Контрольно-надзорная реформа: уход от «палочной системы»

Закон о госконтроле n 248-фз и n 294-фз: сфера применения

Первый пункт: принятие нового закона о государственном и муниципальном контроле

с 1 июля 2021 годапринципы запрещает оценивать результаты работы органов государственного и муниципального контроля (ГМК) по количеству мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности, количеству и размеру назначенных штрафовс 1 января 2025 г.профилактической деятельностисемь видов мероприятий

  1. Информирование (органы ГМК информируют предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, сведения могут публиковаться на официальных сайтах и СМИ);
  2. Обобщение практики (органы ГМК обобщают правоприменительную практику по каждому виду надзора, формируют в доклад и через публичное обсуждение утверждают его приказом руководителя органа контроля, впоследствии размещая его на официальном сайте);
  3. Стимулирование добросовестности (положением о виде контроля могут быть предусмотрены меры, направленные на нематериальное поощрение добросовестных в соблюдении обязательных требований предпринимателей, критерии и методики добросовестности размещаются на официальных сайтах);
  4. Объявление предостережения (применяется при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, орган ГМК предостерегает о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований);
  5. Консультирование (предприниматель имеет право на безвозмездной основе обратиться в орган ГМК за разъяснением вопросов, связанных с организацией и осуществлением контроля);
  6. Самообследование (положением о виде контроля может быть предусмотрена самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований на основании методических рекомендаций, утвержденных органом контроля);
  7. Профилактический визит (в ходе визита предприниматель информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска).

тольконезависимой оценки соблюдения обязательных требований

  1. Мониторинговая закупка (проводится для последующего направления на экспертизу);
  2. Выборочный контроль (отбор проб образцов продукции для подтверждения их соответствия обязательным требованиям);
  3. Выездное обследование (проводится без взаимодействия с проверяемым путем осмотра общедоступных объектов и визуальной оценки соблюдения обязательных требований);
  4. Инспекционный визит (лайт-версия выездной проверки, проводимая в течение 1 рабочего дня без уведомления проверяемого).

Список возможных действий исчерпывающийоценки рисков причинения вреда (ущерба)шесть категорий

  1. Чрезвычайно высокий риск (не менее одного, но не более двух мероприятий в год);
  2. Высокий риск (не менее одного в 4 года и не более одного мероприятия в 2 года);
  3. Значительный риск (не менее одного в 4 года и не более одного мероприятия в 2 года);
  4. Средний риск (не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного мероприятия в 3 года);
  5. Умеренный риск (не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного мероприятия в 3 года);
  6. Низкий риск (мероприятия не проводятся).

не менее трёх категорий риска с обязательным отражением категории низкого рискаправо в заявительном порядке изменить свою категорию риска на более низкуютолько

Законодательные новеллы в регулировании контрольно-надзорной деятельности

Подробности
Опубликовано: 16.07.2021 09:55
Просмотров: 358

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Анализ норм Федерального закона № 248-ФЗ позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Так, в круг объектов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля включены не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица.

Новый закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) (ч. 1 ст. 8). В частности, ст. ст. 46-52 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрены такие профилактические мероприятия, как информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

Законом определена систематизация видов контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых во взаимодействии с контролируемым лицом, либо без него, включающая как общие положения о рассматриваемой системе, так и отдельные нормы, конкретизирующие особенности проведения каждого из них.

К первой группе согласно ст. ст. 67-73 Федерального закона № 248-ФЗ отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ, будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

Все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предполагающие взаимодействие с проверяемым, за исключением документарной проверки, по общему правилу в силу ч. 2 ст. 66 Федерального закона № 248-ФЗ проводятся только по согласованию с органами прокуратуры.

Во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований (ст. 74) и выездное обследование (ст. 75).

При этом в силу ч. 4 ст. 56, ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 248-ФЗ возможность проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий и входящих в их состав контрольно-надзорных действий поставлена в зависимость от их наличия в положении о конкретном виде контроля.

Старший помощник прокурора района Р.Ю. Халидов

СОГЛАСОВАНО Прокурор района Ю.В. Кашуркин

  • Назад

  • Вперёд

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: