Карточка гражданина, подлежащего воинскому учёту

Какие штрафы есть для работодателей за нарушения воинского учёта

С 1 октября 2023 года максимальные санкции для компаний и их ответственных лиц выросли с 3 000 рублей до 500 000 рублей. Смотрите таблицу, за что могут наказать.

Статья КоАП РФ Примеры нарушений Размер штрафа
В период мобилизации:
— не оповестили работника о вызове по повестке, полученной в адрес работодателя
— не освободили сотрудника от работы в день вызова в военкомат по повестке
— не отозвали из служебной командировки вызванного по повестке сотрудника, чтобы тот мог явиться на сборный пункт
Должностное лицо — 60 000 — 60 000 рублей
Организация — 400 000 — 500 000 рублей
Не представили по запросу военкомата списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на ВУ Должностное лицо — 40 000 — 50 000 рублей
Организация — 350 000 — 400 000 рублей
Не оповестили работника о вызове по повестке, полученной в адрес работодателя
Не освободили сотрудника от работы в день вызова в военкомат по повестке
Должностное лицо — 40 000 — 50 000 рублей
Организация — 350 000 — 400 000 рублей
Не отозвали из служебной командировки вызванного по повестке сотрудника, чтобы тот мог прийти в военкомат
Не представили сведения для ведения ВУ: о приеме-увольнении, изменении учётных данных, отсутствии документов первичного ВУ у лиц, обязанных состоять на учёте Должностное лицо — 40 000 — 50 000 рублей

Для компаний малого и среднего бизнеса размер штрафа будет меньше в два раза, это предусмотрено .

ИП от санкций за нарушения в ВУ освобождены. Но они могут нести ответственность как граждане, если относятся к военнообязанным или призывникам. Например, если они не явятся по повестке без уважительной причины, то заплатят штраф от 10 000 до 30 000 рублей по .

Работодателя привлекут к ответственности, если выявят нарушения в ВУ. Поэтому начните вести воинский учёт добровольно, не дожидаясь визита военкома или предписания от прокуратуры.

Сверка сведений с военкоматом

Сверка сведений о воинском учете, содержащихся в карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления, осуществляющих первичный воинский учет, проводится не реже одного раза в год.

Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет).

В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разд. II карточки, а также следующие данные о гражданах:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии);

  • дата и место рождения;

  • образование;

  • должность (профессия);

  • семейное положение и состав семьи;

  • состояние здоровья;

  • прохождение военных сборов;

  • адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов.

До начала сверки следует уточнить данные по документам воинского учета и у самого работника.

Отметку о проведении даты сверки проставляют в реквизите «Сверка с военным комиссариатом» простым карандашом следующим образом: «11.01.22 Иванова».

После сверки всех карточек сотрудник военкомата внесет запись об этом в журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил.

Чтобы сверить учетные сведения карточек военнообязанных, которые состоят на учете в других военкоматах, в военный комиссариат направляются списки граждан, пребывающих в запасе, по форме, утвержденной в приложении 2 к Приказу Минобороны России от 22.11.2021 № 700. Списки составляются в двух экземплярах. Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года.

* * *

Итак, в целом сведения из личной карточки Т-2 повторяются в новой карточке 10. При этом в нее включили отметки о датах сверок с документами военнообязанного и данными военкомата, отметки о направлении в военкомат сведений о приеме, переводе и увольнении сотрудника, сведения о водительском удостоверении сотрудника и новый раздел «Дополнительные сведения».

Кто должен вести воинский учёт

Воинский учёт нужен государству, чтобы знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва на военную службу или по мобилизации. Его ведут военкоматы , а работодатели выполняют функции их помощников.

По закону обязанность вести воинский учёт есть у всех организаций, независимо от их формы собственности, размера, видов деятельности. Основания:

  • Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • и Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • , утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

В этих документах речь идёт только об организациях, а ИП-работодатели в них не указаны. Но военкоматы считают, что если есть работники — надо сообщать о них в военкомат. После объявления частичной мобилизации прокуроры некоторых городов стали выдавать предписания ИП передавать сведения в комиссариаты о приёме и увольнении военнообязанных.

У Верховного суда другое мнение. В постановлении от 28.04.2009 № 13798/08 ВС подтвердил, что обязанность по ведению воинского учёта возложена только на организации и их должностных лиц, а не на индивидуальных предпринимателей. Но у ИП есть обязанность проверить документы воинского учёта при приёме граждан на работу в соответствии со .

Если военкомат запросит у вас как ИП какие-то данные, то ответьте на запрос. Обязательно реагируйте на полученные предписания прокуратуры — обжалуйте их или выполняйте. Иначе вы рискуете получить штраф по .

Учитывайте, что сам ИП может быть военнообязанным и состоять на ВУ. Если это ваш случай, то вы обязаны сообщать в военкомат о любых изменениях в своих учётных данных: замене паспорта, смене места жительства, семейного положения, выезде за границу на срок более полугода.

Этап 4. Заводим картотеку.

Личные карточки работников должны быть размещены в алфавитном порядке. Картотека разбивается на 4 раздела (Инструкция 700, пункт 34):

  1. Офицеры.
  2. Солдаты, матросы и другие рядовые.
  3. Женщины.
  4. Призывники.

Важный момент: при численности военнообязанных работников на предприятии, превышающей 500 человек, должен быть сформирован 5 раздел. В него включают сотрудников с мобилизационными предписаниями. Принцип формирования данного раздела может быть установлен военкоматом, причем без учета положений пункта 35 Инструкции 700.

Также для удобства работы в картотеке необходимо отделить формы 10 следующих групп работников:

  • у которых место регистрации не совпадает с местом фактического проживания;
  • которые поставлены на длительный воинский учет по месту пребывания (3 и более месяцев).

Карточки по снятым с учета изымаются из картотеки и после сверки информации с военкоматом уничтожаются по акту.

Этап 3. Заполняем формы 10.

Новая карточка не похожа на применявшуюся ранее Т-2. Все стало проще. Теперь не нужны сведения об аттестации и повышении квалификации, о профессиональной карьере работника и отпусках. Но пока, чтобы заменить старые формы новыми по всем сотрудникам, придется проделать большой объем работы. При сверке данных или проверках деятельности военкоматы уже не принимают сведения из недействующей Т-2.

Для переноса информации можно использовать программу ЭДО, а затем дополнить сведения и распечатать карточки (по Инструкции 700 это разрешено). На сотрудников, которых вы принимаете на работу в этом году, заводите сразу форму 10. Вести ее нужно на бумажном носителе и в цифровом виде.

Профессиональный совет

Дата, до которой карточки по форме 10 нужно заполнить на всех военнообязанных работников, не установлена. Поэтому просто учитывайте свои возможности и сроки планируемой сверки с военкоматом (согласно Инструкции 700, пункту 36, это ежегодная процедура).

Программа ведения учета

Инструкция 700 позволяет осуществлять воинский учёт путём ведения карточек по форме №10 как на традиционном бумажном носителе, так и в электронном виде. Руководству предприятия следует определиться, какой способ оптимален и более подходит для их структуры. Если выбран переход на электронную базу, то отдельно в приказе должен быть отмечен этот момент, а также назначен специалист для ведения учёта.

При цифровой форме также выбираются программы. Ведение карточки по новой форме №10 вполне может осуществляться в программе Excel и даже в самом обычном Word. Но тут стоит заметить, что для компаний с большой численностью сотрудников, это не подойдет, будет неудобно. Если штат превышает сотню людей, то лучше использовать специализированное программное обеспечение, которое интегрируется с кадровыми базами данных, что облегчает процедуру учета и делает её максимально точной.

Внесение изменений во внутренние нормативные документы

Изменение формы учетной карточки должно быть проведено по требуемому процессу и включено во внутренние нормативные документы предприятия. Для этого следует:

  • назначить ответственных лиц за организацию ведения учета по-новому (для этого издается приказ по предприятию, где также может быть предусмотрено внесение соответствующей функциональной обязанности в должностную инструкцию, что обяжет сотрудника выполнять требование, а в случае несоблюдения – даст возможность применить наказание за несоответствие и ошибки);
  • поручить им провести ревизию действующих документов и внести в них изменения (вместо «Т-2» поставить «новая карточка №10»);
  • разработать при необходимости новый локальный акт, где будут учтены все изменения и приложены формы, по которым в дальнейшем станут осуществлять учёт.

Занимаясь приведением в порядок локальной документации предприятия, необходимо включить упоминание об Инструкции 700 и карточках по форме №10.

Бронирование сотрудников в «1С»

Аналогично подключению ведения воинского учета, в «1С» подключается и возможность ведения учета и
бронирования граждан на период мобилизации и на военное время. Для этого зайдите в «Настройки – Кадровый
учет» (рис.20).

Рис.20. Подключение возможности ведения учета бронирования граждан на период
мобилизации и в военное время в «1С»

Если в организации есть должности, относящиеся к летно-подъемному составу или плавсоставу, устанавливаем
соответствующие флажки. Карточка ведения учета сотрудников вновь изменится в части воинского учета (рис.21).

Рис.21. Карточка воинского учета сотрудника

Все данные по учету бронирования нужно ввести в карточку сотрудника, исходя из предоставленных документов.
Предзаполненных справочников нет.

На странице кадрового учета появится документ учета бронирования. Следует составить перечень должностей для
бронирования, каждой из которых присваивается номер. Эти данные после утверждения в военкомате вносятся в
справочник «Перечень должностей для бронирования», а затем выбираются в карточке сотрудника (рис.22).

Рис.22. Бронирование граждан в «1С»

Для оформления бронирования сотрудников необходимо в форме «Документы бронирования» создать документ
«Ходатайство о бронировании». При выборе фамилии сотрудника документ заполняется его данными из личной
карточки. Следует выбрать пункт перечня должностей для бронирования и добавить мотив ходатайства. После его
проведения появится возможность формирования печатных форм документов «Ходатайство о бронировании» (в
соответствии с перечнем (форма № 8), заполняется для группы сотрудников) и «Ходатайство об индивидуальном
бронировании» (форма № 2).

Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)

Вид отчета Срок сдачи отчета
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению
(отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
2 недели (приложение № 9 к Методическим рекомендациям Генштаба)
Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста. Ежегодно, до 15 сентября (приложение № 6 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006
№ 719)
Списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполняется 17 лет, а также граждан
старших возрастов, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет. Вместе со списком на работников, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет, предоставьте заполненную анкету (приложение № 7 к
Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Ежегодно, до 1 ноября (приложение № 6 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719)
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации,
должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по
месту жительства или месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском
учете.
2 недели (приложение № 13 к Методическим рекомендациям Генштаба)
Оповещение граждан о вызовах, повестках военных комиссариатов или органов местного
самоуправления.
При получении повестки
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять
на воинском учете.
В течение двух недель с даты получения запроса из военного комиссариата муниципального
образования или органа местного самоуправления (приложение № 10)
Выявлен случай, когда гражданин обязан состоять на воинском учете, но не состоит. Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником
законодательства о воинском учете.

Рекомендуем уточнить в военкомате конкретный перечень документов по месту регистрации организации. Там же
следует поинтересоваться о форме карточки и отчета по форме № 6. Объясняется это тем, что правового
акта, который бы установил единую форму этих документов, нет.

Подведем итоги

В связи с текущей ситуацией в стране законодательные акты активно меняются. Поэтому необходимо отслеживать
все обновления и строить свою работу с учетом новых разъяснений.

Особенности заполнения формы №10

Заполнять карточку по форме №10 проще, чем Т-2, т.к. в ней сокращен объём вносимых данных. Например, не нужно вносить информацию о карьере, отпусках, повышении квалификации, аттестации. Но имеющиеся ранее карточки на уже недействующей форме придётся заменить новыми, перенеся в них нужную информацию.

Инструкция 700 позволяет дополнить необходимыми сведениями и затем распечатывать карточки, а для упрощения процесса можно воспользоваться программой ЭДО. В целом, процесс переноса данных – работа кропотливая и небыстрая, однако граничных сроков для него законом не установлено. При этом нельзя забывать о том, что сделать всё нужно до следующей сверки с военкоматом, которая является ежегодной процедурой.

Ведение картотеки и передача в архив

Заполненные карточки хранятся в отведённом шкафу для кадровой документации, и располагаются в алфавитном порядке для обеспечения быстрого поиска. В картотеке следует разместить их так, чтобы отдельно находились:

  • офицеры;
  • рядовой состав;
  • призывники;
  • женщины.

На тех предприятиях, где военнообязанных более полутысячи, рекомендовано выделение в картотеке и пятого раздела, в который вносятся карточки работников с мобилизационными предписаниями.

Важно также предусмотреть выделение в картотеке таких категорий военнообязанных сотрудников:

  • с несовпадающими адресами регистрации и проживания по факту;
  • поставленных по месту пребывания на продолжительный воинский учёт (от трёх месяцев).

Согласно новым требованиям, личные карточки по ф.№10 после увольнения сотрудника хранятся лишь до очередной сверки с военкоматом. Затем они могут быть уничтожены, но обязательно с отражением данного факта в акте.

Форма №10 — как заполнять?

В бланк №10 все сведения вносятся на основании документов воинского учета граждан (военный билет или другой документ, заменяющий его). Добавочная информация, такая как образование, адрес проживания и т. д., вносятся на основании других документов гражданина и с его слов.

Форма №10 — это двусторонний унифицированный бланк в содержании которого отражается подробная персональная информация о гражданине, а также сведения о его воинском статусе.

Лицевая сторона документа состоит из двух частей. В первой проставляется:

  • печать, дата, Ф. И. О. и подпись лица, ответственного за сверку внесенных в бланк данных с официальными документами воинского учета гражданина;
  • печать, дата, Ф. И. О. и подпись сотрудника военного комиссариата, ответственного за сверку данных.

Во вторую часть лицевой стороны документа вносятся следующие персональные сведения гражданина:

  • Ф. И. О.;
  • дата и место рождения;
  • имеющееся образование — уровень, наименование образовательного учреждения, название специальности, реквизиты диплома и год окончания обучения;
  • основная и дополнительная текущая профессия;
  • семейное положение;
  • информация о составе семьи (перечень лиц, которые официально зарегистрированы по адресу, где также прописан гражданин) — Ф. И. О., год рождения, степень родства;
  • сведения о знании иностранных языков — язык, уровень или степень знания;
  • реквизиты паспорта;
  • реквизиты прав на управление транспортным средством;
  • адрес регистрации и фактического места жительства (если отличается от прописки);
  • контактные номера телефонов.

На оборотной стороне документа отражается информация, касающаяся непосредственно воинского учета. Туда последовательно вносятся следующие сведения:

1. Основная информация о воинском учете:

  • категория запаса;
  • присвоенное звание;
  • состав;
  • военно-учетная специальность (указывается в формате полного кодового обозначения);
  • категория годности;
  • наименование и адрес расположения воинского комиссариата, в котором гражданин состоит на воинском учете;
  • реквизиты воинского учета (в зависимости от факторов — общий или специальный учет);
  • наименование и реквизиты документа воинского учета (приписное свидетельство гражданина, подлежащего призыву к прохождению срочной воинской службы, военный билет или справка о непрохождении воинской службы №1у).

2. Добавочные сведения (пункт заполняется при необходимости).

3. Информация обо всех моментах трудоустройства и прекращения рабочей деятельности гражданина за период, когда он являлся подлежащим к прохождению воинской службы по призыву или военнообязанным. Информация указывается в таблице в формате:

  • реквизиты и дата составления приказа о трудоустройстве, о переводе или об увольнении;
  • название должности, на которую гражданин был зачислен или переведен, или откуда был уволен;
  • наименование и адрес военного комиссариата, куда была отправлена информация о найме гражданина на работу или о прекращении его трудовой деятельности;
  • дата и кодовый исходящий номер отправляемых сведений о гражданине.

4. В последнем разделе документа указываются:

  • подпись кадрового сотрудника организации или другого работника, ответственного за заполнение карточек воинского учета членов штата;
  • подпись гражданина, для которого составляется карточка воинского учета;
  • дата начала ведения документа.
  • информация о снятии гражданина с воинского учета (заполняется, если факт снятия с воинского учета имеет место быть) — дата снятия, основание, подпись руководителя организации).

Образец бланка №10, по которому заполняется карточка с данными воинского учета гражданина ⇒ ЗДЕСЬ.

Форма 18 для военкомата: как сформировать отчет в «1С:ЗУП»

Еще одним важным документом учета сотрудников, а сейчас и часто запрашиваемой, является форма 18 «Карточка
учета организации». Данные в нее заполняются из тех же ресурсов, что мы рассмотрели выше.

Карточку учета по форме 18 должны сдавать все юридические лица, в которых есть сотрудники, подлежащие
воинскому учету. Покажем, как сформировать отчет для военкомата в программе «1С:Зарплата и управление
персоналом».

При постановке на учет в военном комиссариате организации присваивают регистрационный номер (рис.16). Его
проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает,
что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в
военкомате.

Рис.16. Карточка учета организации

В программе «1С:ЗУП» присутствуют все формы, необходимые для корректного ведения военного учета (рис.17), а
также для предоставления соответствующих отчетов в военные комиссариаты. В программе по данным кадровых
движений организации формируются: «Листки сообщений об изменениях», «Сведения о приеме, переводе и
увольнении для военкомата», «Сверка карточек воинского учета».

Рис.17. Воинский учет в «1С:ЗУП»

Когда распечатанные из документов листки сведений об изменении личных данных передаются в военкомат,
документу присваивается статус «Листок не выдан». После того как корешок листка об изменениях возвращается с
печатью военкомата, документ необходимо перевести в статус «Листок выдан», указать дату получения листка
военкоматом и установить галочку о получении корешка из военкомата (рис.18).

Рис.18. Листок сообщения об изменениях в личных данных

При получении ответственным за ВУР оповещений, предписаний и другой информации из военкоматов он должен
максимально оперативно
передавать эту информацию сотрудникам для обеспечения своевременного
исполнения предписаний.

Для оповещения сотрудников используется «Карточка оповещения», расположенная в разделе: «Кадры – Кадровая
отчетность – Отчетность для военкоматов» (рис.19).

Рис.19. Карточка оповещения

Специалисты «1С-Архитектора бизнеса» при необходимости помогут в формировании отчета для военкомата и
ведении воинского учета. При возникновении любых вопросов обращайтесь в нашу компанию с помощью формы
обратной связи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: