Имеет ли право сотрудник гибдд проверять тахограф и какие штрафы за езду без тахографа?

За переработки водителей оштрафуют работодателя

Штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха водителя

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Старый штраф Новый штраф
Для водителя 1 000 — 3 000 1 500 — 2 000
Для должностного лица 7 000 — 10 000
Для ИП 15 000 — 25 000
Для юридического лица 20 000 — 50 000

В данном случае нужно обратить внимание на следующие особенности:

1. Для водителя минимальный штраф за нарушение режима возрос, а максимальный — уменьшился.

2. Введены новые штрафы для должностных лиц, ИП и юридических лиц.

3. Штрафы на юридическое лицо и должностное лицо накладываются лишь в том случае, если организация составляет графики работы водителя с нарушением (или иным способом заставляет водителя фактически нарушать режим). Если график составлен без нарушений, а водитель по каким-то причинам в него не уложился, то штраф будет наложен только на водителя.

Например, если организация требует, чтобы водитель управлял автомобилем 14 часов за смену, то штрафы за нарушение режима будут наложены и на самого водителя, и на должностное лицо, и на организацию.

Другой пример. График водителя составлен без нарушения и включает 8 часов рабочего времени (ежедневный учет рабочего времени). Однако во время работы произошла поломка автомобиля, водитель потратил дополнительное время на ее устранение и в итоге не уложился в график. В этом случае за нарушение режима труда и отдыха штраф грозит только самому водителю.

Ну а в заключение хочу напомнить, что на ПДД Мастер есть подробная статья, в которой описываются правила организации рабочего времени водителя:

Где мониторить новые штрафы за тахограф

Если все таки инспектор ГИБДД или сотрудник Ространснадзора остановил автомобиль и выявил переработку или неработающий тахограф, где компании искать штрафы?

Чтобы успевать оплачивать штрафы с 50% скидкой или обжаловать их перевозчику надо каждый день искать новые штрафа на сайтах:

На Госуслугах, в личном кабинете компании. Недостаток: штрафы там появляются с задержкой.

На сайте ГИБДД (если постановление оформил сотрудник МВД). Недостаток: можно вносить только по одному госномеру или СТС. Невозможно запустить проверку по списку автомобилей.

На сайте Ространснадзора (если постановление оформил инспектор УГАДН). Недостаток — можно проверить штраф по одному СТС или номеру постановления. Нет возможности запустить проверку по списку СТС.

Если в автопарке 5-25-50 машин, ежедневные проверки в ручном режиме отнимают много времени и из-за человеческого фактора неизбежны пропуски штрафов. Пропуск сроков — это упущенная возможность оплатить штраф со скидкой, неуплата в срок по постановлению — увеличение суммы в 3 раза. А если тянуть и после этого — то из-за судебной задолженности ФССП заблокирует банковские счета юрлица.

Штрафы для физических лиц

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа илинарушение требований к использованию тахографа 3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение норм времени управления и отдыха 1 500 — 2 000 рублей

Штраф от 3 000 до 5 000 рублей может быть наложен как в том случае, если водитель вообще не установил тахограф на свое транспортное средство, так и в том случае, если допущены нарушения при использовании тахографа.

Например, если водитель забыл включить тахограф, не вставил в него карту водителя или иным способом создал препятствия для нормальной работы тахографа, то его ждет именно этот штраф.

Штраф от 1 500 до 2 000 рублей накладывается только в том случае, если тахограф работает корректно, однако нормы по времени управления водителем не соблюдены.

Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха

В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:

Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
Автобусы, принадлежащие физлицам.
Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.

В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.

Режим отдыха водителей


Если говорить о законном отдыхе водителей во время рабочего дня, то он может состоять из таких составных частей, как:

  1. Перерыв на питание и обеденный отдых.
  2. Междусменный или ежедневный отдых.
  3. Непрерывный еженедельный выходной.

Для каждого вида отдыха могут быть установлены свои индивидуальные нормативы. Каждый из них стоит изучить более подробно.

Перерыв на отдых и принятие пищи

Время перерыва для полноценного отдыха и для принятия пищи может колебаться от 30 минут до 2 часов. Здесь все зависит от длительности рабочего времени.

При рабочем дне более 8 часов, водителю грузового авто могут предоставить 2 часа на обеденный перерыв.

Междусменный перерыв

В процесс стандартного учета времени продолжительного ежедневного отдыха может быть в два раза больше общей длительности рабочей смены. Стоит отметить, что время каждодневного отдыха включает также и время, отведенное на обед.

При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов. Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха.

Вот некоторые из них:

  1. До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках. После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
  2. До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.

В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами

Его можно разделить части. При этом одна составляет не менее 8 часов, а общее время должно составлять 12 часов.

Непрерывный еженедельный отдых

Данная форма отдыха должна продолжаться 42 часа, не меньше. Подобный вид отдыха не может быть включен в отдельно рассчитываемый междусменный отдых.

Если график работы является суммированным, выходные могут быть назначены в самые разные дни

Претензии и жалобы? Довольно часто принимаются во внимание физиолого гигиенические основы

Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе

Остановить автомобиль на дороге может только дорожная полиция. Помимо ГИБДД, органы Ространснадзора имеют право контролировать оборудование автомобиля и соблюдение времени движения и перерывов в совместном ралли. Об этом говорится в законе № 196-ФЗ (10/12-95) статья 30, пункт 2.1.

О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора прибор для проверки, выдать при необходимости карточку и распечатку времени вождения с перерывами, говорится в Постановлении Правительства № 1090 (23/10-93). Таким образом, и полиция, и DFSA могут выписать штраф на дороге.

Примечание: Постановление Министерства транспорта № 36 (13/02-13), в котором содержалась информация о тахографах, больше не действует. На смену ему пришел новый — № 438 (26.10.20), который устанавливает Порядок оснащения транспортных средств устройствами для контроля времени труда и отдыха. Правила эксплуатации и обслуживания СКЗИ приведены в приказе № 440 (28/10-20).

Нормы

Есть определенные правила по длительности перевозок. За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю. Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

На новые грузовики или автобусы тахограф ставят на заводе. Установка этого устройства не роскошь и не российская выдумка. В большинстве стран водители уже давно так ездят.

Кстати, по статистике, после введения данного закона, снизилось количество аварий с участием грузовиков на 20%. Также уменьшилось количество аварий с автобусами на 5%.

События

  • 24/04 В российских регионах установилась теплая погода. На дороги возвращаются мотоциклисты, в парки — велосипедисты и владельцы средств индивидуальной мобильности всех возрастов.
  • 22/04 Кандидатам в водители добавили ошибок и снизили штрафные баллы. В общем, экзамен в Госавтоинспекции для подготовленных кандидатов в водители стал немного легче. А водителям с иностранными правами в определенных случаях придется сдавать экзамены, а то и проходить обучение. Об этом рассказал «РГ» начальник управления Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Роман Мишуров.
  • 19/04 На радио «Комсомольская правда» состоялся очередной выпуск программы «Россия без ДТП». Ведущие и гости эфира обсудили начало сезона электросамокатов. На тротуарах и дорогах нашей страны уже можно встретить миллионы людей, управляющих средствами индивидуальной мобильности. И как следствие, все больше регионов вводят изменения, которые должны упорядочить движение электросамокатов и снизить риски для всех участников дорожного движения.
  • 18/04 Сотрудники Госавтоинспекции МВД России в прошлом году оказали первую помощь пострадавшим в 1,5 тысячи дорожных авариях, навык оказания такой помощи совершенствуется, сообщили в ведомстве.
  • 17/04 Госавтоинспекция разработала карточки об упрощенном порядке обмена водительских удостоверений, действующий до 1 апреля 2025 года.
  • 17/04 Так считает председатель Госдумы Вячеслав Володин. Как он напомнил, с 1 марта 2023 года действуют ПДД для средств индивидуальной мобильности, при этом «ответственности за их нарушение нет».
  • 12/04 На Радио «Комсомольская правда» стартовал новый цикл программ «Россия без ДТП», где главной темой является безопасность дорожного движения. Еженедельно эксперты будут обсуждать ключевые вопросы БДД и рассматривать ситуации, возникающие на автодорогах. В первом выпуске программы разговор шел об изменениях в ФЗ, вступивших в силу 1 апреля 2024 года.
  • 10/04 Предлагаем вашему вниманию карточки, разработанные совместно с Госавтоинспекцией МВД России, в которых собрана основная информация о новых правилах приема экзаменов для кандидатов в водители в 2024 году.
  • 10/04 В комплект предложено включить спасательное изотермическое одеяло размером не менее 160 х 210 см, хирургические ножницы, загубник/покрытие для сердечно-легочной реанимации, а также эластичные бинты, сообщает газета Коммерсантъ.

Общие понятия

Тахограф — это устройство, которое контролирует время работы и отдыха одного или бригады водителей и регистрирует временные параметры местоположения и скорости. Он устанавливается в кабине автомобиля.

Тахограф с блоком СКЗИ является контрольным устройством, выполненным в соответствии с требованиями стандартов РФ. Устройство предназначено для транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства на территории страны.

Тахограф EASTR с блоком ISO — это считывающее устройство, изготовленное по стандартам европейских производителей и используемое в западных странах для национальных и международных грузовых и пассажирских перевозок. Российским перевозчикам невозможно выезжать за границу без соответствующего оборудования.

Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году

В 2022 и 2023 году тахографы (приборы, контролирующие режим управления транспортными средствами) должны устанавливаться на грузовики категории C и автобусы категории D, которые принадлежат не только юридическим лицам, но и физическим лицам.

Примечание. Сроки установки тахографов на автомобили физических лиц растянуты во времени, однако с 1 января 2022 года они становятся обязательными абсолютно для всех.

Поскольку законодательство предусматривает обязанность по установке тахографов, оно предусматривает и штрафы за их отсутствие. Именно о них и пойдет речь в данной статье:

  • Штрафы для физических лиц.
  • Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП).

Штрафы для физических лиц

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа илинарушение требований к использованию тахографа 3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение норм времени управления и отдыха 1 500 — 2 000 рублей

Штраф от 3 000 до 5 000 рублей может быть наложен как в том случае, если водитель вообще не установил тахограф на свое транспортное средство, так и в том случае, если допущены нарушения при использовании тахографа.

Например, если водитель забыл включить тахограф, не вставил в него карту водителя или иным способом создал препятствия для нормальной работы тахографа, то его ждет именно этот штраф.

Штраф от 1 500 до 2 000 рублей накладывается только в том случае, если тахограф работает корректно, однако нормы по времени управления водителем не соблюдены.

Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)

Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа илинарушение требований к использованию тахографа Водитель: 3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 2 Выпуск на линию автомобиля без тахографа илиавтомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублейИП: 15 000 — 25 000 рублейЮр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение режима труда и отдыха водителя Водитель: 1 500 — 2 000 рублейДолжностное лицо: 7 000 — 10 000 рублейИП: 15 000 — 25 000 рублейЮр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей

В данном случае можно выделить 2 группы нарушений:

1. Если тахограф не работает должным образом (не включен, неисправен, используется без карты водителя и т.п.), то могут быть наложены штрафы по части 1 статьи 11.23 (на водителя) и части 2 статьи 11.23 (на должностное лицо организации и саму организацию). Под организацией в данном случае понимается юридическое лицо или ИП.

2. Если в процессе работы нарушен режим труда и отдыха водителя, то накладывается штраф по части 3 статьи 11.23.

Причем наложение штрафа по данной статье имеет важные особенности:

  • штраф на водителя и индивидуального предпринимателя накладываются абсолютно во всех случаях, когда нормативы нарушены;
  • штрафы на должностное лицо и юридическое лицо накладываются только в том случае, если организация установила графики работы, не позволяющие соблюсти установленный законодательством режим. Если же график составлен без нарушений, а водитель по каким-то причинам в него уложиться не смог, то штраф будет наложен только на самого водителя.

В заключение хочу отметить, что тахографы и штрафы за их отсутствие введены в первую очередь для того, чтобы исключить слишком долгое нахождение водителей автобусов и грузовиков за рулем. Если у Вас в организации или в личном пользовании есть грузовик тяжелее 3,5 тонн или автобус, то имеет смысл составить график работы без нарушения законодательства и следить за корректной работой тахографа. И в этом случае приведенные выше штрафы не будут Вам угрожать.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 12 июля 2020 Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Возникающие нюансы

Для того, чтобы график работы и отдыха водителя был максимально соответствующим закону, следует понимать, как нужно будет формировать его в разных ситуациях.

Следует разобраться не только в основных принципах формирования рабочего времени водителя, но и организации учета дня, а также основных факторах работы.

Обязательно нужно учесть, что тахограф, который установленный в грузовике, может проверить сотрудник ГИБДД и назначить штраф при несоответствии значений.

Для этого он использует либо считыватель, либо карту контролера, которая дает возможность распечатать основную информацию.

Поэтому нужно не только составлять график, но и следить за его выполнением, а также вовремя пресекать имеющиеся нарушения, если они были зафиксированы.

Принцип формирования рабочего времени сотрудника

Закон регламентирует, что водитель должен работать определенное количество времени в день, либо же месяц.

График нужно разрабатывать с его требованиями, поскольку в таком случае к нему не возникнет претензий у контролирующих органов.

Фото: график работы по тахографу

Имеет значение длительность рабочей недели водителя, а также особенности работы предприятия, ведь не всегда применимы нормы касательно стандартной организации работы.

После каждой смены у водителя должна быть возможность полноценного отдыха, а сами смены организуются с учетом рекомендованной длительности, но есть и место для особых случаев.

Например, при пассажирских перевозках или работе в экстренных службах действуют свои нормативы.

Организация учета дня

Для водителя важно организовать рабочий день таким образом, чтобы он был разбит на временные участки непосредственной работы и качественного отдыха. При этом не стоит забывать, что вся информация фиксируется тахографом, обмануть который достаточно сложно

При этом не стоит забывать, что вся информация фиксируется тахографом, обмануть который достаточно сложно.

Если же получается сверхнормативная работа, этот вопрос стоит обсудить с начальством, и длительность работы вполне может быть увеличена, правда с последующим увеличением отдыха.

Поэтому вопрос о том, можно ли на грузовике превышать норму работы, будет иметь утвердительный ответ, правда с оговоркой, что делать это можно только после согласия водителя.

Ежедневный

При пятидневном режиме работы, когда водителю дается возможность отдохнуть два дня, смена длится не больше восьми часов.

Когда используется шесть рабочих дней и один выходной, то смена уменьшается на час и не может превышать 7-ми часов.

Следует учитывать, что правильно будет, если каждые 4 часа водитель делает 15-ти минутный перерыв, а если он работает на междугородних рейсах, то непрерывно вести автомобиль можно не более 2-х часов.

Длительная работа, которая может максимально продолжаться больше девяти часов, является исключением из правил, но и применяться может не чаще двух раз в неделю.

Почему штрафы за тахографы были ужесточены?

Увеличение размера штрафов за тахографы и их неправильное использование – скорее, вынужденная мера, чем самодурство отдельно взятых чиновников. Статистика ДТП с участием коммерческих автомобилей, производящих перевозки грузов, ужасающая.

Увеличение сумм штрафов должно привести к тому, что собственникам таких автомобилей будет выгоднее приобрести тахограф и следить за его исправностью, чем платить штрафы за отсутствие прибора или его неправильную эксплуатацию.

Вас заинтересует:

  • Новые правила восстановления водительских прав

  • Новые правила расчета КБМ ОСАГО

  • Штраф за стоянку автомобиля около речки

  • Штраф за посадку/высадку пассажиров в неположенном месте

Когда не допускается отказ от переработки?

Как правило, сверхурочная работа – дело добровольное. Если сотрудник откажется от нее, руководитель не имеет права применять к нему санкции. Однако есть и исключения. При некоторых обстоятельствах сотрудник обязан выйти на работу:

  • ЧП в компании, или если переработка нужна для предотвращения катастрофы.
  • Восстановление систем жизнеобеспечения населения (газ, вода и прочее).
  • Исполнение работ, связанных с введением военного положения.
  • Работа, связанная с предотвращением или устранением последствий ситуаций, несущих угрозу жизни населения.

Законодатели проявляют уважение к личной воле трудящегося, однако она не должна ставить под угрозу жизни других людей.

Вопросы и ответы

Сейчас у меня не установлен тахограф. Уже получал за это штраф. Если остановят еще раз, какое мне грозит наказание?

ОтветНа обычных водителей штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Если вы должностное лицо, то сумма возрастет до 10000 рублей.

Могут ли по нашим законам меня лишить водительских прав, если у меня не установлен тахограф?

ОтветНет, могут только выписать штраф.

Я индивидуальный предприниматель. У меня есть самосвал. Можно ли ездить без покупки данного устройства?

ОтветВам обязательно нужно произвести установку.

У меня есть грузовик на 14 тонн. В каких случаях можно ездить без тахографа?

ОтветНужно ставить обязательно

У нас фура на 19 тонн. Занимаемся грузоперевозками. Машина находится в собственности у физического лица. Можно не устанавливать тахограф?

ОтветЕсли вы осуществляете предпринимательскую деятельность, то нужно ставить обязательно.

У меня пассажирский автобус в собственности. Масса около 6 тонн, 24 места. Часто вожу родственников на нем. Иногда жителей деревень на свадьбах. Нужно ли ставить тахограф?

ОтветОбязательно нужно ставить. Вы никак не сможете доказать сотрудникам ГИБДД, что ваш рейс не коммерческий. Если вас поймают, то придется платить штраф в размере нескольких тысяч рублей.

Что делать, если тахограф сломался в пути?

В том случае, если сотрудники ГИБДД во время проверки выявили поломку тахографа, водителю придется доказывать тот факт, что прибор сломался уже после выхода на маршрут. В противном случае ситуация будет квалифицироваться как выезд на линию без тахографа, а за это правонарушение по закону положен штраф.

Тахограф помогает фиксировать соблюдение графика отдыха и труда, поэтому, во избежание штрафа за несоблюдение этого пункта нужно вручную вести график управления автомобилем и перерыва на отдых.

Движение с неисправным тахографом допускается, но лишь до ближайшего ремонтного пункта или места, в котором проходило регистрацию данное транспортное средство.

На устранение поломки дается семь дней. За этот период водитель обязан устранить возникшую неисправность. В этот период инспекторы ГИБДД не имеют право выписывать штраф за данное нарушение. Но по истечении этого срока штраф будет выписан в обязательном порядке. При этом штрафные санкции будут применены как к организации, на которой зарегистрирован данный автомобиль, так и к должностному лицу, которое допустило данное транспортное средство до работы.

Общие правила

С моим клиентов Владимиром случилась недавно история. Он зарегистрировал свое ИП и решил заняться грузоперевозками. Возит он продукты между магазинами по городу. Иногда берет заказы на перевозку мебели из квартир и офисов.

И вот недавно он получил наказание за то, что он ездил без установленного тахографа. До этого момента он даже не знал что это и зачем оно нужно. Он думал, что такие устройства устанавливают только водители автобусов и дальнобойщики.

Пример 1: Алексей ехал пустой на своей фуре из Екатеринбурга. Он хотел проехать несколько километров, чтобы загрузить товар в Первоуральске. Но его остановили сотрудники ГИБДД, и оказалось, что Алексей не вставил карту в тахограф. За это нарушение на него составили протокол и он получил штраф 5000 рублей.

Это устройство создано, чтобы контролировать время, в течение которого вы что-то перевозите и время, в которое вы отдыхаете. Он может собирать и дополнительные показатели. К примеру, расстояние, которое вы проехали.

Такая мера должна обезопасить водителей и пассажиров, которые пользуются услугами перевозчика.

На самом деле по новому закону тахограф должны ставить все водители, которые занимаются коммерческой деятельностью. Даже если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, он вам тоже нужен. В крупных компаниях за установку отвечают специальные работники.

Помните, что подделать показания тахографа практически невозможно. Все данные хранятся в зашифрованном виде. Если вы попытаетесь самостоятельно эти данные переписать, это будет зафиксировано автоматически. При очередной проверке это будет обнаружено, и вы получите штраф.

Правила установки тахографа

Требования к тахографам, порядок оснащения ими транспортных средств, правила использования устанавливаются Минтрансом РФ по согласованию с МВД России (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213). Приведём выдержки из соответствующих нормативных документов.

Приказ Минтранса от 28.10.2020 № 440 (Приложение № 1, Общие положения, требования к тахографам, которые устанавливаются на ТС):

  • в состав прибора должны входить бортовое устройство, карты, датчик движения, антенны для приёма сигналов от ГЛОНАСС и GPS приёма/передачи сигналов GSM/GPRS, монтажные компоненты;
  • бортовое устройство должно иметь защиту от вскрытия (опломбированный корпус), содержать программное обеспечение для обработки данных о движении ТС, криптографическое обеспечение, другие программно-аппаратные блоки;
  • тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в его памяти, обеспечивать внесение установочных данных с использованием карты мастерской;
  • прибор должен поддерживать режимы «рабочий» (активируется картой водителя), «контроль» (активируется картой контролёра), «корректировка установочных данных» (активируется картой мастерской) и «предприятие» (активируется картой предприятия).

Приказ Минтранса от 26.10.2020 № 438 определяет, как нужно устанавливать тахограф на ТС: 

  • оснащение ТС тахографом обеспечивает его владелец, а производит мастерская, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о мастерских;
  • мастерская осуществляет установку тахографа (сведения о его модели должны быть учтены ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о моделях тахографов), активацию тахографа и программно-аппаратных средств, настройку;
  • тахограф устанавливается на ТС так, чтобы водитель мог иметь доступ к его функциям со своего рабочего места;
  • настройка тахографа должна обеспечивать возможность распечатки контрольных данных, в том числе наименование мастерской, её номер и номер тахографа, параметры ТС;
  • оснащение ТС тахографом завершается его опломбированием. 

Приказ Минтранса от 28.10.2020 № 440 (Приложение № 3) устанавливает правила пользования тахографом для водителей и других лиц. Приведём некоторые из них:

  • использование тахографов производится водителями, владельцами ТС, сотрудниками ГИБДД и ФБУ «Росавтотранс»;
  • в тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия и контролёра;
  • водитель ТС обязан перед началом движения вставить карту в слот тахографа и ввести ПИН-код, а вынуть карту после завершения управления ТС;
  • водитель обязан предоставлять доступ контролёрам к тахометру и своей карте, распечатывать запрашиваемые сведения;
  • запрещается использовать неисправный тахограф или с истекшим сроком эксплуатации, использовать карту с истекшим сроком действия, вынимать карту до завершения управления ТС, уничтожать или корректировать (фальсифицировать) данные тахографа и карты.

Что представляет собой переработка?

Сначала разберем, что не относится к понятию «переработка», чтобы не допустить путаницы. Согласно статье 97 ТК РФ, различают два типа организации труда: ненормированный рабочий день и сверхурочный труд. Если работник осуществляет свою деятельность по первой схеме, понятие переработки к нему применяться не будет. Данное правило также изложено в письме Роструда от 7 июня 2008 года. То есть, если сотрудник с ненормированным рабочим днем задержится вечером, никаких доплат ему за это не положено. Компенсацией переработок служит дополнительные дни отпуска.

Еще один случай, когда работа сверх графика не оплачивается дополнительно: сотрудник решил по личной инициативе остаться в офисе, для того чтобы доделать задачи, не исполненные в срок. Актуально это в том случае, если трудящемуся дают задание и адекватные сроки для его исполнения, но он не успевает. Отсутствие компенсаций в данном случае регулируется письмом Роструда от 18 марта 2008 года.

ВНИМАНИЕ! Приведенное выше правило не дает работодателю права искусственно создавать условия, в которых работник не успевает решить задачу. К примеру, если руководитель даст задание, на исполнение которого нужно 5 часов, за час до окончания смены, это будет считаться злоупотреблением законом

Вся остальная работа сверх установленных норм, согласно статье 99 ТК РФ, относится к переработке и компенсируется. Сверхурочные часы должны быть учтены.

Законодательная база

Понятие сверхурочного труда тесно связано с нормами рабочего времени. Согласно части 2 статьи 91 ТК РФ, длительность трудовой недели не должна превышать 40 часов. Для некоторых специалистов (согласно статьям 92, 173, 174, 333 ТК РФ) актуальна сокращенная рабочая неделя. Еженедельно сотруднику должен предоставляться непрерывный отдых минимальной продолжительностью 42 часов (статья 110 ТК РФ).

Все, что выходит за заданные нормы, – это переработка. В статье 99 ТК РФ изложены условия привлечения к сверхурочному труду:

  • Имеет место ЧП или угроза собственности в компании (допускаются также иные причины привлечения к сверхурочному труду).
  • Сотрудник дал согласие на переработку (это обязательное условие для инвалидов и молодых мам).

Даже сверхурочное время имеет свои пределы. В частности, совокупная продолжительность переработки не должна превышать 120 часов в год и 4 часов в течение беспрерывных двух дней. Труд работника должен быть компенсирован по полуторной или двойной ставке. Особенности выплат регулируются статьей 152 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! На некоторых типах работ (к примеру, на вахтах) невозможно обеспечить стандартную продолжительность трудового дня. В этом случае фактическое количество рабочих часов сверяется с квартальными или месячными нормами (согласно статье 104 ТК РФ)

В этом случае работодателю нужно издать локальный акт с указанием графика рабочего времени, а также прописать соответствующий пункт в трудовых договорах с сотрудниками. Переработкой будет являться труд сверх норм, установленных внутренними актами предприятия.

Важная информация

Работодатели нередко заставляют своих сотрудников перерабатывать, и это касается и водителей, которые для того, чтобы быстрее довезти груз, вынуждены не спать днями.

Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия.

Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения.

Все требования к нормативам труда и отдыха прописаны в законодательных актах, включая количество часов в зависимости от режима работы водителя, а также учитывая перерывы в работе.

Если будет выявлено, что тахограф зафиксировал нарушение, то штраф будут платить как водители, так и их начальники, ведь безопасность на дорогах — одна из главных проблем России.

Основные понятия

Чтобы разобраться в порядке режима работы водителей и не допускать нарушений при составлении графика, следует для начала ознакомиться с основными терминами.

Они позволят понять, что подразумевается под графиком, какие у него есть особенности, и что используется для отслеживания периодов работы.

Термин Значение
Тахограф Специальное техническое устройство, которое используется для мониторинга маршрута автомобиля, его скорости, а также отслеживает режим работы водителя. Тахограф подключается к датчикам на основных узлах автомобиля, что и дает возможность получать наиболее полную информация о процессе использования машины
График работы Временные промежутки, в которые сотрудник должен трудиться с обязательными перерывами и заранее оговоренным периодом отдыха, дающим возможность отвлечься от рабочего процесса и психологически разгрузиться
Дальнобойщик Водитель грузового автомобиля или автобуса, должностные обязанности которого заключаются в доставке пассажиров или грузов на дальние расстояния. Обычно дальнобойщики работают парами, обеспечивая отдых друг друга и подстраховывая на случай непредвиденной ситуации

Принцип его назначения

Более того, следует отводить достаточно времени для отдыха, чтобы водитель мог не только размяться, но и достаточно поспать.

Остановки для кратковременной передышки также должны быть, поскольку это время может быть потрачено на прием пищи, быстрый сон или прочие жизненные потребности.

При этом в расписании обязательно должно быть время не только на кратковременные передышки, но и полноценный отдых между сменами.

Кроме того, водитель имеет право также на обеденный отдых, а длительность смены жестко ограничена, чтобы не допускать переработки человека.

А руководство должно ясно представлять, что будет в случае нарушения.

Какими нормативными актами регулируется

В его главе 51 регламентирован прием на работу сотрудников, связанных с движением транспортных средств, их рабочее время и требования к дисциплине.

Конкретно о времени работы сказано в статье 329, в соответствии с ней, работодатели могут устанавливать собственный график работы водителей, но вольности допускаются только для улучшения положения.

Таким образом, установить график работы хуже, чем он описан в Кодексе, попросту невозможно.

В этом приказе под номером 15 оговаривается как рабочее время, так и длительность отдыха, тем самым регламентируются требования к графику.

Причем этим документом регулируется не только стандартный рабочий график, но и суммированный, который устанавливается в ситуации, когда предприятие не может обеспечить нормированный рабочий день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: