Федеральный закон от 14.07.2022 n 268-фз

Вторичные ресурсы и вторичное сырье. изменения в 2023 году.

Обзор документа

Вторичные ресурсы — это отходы, содержащие полезные фракции, но именно те, которые самостоятельно хозяйствующий субъект определил как отходы. Вторичное сырье — это продукция, полученная в результате обработки и утилизации отходов, регулирование обращения с которой осуществляется законодательством о техническом регулировании в силу того, что вторичное сырье не является отходом.

Отходы бумаги и картона, которые образуются от деятельности, в том числе при растаривании продукции, — это вторичные ресурсы, а макулатура, которая получена из этих вторичных ресурсов, — вторичное сырье.

При продаже вторичных ресурсов до получения из них соответствующих видов вторичного сырья продавец обязан осуществлять обращение с вторичными ресурсами с учетом требований Закона об отходах производства и потребления, предъявляемым к обращению с отходами, в том числе нужно разработать паспорт отхода.

Законодательство не содержит запрета на передачу права собственности на отходы.

Если из вторичных ресурсов произведено или получено вторичное сырье, реализуемое продавцом, к обращению с такой продукцией предъявляются требования о техническом регулировании и стандартизации.

Для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I-IV классов опасности нужна лицензия.

Новые определения

Законопроект дополняет ФЗ №488 новыми терминами: “экономическая деятельность”, “экономические блага”, “материальные ресурсы производства”, “первичные ресурсы производства”, “вторичные ресурсы производства” и т.д. Конкретно под вторичными ресурсами предлагается понимать остатки производства, которые можно использовать  для создания новых продуктов.

Законопроектом предусмотрено дополнение ФЗ №488 новой главой, посвященной особенностям промышленной политики в сфере ресурсосбережения и ресурсной эффективности. Для определения эффективности в отраслях будет предусмотрена специальная методика, законопроект предусматривает проведение мониторинга участников рынка.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” предполагается ввести ответственность производителей и импортеров за утилизацию товаров, утративших потребительские свойства, а также запрет на захоронение отходов, которые можно переработать.

С 01.03.2023 появится новый вид платы за НВОС

Комментарий

В законодательство об окружающей среде и об отходах производства и потребления вводится новое понятие: «побочные продукты производства».

Этому посвящена новая ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ), которая была введена Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ. Эта статья и все иные поправки, о которых пойдет речь далее, вступают в силу 01.03.2023 (ст. 5 Закона № 268-ФЗ).

Что такое побочный продукт производства?

Побочным продуктом производства являются вещества и (или) предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ (оказания услуг) и не являются целью такого производства (работ, услуг). Такие вещества (предметы) должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции (п. 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).

Организации и предприниматели должны самостоятельно определять, к какой категории относятся полученные в ходе производства вещества: к отходам или к побочным продуктам (п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).

Отдельно Правительство России определит те вещества (предметы), которые не могут быть отнесены к побочным продуктам (п. 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ). Пока такой перечень утвержден не был.

Юрлица и ИП обязаны вести отдельный (от основной продукции) учет побочных продуктов (п. 3 ст. 51.1 закона № 7-ФЗ).

Кроме того, в программе производственного экологического контроля и в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля нужно отражать следующую информацию (п. 4 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ):

  • о видах побочных продуктов производства;
  • объемах и дате их образования;
  • планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам;
  • результатах использования побочных продуктов в собственном производстве.

Когда за побочные продукты производства нужно вносить плату за НВОС?

Напомним, что в настоящее время плата взимается за следующие виды НВОС (ст. 16 Закона № 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов (хранение, захоронение отходов производства и потребления).

За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности юрлицом или ИП, плату за НВОС вносить не нужно.

Однако если побочные продукты признаются отходами, тогда возникает обязанность внести плату за НВОС за них как за размещение отходов (п. 3 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).

Побочные продукты производства признаются отходами, если они (п. 8 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ):

  • размещены на объектах размещения отходов;
  • по истечении 3 лет с даты отнесения веществ к побочным продуктам не использованы в собственном производстве и не переданы третьим лицам.

Обратите внимание: если побочные продукты признаны отходами в связи с тем, что они размещены на объектах размещения отходов, то плата рассчитывается с дополнительным коэффициентом 52 в том случае, если такое размещение произошло по истечении 11 месяцев с даты образования побочных продуктов. Если же такое размещение произошло ранее 11 месяцев, то плата рассчитывается без дополнительного коэффициента

Это следует из п. 6 ст. 2 Закона № 268-ФЗ.

Плату за НВОС за размещение отходов в виде побочных продуктов нужно вносить только по итогам года (пп. «б» п. 7 ст. 2 Закона № 268-ФЗ). Квартальные авансовые платежи по этому виду платы не предусмотрены (пп. «в» п. 7 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).

С учетом того, что новые нормы вступают в силу с 01.03.2023, впервые перечислить плату за НВОС за новый вид отходов потребуется не позднее 01.03.2024 (ч. 1 ст. 5 Закона № 268-ФЗ и п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В пищевой отрасли

Законопроект также предусматривает поправки в ФЗ №29 “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, который устанавливает обязанность проведения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и других экспертиз, которые будут определять возможность утилизации или уничтожения просроченных пищевых продуктов.

Разработчики указывают, что проведение таких экспертиз может вызвать значительные финансовые и временные издержки. В то же время пищевые продукты ‎с истекшим сроком годности являются ценным ресурсом для изготовления, например, корма животным, удобрений, биогаза.

Возможным вариантом решения данной проблемы Минпромторг считает предоставление права утилизационным компаниям организовать соответствующую экспертизу как на стороне ритейла, так и на стороне переработчиков отходов.

В Минпромторге заявили, что решение данного вопроса создаст условия для формирования развития новой отрасли промышленности, в которой, в основном, заняты субъекты малого и среднего бизнеса. Кроме того, это может способствовать снижению объемов отходов, направляемых на свалки для захоронения.

Причины

В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что в настоящее время в России не сформирована политика по ресурсосбережению, и сейчас не существует никаких экономических рычагов, направленных на стимулирование использования вторичных ресурсов.

Для обоснования разработки Минпромторг опирается на мировые тенденции в эффективном использовании ресурсов, а также глобальных опасностях в долгосрочной перспективе. В том числе, в Сводном докладе ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) по глобальным материальным потокам и ресурсной продуктивности приведена статистика, согласно которой за период с 1970 ‎по 2010 год рост мирового использования материалов ускорился, в то время как рост экономики и населения замедлялись. При этом увеличение масштабов использования ресурсов приводит к росту экологических, социальных и экономических последствий.

В Руководстве ОЭСР по вопросам политики в области ресурсной эффективности отмечается, что, если эффективность использования ресурсов не будут улучшена, нехватка ресурсов приведет к неблагоприятным последствиям как для здоровья человека, так и для экономики.

В министерстве отмечают, что многие страны ОЭСР в настоящее время ведут учет материальных потоков и разрабатывают показатели ресурсной эффективности. Эти усилия подкрепляются инициативами на международном уровне, как, например, создание базы данных о международных потоках материалов, разработанная группой по международным ресурсам ЮНЕП.

Как это будет работать

Предполагается создание государственной системы, в которую можно будет вносить информацию о вторичных ресурсах. Работа в ней будет осуществляться на добровольной основе, и (по мнению разработчика) закон не ограничивает деятельность субъектов, а расширяет их возможности по вовлечению вторичных ресурсов в оборот.

Таким образом, после принятия законопроекта промышленные хозсубъекты на свое усмотрение будут выполнять нормативы либо по утилизации отходов, либо по использованию вторичных ресурсов. Разработчики обещают, что отчетность о выполнении нормативов использования вторичных ресурсов не будет рассматриваться как административный барьер, а будет “объективным следствием выбора, сделанным добровольно”.

Предприятия, которые сделают выбор в пользу отчетности о вторичных ресурсах, не будут вести учет и предоставлять отчетность в отношении с законодательством об обращении с отходами, и не будут нести дополнительных расходов.

Поправки в законе “О качестве и безопасности пищевых продуктов” определяют порядок работы с вторичным сырьем в пищевой отрасли, но не содержат отдельных примеров (для молочной отрасли это может быть, например, молочная сыворотка, пахта либо другие продукты). Поправки в ФЗ №89 “Об отходах производства и потребления” не содержат уточнений о том, как будет регулироваться работа с отходами животноводства в качестве вторичных ресурсов — по текущему законодательству для совершения любых действий с отходами нужно получить лицензию, которая может обернуться для предприятия большими финансовыми издержками. 

Минпромторг считает, что установление нормативов по использованию вторичных ресурсов необходимо для расширения ответственности производителя. При этом создание системы нормирования использования вторичных ресурсов, аналогичной, например, системе нормирования в области обращения с отходами, законопроектом не предусмотрено.

Таким образом, законопроект предполагает альтернативу утилизации отходов, освобождая от ответственности за их невыполнение. Оценивать ресурсоэффективность будут по показателям и методике, которые будут разработаны в соответствии с отраслевой спецификой. Производитель сможет сам выбирать способы утилизации в соответствии с законодательством, однако оплачивать экспертизу будет либо владелец, либо компания, осуществляющая утилизацию.

1565157717
Артем ФальчевТеги:торговляпродовольствиеМинпромторг
64491 просмотр

%TEXTAREA_VALUE

Обновить
Добавить комментарийОтменить

О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109

В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1, пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, приказываю:

1. Внести изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2022 г., регистрационный № 67461), согласно приложению к настоящему приказу.

2.  Настоящий приказ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Приложение к приказу Минприроды России

Изменения, которые вносятся в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109

  1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Программа должна содержать следующие разделы: общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о побочных продуктах производства;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.».

  1. Дополнить пунктом 6(1) следующего содержания:

«6(1). Раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:

перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;

показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;

периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;

планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;

планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);

сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;

сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).».

  1. Пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:

«подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства.».

  1. Дополнить пунктом 9(4) следующего содержания:

«9(4). Подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства» должен содержать порядок учета побочных продуктов производства.».

Приказ МПР от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля…»

Принят закон об обращении с вторичными ресурсами и их вовлечении в хозяйственный оборот

Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводятся новые понятия:

— вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;

— вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.

Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.

Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: