Мобилизационная подготовка в организациях: что это и как правильно её организовать

Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-фз о мобилизационной подготовке и мобилизации в российской федерации

Частичная мобилизация в России с 21.09.2022 г.

С 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» объявлена частичная мобилизация. Она предусматривает призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации в ВС РФ. Такие граждане обязаны явиться на сборный пункт в сроки, указанные, например, в повестке. Об этом указано в п. 1 ст. 21 Закона N 31-ФЗ:

«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, имеют статус военнослужащих по контракту.

Основания увольнения с военной службы граждан, которых на нее призвали по мобилизации, и военнослужащих по контракту такие (Указ Президента РФ от 21.09.2022 N 647):

  • гражданин достиг предельного возраста пребывания на военной службе;
  • военно-врачебная комиссия признала его негодным к военной службе. Исключение — те, кто захотел ее продолжить на спецдолжностях;
  • вступил в силу приговор суда о лишении свободы.

Эти основания действуют в период частичной мобилизации.

Военно-учётные подразделения

Один из элементов мобилизационной подготовки – организация воинского учёта. Его основная цель – обеспечивать полноту сведений о количестве граждан, подлежащих призыву (состоящих и не состоящих в запасе), и достоверность таких данных. В этой работе, наряду с органами госвласти и местного самоуправления, участвуют и хозяйствующие субъекты.

На организации возложен воинский учёт работающих там граждан. Для этого руководитель должен создать военно-учётные подразделения или назначить сотрудника, на которого будут возложены эти функции. Количество задействованных работников определяется в зависимости от численности состоящих на учёте, эти нормы определены постановлением Правительства РФ № 719.

Состав военно-учётного подразделения и должностные обязанности каждого работника в соответствующей части должны быть прописаны в приказе руководителя организации по установленной форме. Проект этого документа подлежит согласованию с военным комиссаром по месту нахождения юридического лица. А если военный комиссариат на этой территории отсутствует – с муниципальным органом, уполномоченным на ведение первичного воинского учёта. Им же после подписания направляется копия приказа.

Обязанности работников по ведению воинского учёта, в том числе по бронированию граждан, следует прописать и в их должностных инструкциях и (или) в трудовых договорах

Это важно для последующего решения вопроса об ответственности в случае неисполнения ими требований законодательства. Если сотрудник кадрового подразделения не знает, как правильно оформить необходимые документы в этой части, можно обратиться за помощью к опытным юристам

Что такое мобилизация. Определение понятия

Понятие мобилизация (фр. mobilization, от лат. mobilis — подвижный) означает комплекс мероприятий государства по приведению в активное состояние, сосредоточению и напряжению имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения целей войны (Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М., 2001. С. 181).

Другие словари дают следующие определения понятия мобилизация:

Мобилизация — приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние; сосредоточение сил и средств для достижения какой-либо цели (Современная энциклопедия. 2000).

Мобилизация — перевод вооружённых сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны; перевод на военное положение экономики и государственных институтов страны (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация). Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется в РФ федеральным законом (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

В разные исторические эпохи объем и содержание мобилизации, способы ее проведения имели свои особенности. В рабовладельческих и феодальных государствах перед началом войны обычно проводился набор людских контингентов различных сословий в армию и на флот, создавалось ополчение, увеличивалась численность войск, конского состава, наращивалось производство оружия и снаряжения, повышались налоги, накапливались различные материальные средства для нужд войны.

В современном понимании мобилизация в большинстве государств начала применяться с созданием массовых армий, комплектуемых на основе воинской повинности (конец XVIII — XIX в.). Стремление к возможно большему увеличению численности войск на военное время привело к необходимости накопления в мирное время крупных контингентов и военно-обученных резервов. Армии мирного времени фактически стали школами, через которые пропускалась основная часть мужского населения, базой для развертывания сил, которые выставлялись во время войны (Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90. 496 с).

Мобилизация и уголовная ответственность по УК РФ за деяния, совершенные в период мобилизации

В Уголовный кодекс РФ включены понятия «мобилизация», «военное положение», «военное время»

В Уголовный кодекс РФ внесены следующие изменения:

1) дополнен перечень отягчающих обстоятельств: п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ — к отягчающим обстоятельствам отнесены, в том числе, периоды мобилизации, военное положение, военное время;

2) ужесточена ответственность за ряд преступлений против военной службы, совершенных в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий:

Статья 332. Неисполнение приказа

Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы

Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

Статья 338. Дезертирство

Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства

Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы

Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества

Статья 347

Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

Статья 348. Утрата военного имущества

3) устанавливается уголовная ответственность для граждан, пребывающих в запасе, которые во время прохождения ими военных сборов в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий оставили часть или место службы либо не явились в срок на службу без уважительных причин:

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

4) введены такие составы преступлений как «Добровольная сдача в плен» и «Мародерство»:

  • Статья 352.1. Добровольная сдача в плен
  • Статья 356.1. Мародерство

5) устанавливается уголовная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, за отказ или уклонение от их заключения, за нарушение должностным лицом их условий:

  • Статья 201.2. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
  • Статья 201.3. Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа
  • Статья 285.5. Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
  • Статья 285.6. Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа

Последние изменения, внесенные в 31 ФЗ

Новая редакция закона датируется 22.01.2017. Основанием для внесения коррективов служит N 19-ФЗ. Откорректированный текст пункта третьего статьи 11 содержит сведения о персональной ответственности, которая накладывается на вышестоящих лиц при исполнении служебных обязанностей в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.

Непосредственные изменения в законе были внедрены в перечень лиц с ответственностью за выполнение мобилизационных задач. Данный пункт закона напрямую относится к:

  • Руководителям федеральных органов власти;
  • Главам муниципалитетов;
  • Главам локальных администраций и организаций.

Усовершенствованная редакция пункта номер 3 ст. 20 включает измененную фразу о комиссии, руководящей военным призывом по мобилизации. Комиссия создается на основе решения высшего должностного лица субъекта РФ и «по представлению военного комиссара». Как дополнение, пункт 3.1 указывает, что роль председателя комиссии по призыву берет на себя руководитель высшего органа власти или же глава муниципалитета. Таким образом, в новой версии более четко разграничиваются обязанности руководящих лиц, отвечающих за соблюдение правовых норм при мобилизации и мобилизационной подготовке.

Скачать закон о мобилизационной подготовке и мобилизации

В ноябре 2017-го глава России, Владимир Путин, по ходу итогов стратегических учений «Запад-2017» сделал заявление о необходимости усиления мобилизационной готовности отечественных войск. Эта новость еще раз напомнила обществу об их роли в обороноспособности государства. Именно поэтому Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» сегодня остается актуальным источником информации.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Мобилизационные планы

Мобилизационный план – документ, который содержит мероприятия по переводу организации на режим функционирования в условиях военного времени, а также определяет порядок и сроки их проведения. В мобилизационные планы организаций обычно включаются пункты, касающиеся:

  • подготовки руководства и мобилизационных работников к переводу на работу в военных условиях, определения задач структурных подразделений в такой ситуации;
  • разработки проектов локальных актов, смет расходов и других организационных документов военного времени;
  • определения и уточнения схем оповещения;
  • организационного и технического обеспечения круглосуточного приёма сигналов оповещения;
  • мероприятий по защите личного состава и обеспечения устойчивого функционирования организации в военное время.

Составление планов осуществляется в соответствии с методическими документами федеральных и региональных органов, в функции которых входит организация работы по мобилизационной подготовке.

Мобилизация в России. Закон о мобилизации

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу, в частности, экономики, органов госвласти, организаций на работу в условиях военного времени. Определение понятия «мобилизация» содержится в статье 1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»:

«Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной».

Комплекс мероприятий, которые проводятся при объявлении мобилизации, определяется указами Президента РФ, иными нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 1 Закона N 31-ФЗ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: