные сроки передать данные про вновь созданное юрлицо определённым инстанциям. В перечне этих структурных органов находится и комиссариат территориального подчинения.
В свою очередь, военкомат, получив сведения о вновь зарегистрированном предприятии, автоматически осуществляет постановку его на свой учёт. С этого момента у администрации компании возникает обязанность в ведении соответствующей документации и предоставлении сроковой отчётности.
Согласно законодательству перед компаниями, взявшими на себя обязанности работодателей, возникают следующие обязательства перед военкоматом:
- Учитывать своих сотрудников, согласно инструкциям делопроизводства.
- Своевременно предоставлять сведения обо всех изменениях, происходящих в кадровых вопросах.
- Передавать данные о текущем состоянии дел личного учёта.
Кадровики компаний по-разному видят сложность отчётности перед комиссариатом. У некоторых она не вызывает вопросов, но бывают случаи, когда сотрудник сталкивается с затруднением, как заполнить бланк, которое разрешить возможно только при помощи закона.
Каждый инспектор-кадровик при исполнении обязанностей должен руководствоваться следующими нормативами:
- ФЗ№61 «Об обороне», а именно – ст.8.
- ФЗ№31 – ст.9 «О мобилизации».
- Положением о воинском учете на предприятии.
В соответствии с этими нормативами начальник и кадровик несут ответственность за проведение работы по взаимодействию с комиссариатом. По регламенту ответственным на такую работу назначается именно кадровик, но в крупных предприятиях может быть определено обособленное ответственное лицо, которое будет заниматься только вопросами ВУ.
В каждой организации ведется картотека по военному учету
Порядок определения ответственных лиц следующий:
- При количестве сотрудников до 500 человек (военнообязанных) – 1 сотрудник (обычно кадровик-совместитель).
- При наличии военнообязанных от 501 до 2000 особ назначается один специалист.
- Свыше 2000 лиц – два уполномоченных лица.
Возложение обязанностей происходит в приказном порядке. Непосредственной работой назначенного лица является составление Ф6 для райвоенкомата. Форма 6 для военкомата имеет название «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе».
Заполняется бланк, согласно инструкции (образец заполнения Ф6), в количестве трех одинаковых форм. Первый – подшивается в папку отчетности, и хранится на предприятии, а остальные экземпляры направляется в райвоенкомат.
Особенностью отчётности по Ф6 является детализация работающих на фирме по категориям:
- руководящий состав;
- специалисты отделов;
- служащие сотрудники;
- рабочие.
Каждую категорию необходимо разделить:
- По присвоенным воинским званиям.
- На лиц, которые причислены к запасу.
- На имеющих бронь.
По правилам, допустимо заполнение бланка с помощью оргтехники, но и собственноручно написанные сведения также принимаются райвоенкоматом.
Оформление карточки учета организации
Составляющей частью ведения воинского учёта на предприятии является также форма 18. Формуляр бланка был внедрён в работу в 2015 году, действует по настоящее время. Сведений о видоизменении в текущем году не было.
- Ф18 отображает данные о лицах, работающих на предприятии и причисленных в запас. Компании, по профилю ведения учета в организации, имеют подразделение на два вида:
- фирмы с назначенным за проведение воинского учёта ответственным лицом;
- уполномоченной особой, которая имеет компетенцию бронирования рабочих мест для граждан в запасе.
Вузы и университеты, при составлении Ф18, одновременно с работниками обязаны указывать и данные студентов-старшекурсников и аспирантов.
Если происходят какие-либо изменения вданных компании (смена адреса, контактного телефона или расчетного счета), желательно предупредить контрагентов, чтобы они могли своевременно выполнить правки в базе и документации.
Карточка предприятия является основанием выставленных счетов и отправленных товаров, документов, накладных и прочего на имя компании.
Помимо предоставления контрагентам, само предприятие обязано запрашивать подобные карточки у юридических лиц, которые планируют проводить с ним операции по безналичному расчету для выставления счета и оформления сопутствующих документов.
Все отчеты по воинскому учету в организации заполняют с учетом сведений из личных карточек работников (унифицированные формы № Т-2 ГС(МС) и № Т-2) и регистрационных данных организации. Ответственному лицу понадобятся три экземпляра:
- один остается в организации;
- два направляют в военкомат. Один из документов военкомат готовит в комитет по бронированию городского совета.
Заполняйте бланки от руки или электронным способом, допустимо распечатывать с двух сторон одного листа.
Учтите: в отличие от другой отчетности, в военкомат все документы формируют только в бумажном виде и с «мокрыми» печатями. В РФ существует специальная автоматизированная система управления «Зарница-М», но ею пользуются нечасто. Поэтому внимательно проверяйте все данные, прежде чем передадите их в военкомат.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году
Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):
- приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
- военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.
Поэтому при приеме на работу в 2021 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.
Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).
О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.
Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.
Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е
закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.
ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е
осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.
Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:
- принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
- изменения актуальной информации о таких работниках.
Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.
Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.
https://youtube.com/watch?v=8PtaL0lewQs
Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
- за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
- неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
- несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Необходимость заполнения формы 6 по воинскому учету
Основная цель формы 6 – осуществление государственного контроля за исполнением воинской обязанности гражданами. Она предоставляет информацию о воинском состоянии каждого гражданина, а также обеспечивает военные комиссариаты необходимыми данными для планирования призыва и мобилизации.
Заполнение формы 6 является неотъемлемой частью процесса воинского учета. В документе указываются данные о росте, весе, цвете волос, группе крови, наличии особых примет и заболеваний гражданина. Также в форме отражается воинское звание и прохождение воинской службы.
Заполнение формы 6 необходимо осуществлять своевременно и ответственно. Информация, предоставляемая гражданами, должна быть достоверной и точной. Невыполнение обязанности заполнения формы или предоставление неправильных данных может повлечь за собой негативные последствия для граждан.
Форма 6 по воинскому учету имеет обязательное значение и влияет на воинскую службу граждан. Заполнение и актуализация формы проводится военными комиссариатами на основе данных, полученных от граждан, а также через информационные системы.
Незаполнение или заполнение неправильной информацией формы 6 может повлечь за собой отсрочку от призыва, а также штрафные санкции. Также, при нарушении обязанностей по воинскому учету, гражданин может быть признан уклонистом от службы и привлечен к уголовной ответственности.
Итак, заполнение формы 6 по воинскому учету является обязательным для граждан Российской Федерации мужского пола
Этот процесс является важной частью воинского учета и имеет обязательное значение для выполнения государственной воинской обязанности