Совет директоров (наблюдательный совет) общества

Типичные нарушения при организации деятельности наблюдательного совета

Общие сведения про наблюдательный совет

Главным и решающим органом управления юридического лица является собрание акционеров или участников. Но оно ежегодное. А в перерывах между его созывами функции контроля менеджмента компании осуществляет наблюдательный совет. Он создается, когда надо:

  • Контролировать бизнес в интересах собственников и искать новые стратегические направления развития фирмы без вмешательства в ее оперативное управление.
  • Регулировать взаимоотношения между совладельцами бизнеса для соблюдения баланса между общей прибыльностью и интересами каждого из них.

Главные задачи совета:

  • Выполнение решений общего собрания акционеров компании.
  • Стратегическое планирование деятельности предприятия и проработка перспективных путей развития.
  • Бюджетное планирование.
  • Анализ работы исполнительного руководства фирмы и оценка их деятельности.
  • Инвестиционные программы и вложение капиталов компании в перспективные сектора экономики.
  • Продвижение бренда компании.
  • Организация внутренней корпоративной структуры компании, создание механизмов для мотивации и стимулирования сотрудников.
  • Контроль над соблюдением руководством компании Устава и прочих нормативных документов.

Образец повестки дня НС

Нормативное регулирование

Работа, полномочии, степень ответственности и правила создания НС в хозяйственных обществах закреплены:

  • В акционерных обществах – ФЗ №208 (ст. 64).
  • В ООО – ФЗ №14 (ст. 32).

Виды

На практике существует два вида НС. Это обусловлено разными подходами к организации их деятельности в российском законодательстве. Это:

  1. Наблюдательные советы в АО. Обязательность создания, функции, численный состав, способ избрания прописаны в соответствующих статьях закона «Об АО».
  2. Наблюдательные советы в ООО. В данном случае закон имеет рекомендательную силу. И деятельность НС должна регулироваться уставом общества.

Кто в него входит

НС избирается на общем собрании учредителей компании способом, оговоренном в законе или в уставе фирмы, если это предусматривает соответствующий нормативный акт. Главное условие формирования наблюдательного совета – минимизация в составе руководства исполнительных органов компании. Их должно быть не более четверти. Состав наблюдательного совета должен включать:

  • Председателя, который не может быть руководителем данной фирмы.
  • Представителей крупных инвесторов компании или их самих.
  • Представителей оперативного руководства предприятия.
  • Независимых участников совета, которые должны являться экспертами в экономических, финансовых, производственных, управленческих или хозяйственных вопросах.
  • Постоянно действующего секретаря для организации бесперебойной работы совета.

План работы наблюдательного совета

Чем отличается от совета директоров и правления

Хотя отечественное законодательство не проводит четкой границы между наблюдательным советом и советом директоров, но по умолчанию их функции разнятся:

  • Считается что первый вариант (НС) не может вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность фирмы, а лишь контролирует работу руководства компании.
  • Во втором случае, совет директоров, в случае необходимости, имеет право вмешаться в оперативное управление и подменить исполнительные структуры.

А правление является коллегиальным исполнительным органом, и в иерархической управленческой системе подчиняется наблюдательному совету.

Отсутствие в документации отметок об утверждении наблюдательным советом

Вопросы компетенции наблюдательного совета урегулированы нормами ст. 11 Закона № 174-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения – проекты отчетов о деятельности автономного учреждения
и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения, не могут быть переданы на рассмотрение другим органам автономного учреждения (ч. 9 ст. 11 Закона № 174-ФЗ)

Поэтому в случае проверки деятельности учреждения важно, чтобы у учреждения имелось свидетельство того, что соответствующие документы действительно были утверждены (одобрены, согласованы) наблюдательным советом.. Например, по материалам проверки деятельности одного из учреждений в качестве нарушения контролерами было признано то, что во всех планах финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения не были проставлены номера и даты протоколов заседания наблюдательного совета (см

материалы, опубликованные на официальном сайте МО Салехард www.salekhard.org, меню «Социально-экономическое развитие» – «Культура и молодежная политика» – «Культура» – «Акт проверки МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие»).

Например, по материалам проверки деятельности одного из учреждений в качестве нарушения контролерами было признано то, что во всех планах финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения не были проставлены номера и даты протоколов заседания наблюдательного совета (см. материалы, опубликованные на официальном сайте МО Салехард www.salekhard.org, меню «Социально-экономическое развитие» – «Культура и молодежная политика» – «Культура» – «Акт проверки МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие»).

Основные преимущества создания наблюдательного совета ООО

1. Расширение компетенции

Наблюдательный совет представляет собой высший орган управления ООО, который может включать независимых экспертов и представителей ключевых заинтересованных сторон (включая акционеров или владельцев). Участники совета являются опытными специалистами в различных областях, таких как финансы, маркетинг, право, управление персоналом и др. При наличии наблюдательного совета организация обеспечивает более полное и рациональное принятие управленческих решений, основанных на анализе и профессиональном опыте его членов.

2. Независимость и прозрачность

Назначение независимых наблюдателей в совет помогает снизить влияние владельцев и топ-менеджеров на процессы принятия решений. Это способствует повышению прозрачности в управлении организацией и предотвращает возможные конфликты интересов. Наблюдательный совет также позволяет обладателям доли в ООО получать независимую информацию об управлении предприятием, его финансовом состоянии и планах на будущее.

Важно отметить, что привлечение независимых наблюдателей повышает уровень доверия со стороны потенциальных инвесторов и кредиторов, что может быть особенно важно в условиях привлечения финансирования для развития бизнеса. Создание наблюдательного совета также способствует укреплению корпоративной культуры, поддержке ценностей и миссии организации

Члены совета могут выступать в качестве образцов профессионализма, этики и ответственности, формируя положительный образ и репутацию ООО в глазах общественности и работников

Создание наблюдательного совета также способствует укреплению корпоративной культуры, поддержке ценностей и миссии организации. Члены совета могут выступать в качестве образцов профессионализма, этики и ответственности, формируя положительный образ и репутацию ООО в глазах общественности и работников.

В итоге, наличие наблюдательного совета ООО способствует повышению эффективности управления организацией, обеспечивает независимое взаимодействие между владельцами и менеджерами, а также способствует развитию ее корпоративной культуры и прозрачности в деятельности.

Назначение наблюдательного совета ООО и его статус

Главная функция наблюдательного совета – обеспечение прозрачности и эффективности работы исполнительного органа, защита интересов участников общества и предотвращение нецелесообразных решений. Данный орган должен следить за выполнением основных стратегических задач, не позволять руководству пренебрегать законодательством, а также контролировать финансовые операции.

Наблюдательный совет является надзорным органом и не отвечает исполнительному органу перед участниками общества, он сотрудничает с руководством ООО. Более того, наблюдательный совет может привлекать сторонних независимых экспертов для получения дополнительной информации при принятии решений. Поэтому его статус подразумевает некоторую независимость от руководства и способность вмешиваться в дела ООО.

Чтобы обеспечить реализацию своих функций, наблюдательный совет имеет право на получение всей необходимой информации от исполнительного органа ООО, а также требовать проведения проверок, аудитов и предоставления документов. Тем не менее, существуют определенные ограничения власти наблюдательного совета, которые устанавливаются учредительными документами ООО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: