Воинский учёт в организациях

Воинский учет в организации: все об учете военнообязанных в компании

Ведение воинского учета в организациях в 2023 году

Сколько ответственных за ведение воинского учета работников должно быть в организации? Могут ли эти работники вести воинский учет по совместительству?

Если в организации работает меньше 500 военнообязанных сотрудников, вести воинский учет может один работник, выполняющий соответствующие обязанности по совместительству. При наличии в компании военнообязанных работников от 500 до 2000 человек вести воинский учет должен также один работник, но уже на полную ставку, а не по совместительству. Если же в организации от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, то воинский учет должны осуществлять уже два работника, объединенных в военно-учетный стол (п. 12 и п. 13 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Нужно ли вести воинский учет сотрудников, работающих по договорам ГПХ?

Нет, не нужно. Воинский учет организации осуществляют на основании документов воинского учета, представляемых гражданами при заключении с ними договорных отношений. При этом сотрудники обязаны предоставлять соответствующие документы только при оформлении с работодателем трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Если сотрудник привлекается к выполнению работ на основании гражданско-правового договора, то организация не вправе запрашивать у него документы воинского учета. В таких случаях нет документальной базы для ведения какого-либо учета. Поэтому организации в настоящее время освобождены от ведения воинского учета сотрудников, работающих по договорам ГПХ.

Нужно ли вести воинский учет, если в организации нет сотрудников призывного возраста?

Да, нужно. Обязательному воинскому учету подлежат не только лица призывного возраста (18–27 лет), но и все военнообязанные работники, пребывающие в запасе. В частности, нужно вести обязательный учет всех работников мужского пола, отслуживших в армии, работников, уволенных с военной службы с зачислением в запас ВС РФ, а также работников, прошедших альтернативную гражданскую службу (пп. «б» п. 14 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).


Подлежат ли женщины воинскому учету в 2023 году?

Организации обязаны вести воинский учет работников женского пола, только имеющих военно-учетные специальности. К подобным профессиям, в частности, относится картография, геоинформатика, издательское дело, лечебное дело, стоматология, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика, гидрология, метеорология, геодезия и т.д.

Полный перечень данных специальностей приведен в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Если у сотрудниц организации нет такой специальности, воинскому учету они не подлежат.

Нужно ли вести воинский учет работников, которые не служили в армии и которым уже больше 27 лет?

Да, нужно. Работники, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по любым другим причинам, но которым уже исполнилось 27 лет, подлежат воинскому учету на общих основаниях. 

Наряду с ними воинскому учету подлежат работники, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва, а также работники, завершившие обучение на военных кафедрах при ВУЗах по программам военной подготовки офицеров, сержантов и старшин (пп. «б» п. 14 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Нужно ли вести воинский учет работников, которые уехали из России, но продолжают работать в организации?

Нет, не нужно. Сотрудники, работающие в российских организациях, но при этом постоянно проживающие за пределами территории РФ, не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и частных организациях (п. 15 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Наряду с ними воинскому учету не подлежат работники, проходящие военную службу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также освобожденные от исполнения воинской обязанности. Соответственно, организации не обязаны вести воинский учет всех перечисленных работников.

Что делать, если работник вообще не состоит на воинском учете в военкомате? 

В таких случаях работодатель должен направить в военный комиссариат по месту регистрации работника сведения о выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете. Данные сведения нужно направить в военкомат по форме, установленной в приложении № 10 к «Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017. При этом самому работнику нужно выдать направление в военкомат для постановки на воинский учет. Для этого нужно использовать форму направления, утв. приказом Минобороны от 10.09.2007 № 366/789/197.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Ответственность

За неведение воинского учета в организации и нарушение его порядка на руководителя или ответственное лицо налагаются штрафы. Мы собрали их в Таблице.

Примечание. В 2020 году суммы штрафов за указанные правонарушения были увеличены в 10 раз. Кроме того, срок, в течение которого нарушитель может быть привлечен к ответственности, продлен с двух месяцев до трех лет.

Таблица. Штрафы за нарушение воинского учета в организации

Нарушение Размер штрафа (в рублях) Статья КоАП
Организация не представила в установленный срок список граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет 1-3 тыс. 21,1
Организация не оповестила работника о вызове по повестке 1-3 тыс. 21,2
Организация не обеспечила работнику возможность своевременно явиться в военкомат по вызову
Организация не сообщила в военкомат сведения о принятии на работу / увольнении гражданина, состоящего (или обязанного состоять) на воинском учете 1-5 тыс. 21.4, ч. 3

Согласно исследованию юридической фирмы BLS, учет военнообязанных ведут лишь 20% компаний. Многие пренебрегают этой обязанностью, ведь штрафы за неведение воинского учета не так велики, а дополнительной работы много. К тому же военные комиссариаты до настоящего времени не слишком часто устраивали работодателям проверки.

Сотрудники зачастую также не спешат исполнять требование о предоставлении документов воинского учета. И хотя для работодателя это может повлечь негативные последствия, повлиять на поведение работника он не может. Например, нельзя отказать в приеме на работу человеку на основании того, что он не предоставил воинские документы.

Все это в совокупности привело к тому, что многие работодатели попросту игнорируют учет военнообязанных граждан. Однако в условиях частичной мобилизации организация воинского учета и его предназначение стало актуальной темой. Весьма вероятно, что ведение компанией учета военнообязанных сотрудников впредь будет контролироваться гораздо строже.

Как проверить результаты предписанной законом работы?

Чтобы проконтролировать, правильность проведения военучёта в организации до прихода проверки из контролирующих органов можно провести внутреннюю ревизию этой службы. Задача выполняемого аудита – убедиться, что все действия по получению и должной сохранности документов проходят в соответствии с Положением о воинском учете. При проверке также изучается проводимое обновление сведений и передача их в райвоенкомат.

Если комиссионной проверкой будут выявлены недоработки, то их необходимо зафиксировать специальным документом-актом. Определить сроки допустимых исправлений или доработок. О результатах проверки сообщить в райвоенкомат.

За правонарушения в деятельности осуществления воинского учета установлена админответственность. К ней разрешено привлекать не только руководителей компаний, но и должностных особ, которые являются ответственными за эту работу.

Кто должен быть ответственным

Руководитель организации решает, кто именно будет осуществлять воинский учет в его компании. Это может быть как внутренний работник, так и внешний совместитель.

В случае, если обязанности вменяются оформленному работнику, то необходимо при помощи допсоглашения к трудовому контракту. Также за выполнение обязанностей по совместительству положена доплата.

Закон устанавливает количество сотрудников, которые можно задействовать на воинском учете организации:

  • При численности до 500 работников — воинским учетом занимается один сотрудник, свои обязанности он совмещает с иной работой.
  • При численности от 500 до 2000 работников — один сотрудник, который освобождается от другой работы.
  • При численности от 2000 до 4000 работников — для сотрудника, которые освобождаются от иной работы.
  • На каждые последующие 3000 работников — добавляется еще по одному сотруднику, занимающемуся только воинским учетом.

Если по причине большого количества работников нормативом устанавливаются два и более человека, которые будут осуществлять воинский учет в компании, то необходимо организовывать отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Внимание! Генштаб РФ в своих методических указаниях рекомендует организациям согласовывать с органом военкомата кандидатуры сотрудников, которых планируется назначить ответственными за воинский учет. Но компании могут не придерживаться этого

Что такое воинский учет

В России действует всеобщая военная обязанность. Это значит, что все мужчины ставятся на воинский учет, проходят военную службу, а далее находятся в запасе.

Основная работа по учету военнообязанных возложена на военкоматы. Они собирают данные о местах проживания таких граждан, их профессиональной деятельности или обучении. Все это необходимо для проведения военных призывов, сборов, мобилизационных мероприятий.

Актуальная информация о гражданах, необходимая военкоматам, есть у работодателей. Поэтому на них также возложена обязанность вести учет военнообязанных, передавать информацию в военкоматы и периодически ее сверять.

Воинский учет бывает общий и специальный. Специальному учету подлежат лица, на которых распространяется бронирование – в период мобилизации они должны занимать определенные должности. Под бронь попадают, например, сотрудники органов внутренних дел, противопожарной службы, ФСИН и других аналогичных ведомств. В список для бронирования может попасть и обычная организация, если комиссия по мобилизации решит, что у работников нужные для этого специальности. Тогда военкомат должен прислать инструкцию по ведению специального воинского учета.

Обычно же в организации ведется общий воинский учет – о нем и расскажем далее.

Как вести регулярный воинский учет

После постановки компании на воинский учет, ответственным за него сотрудникам предстоит делать комплекс регулярных задач:

  • вести отдельное делопроизводство по воинскому учету;

  • вносить в журнал проверок воинского учета информацию о проверках военкомата;

  • составлять ежегодные планы работ по воинскому учету и согласовывать с военкоматом;

  • заполнять и актуализировать карточки на сотрудников, подлежащих воинскому учету;

  • минимум раз в год проводить сверку данных с военкоматом;

  • представлять отчетности в военкомат и другие сведения по запросу военных комиссаров;

  • сообщать сотрудникам, если на них пришла повестка.

Должностная инструкция работника по ведению воинского учета(типовая)

1.     Общие положения.

1.1.         Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

1.2.         Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации.

1.3.         В своей работе руководствуется:

—         Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации;

—         Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

—         Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г., № 1541 «Положение о воинском учете» и от 16.12.98 г. № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе ВС РФ, Федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;

—         другими действующими законодательными и нормативно-регламентирующими актами Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга и Администрации Кировского района Санкт-Петербурга;

—         Уставом предприятия, настоящей должностной инструкцией.

—         *

1.4.         Работник по ведению воинского учета работающих граждан должен знать:

— действующее законодательство РФ, регламентирующее воинский учет

работающих граждан.

2.     Должностные обязанности.

Работник по ведению воинского учета работающих граждан обязан вести воинский учет в соответствии с руководящими документами, в том числе:

2.1.         Производить постановку на воинский учет граждан, пребывающих в запасе ВС РФ (далее — ГПЗ), а также граждан, подлежащих призыву на военную службу (далее – ГПП)  принятых на работу. Проверять у граждан воинские учетные документы и отметки военкомата о постановке на воинский учет. Заполнять на граждан  личные карточки формы Т-2.

2.2.         Производить снятие с учета ГПЗ и ГПП.

2.3.         Вносить в личные карточки ГПЗ (ГПП) изменения по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. Проводить сверку личных карточек с записями в военных билетах граждан. Обновлять личные карточки, пришедшие в негодность.

2.4.         Направлять в военкомат сведений о принятых на работу и уволенных с работы ГПЗ (ГПП), а также об изменениях их военно-учетных данных.

2.5.         Осуществлять сверку картотеки с личными карточками ГПЗ (ГПП) военкомата.

2.6.         Составлять необходимую отчетность в установленные сроки.

2.7.         Изымать из картотеки карточки ГПЗ и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту или болезни.

2.8.         Осуществлять учет ГПЗ, заявивших об изменении состояния здоровья и сообщение об этом в военкомат.

2.9.         Выявлять граждан женского пола, которые в соответствии с перечнем специальностей подлежат постановке на воинский учет.

2.10.    Уточнять план оповещения ГПЗ в рабочее время.

2.11.     Уведомлять  Комиссию по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, в Кировском районе Санкт-Петербурга об изменениях в организации (изменение места нахождения, телефонов, факсов; изменения в руководстве,  назначение нового  военно-учетного работника; изменение кодов и т.д.). Представлять в комиссию  необходимые сведения и отчеты в установленном порядке.

2.12.    Изучать руководящие документы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.

3.     Права.

              Работник по ведению воинского учета работающих ГПЗ (ГПП) имеет право:

3.1.         Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.2.         Получать от руководителей структурных подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3.         Требовать от руководства предприятия оказания содействия для исполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность.

Работник по ведению воинского учета работающих граждан несет ответственность:

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым, административным и гражданским законодательством РФ.

С инструкцией ознакомлен:

подпись, дата

*              В организациях, где ведется бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ дополнительно необходимо  руководствоваться в работе  методическими указаниями по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Санкт-Петербурга,  разработанными Комиссией по вопросам бронирования в Санкт-Петербурге.

Кто должен быть ответственным

Руководитель организации решает, кто именно будет осуществлять воинский учет в его компании. Это может быть как внутренний работник, так и внешний совместитель.

В случае, если обязанности вменяются оформленному работнику, то необходимо при помощи допсоглашения к трудовому контракту. Также за выполнение обязанностей по совместительству положена доплата.

Закон устанавливает количество сотрудников, которые можно задействовать на воинском учете организации:

  • При численности до 500 работников — воинским учетом занимается один сотрудник, свои обязанности он совмещает с иной работой.
  • При численности от 500 до 2000 работников — один сотрудник, который освобождается от другой работы.
  • При численности от 2000 до 4000 работников — для сотрудника, которые освобождаются от иной работы.
  • На каждые последующие 3000 работников — добавляется еще по одному сотруднику, занимающемуся только воинским учетом.

Если по причине большого количества работников нормативом устанавливаются два и более человека, которые будут осуществлять воинский учет в компании, то необходимо организовывать отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Внимание! Генштаб РФ в своих методических указаниях рекомендует организациям согласовывать с органом военкомата кандидатуры сотрудников, которых планируется назначить ответственными за воинский учет. Но компании могут не придерживаться этого.

Проверка военно-учетной документации

Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Все ли компании должны организовывать воинский учет

Федеральными законами в области обороны и мобилизации установлено, что вести учет военнообязанных должны все субъекты, которые осуществляют деятельность в виде юридического лица.

Под воинским учетом понимается отражение всех сотрудников компании, которые относятся к призывному возрасту в единой базе данных военкомата с целью их учета и контроля исполнения данными людьми воинского долга. При вводе военного положения воинский учет поможет в кратчайшие сроки провести мобилизацию.

Организовать воинский учет следует непременно с самого начала деятельности. Ведь как только компания начнет заключать трудовые контракты с работниками, она обязана сообщать в территориальные органы военкомата обо всех военнообязанных.

При этом законодательством устанавливаются строгие сроки, в течение которых ответственное лицо должно подать сведения как о приеме на работу новых сотрудников, так и об их увольнении.

Внимание! Организация воинского учета предполагает издание приказа, форма которого закреплена нормативными актами. Воинский учет ведется на основании личных карточек, которые заполняются по данным, содержащимся в военных билетах и приписных свидетельствах

Периодически данные о работающих на предприятии могут изменяться, поэтому их нужно ответственному уточнять и сообщать в военкомат о произошедших уточнениях.

Составление личных карточек работников

Личные карточки военнообязанных работников организации составляют по форме № 10, приведенной в приложении № 22 к Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700.

Карточки заполняют на основании приписных свидетельств (для призывников) и военных билетов (для военнообязанных). В карточках указывают ФИО военнообязанного работника, дату и место его рождения, образование, профессию, семейное положение, состав семьи, паспортные данные, адрес места жительства и контактный телефон работника. Также нужно сообщить сведения о владении работником иностранными языками и наличии у него водительского удостоверения. 

На каждого военнообязанного работника, которого организация трудоустраивает, необходимо заводить отдельную карточку по форме № 10. Одновременно нужно подавать сведения в военкомат о трудоустройстве таких сотрудников.

Для хранения карточек нужна картотека, которая строится в алфавитном порядке. Карточки работников, снятых с воинского учета, хранят отдельно от картотеки до проведения очередной сверки с военкоматом, после чего их уничтожают с составлением акта об уничтожении.

Бухпросвет

  • Воинский учет: новые обязанности для работодателей
  • Штрафы за воинский учет с 1 октября 2023 года

  • Воинский учет: ответы на частые вопросы (часть 1, часть 2)

Должностная инструкци за ведения воинского учета — Адвокат

Ответственный за работу по ведению воинского учета обязан своевременно в установленные сроки по установленной форме представлять в военный комиссариат:- сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, принятию или увольнению с работы (2-недельный срок);- необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления (2-недельный срок);- списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);- списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).2.7.

Важно

При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету: — проверять наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности; — проверять подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них; — проверять наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации; — проверять соответствие документов воинского учета паспортным данным граждан, наличие фотографий и их соответствие владельцам, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок их действия; — заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета.

Ответственный за работу по ведению воинского учета заполняет личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета.

Внимание

Ответственный за работу по ведению воинского учета обязан разъяснять вновь принимаемым работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать работников об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей.2.4.

Ответственный за работу по ведению воинского учета ведет картотеку личных карточек граждан, поставленных на воинский учет.2.5.

Производственный календарь

Согласовано: Военный комиссар Кировского района Санкт-Петербурга А.Ф.

Мельников » » 2004 г. Утверждено: Заместитель главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга, председатель комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Кировского района Санкт-Петербурга Е.И.

Гаврилов » » 2004 г. Руководитель подпись Ф.И.О. » » 200 г. 1. Общие положения. 1.1. Работник по ведению воинского учета работающих граждан назначается приказом директора, по согласованию с районным военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы. 1.2. Работник по ведению воинского учета работающих граждан подчиняется руководителю организации. 1.3.

Должностная инструкция ответственного за ведение воинского учета

Слишком хороши, чтобы быть кому-то нужными Чем полезен компании уход самого ценного сотрудника Большой брат в вашем офисе: как компании шпионят за сотрудниками Золото на стройке: как подбирать и оценивать персонал в девелоперских компаниях Сауна, пинг-понг, гамак: каким должен быть современный офис? Какие вызовы стоят сейчас перед HR-индустрией Гибкий офис: современно и удобно Какие факторы оказывают главное влияние на текучесть персонала в компании Переведенный ожидает соискателей Ставка на внешнего совместителя Отпуск лишь на выходные Между ребенком и креслом начальника Сколько стоит лишний выходной в командировке Предпраздничный спад продуктивности: есть ли выход Накопленный отпуск предъявлен к оплате В назидание незаконно увольняющему У совместителя сорвался выходной Поверьте, я специалист! Навредил, а теперь увольняется «Шпионские игры в мире IT».

Кого можно обязать

Согласно законодательству ответственность за организацию и осуществление учёта возлагается на первого руководителя. Но разрешено вменить эти обязанности на другого сотрудника с возложением ответственности за проведенную работу. Условия, которые делают возможным такое делегирование обязанностей следующие:

  • Назначаемый сотрудник владеет необходимыми для качественной работы знаниями.
  • Ответственность прописывается в договоре работника с администрацией либо в его должностной инструкции с перечнем возложенного функционала.

Если профиль задач выбранного сотрудника не пересекается с учетной кадровой работой, то вменить обязанности разрешено исключительно при оформлении совместительства внутри конторы.

На предприятие может быть нанят отдельный сотрудник для выполнения проведения в/учёта. Вообще количество уполномоченных лиц, ответственных за его ведение, напрямую зависит от числа военнообязанных, работающих в этом заведении.

Руководство обязано предоставить для работников, осуществляющих учетную работу, помещения специально оснащённые для такой деятельности. Оборудовать их металлическими шкафами, которые обеспечат сохранность документации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: