Порядок формирования доходов и расходов средств Пенсионного фонда
Средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год проходит с утверждением норматива оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда России определяется Бюджетным кодексом государства и является консолидированным.
План формирования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования называют бюджетом Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд РФ как субъект пенсионного страхования является Страховщиком, остальные субъекты выступают страхователями и застрахованными лицами.
При составлении бюджета ПФ соблюдают баланс его доходов, так и расходов. За счет средств бюджета происходит финансовое обеспечение выплат страховых пенсий. Единую общегосударственную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования составляют Пенсионный фонд РФ и его региональные органы.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:
- выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
- выплату пенсий за счет средств бюджета;
- материально-техническое и финансовое обеспечение фактической деятельности страховщика (включено содержание территориальных органов и центрального аппарата) и др.
В бюджете Пенсионного фонда РФ создается резерв на случай возникновения дефицита. Порядок и размер его расходования определяются федеральным законодательством о бюджете.
В бюджет Пенсионного фонда зачисляются:
- налоговые доходы, подлежащие распределению между бюджетами бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства, от минимального налога — по нормативу 60 процентов;
- доходы неналогового характера;
- безвозмездные поступления.
К доходам неналогового характера относятся:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые рассчитываются по тарифу 22% от выплат, начисленных по всем основаниям в пользу работников;
- взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы и дополнительные страховые отчисления на накопительную часть трудовой пенсии;
- отчисления по дополнительному тарифу страховых взносов для организаций-работодателей, которые используют труд членов лётного состава воздушных судов ГА;
- взносы по дополнительному тарифу страховых взносов в пользу работников, занятых на производстве с вредными и тяжелыми условиями труда и тех, кто имеет право на досрочную пенсию;
- пени, недоимки и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ.
Безвозмездные поступления — это межбюджетные трансферты, которые безвозвратно и безвозмездно передаются из федерального бюджета, и другие поступления.
Расходы бюджета ПФ производятся на основании сведений о численности граждан, подлежащих получению установленных видов пенсий и их размеров. Деление расходов Пенсионного фонда РФ по функциональному признаку: на расходы по ОПС; на государственное пенсионное обеспечение; на формирование материнского капитала женщин, которые родили второго и последующего ребенка; расходы на материально-техническое обеспечение и управление.
Самая большая часть расходов Пенсионного фонда РФ (более 90%) приходится на расходы по обязательному пенсионному страхованию, которые связаны с выплатой трудовых пенсий, компенсаций и пособий.
В круг выплат компенсации входят пособия неработающим гражданам, пособия на погребение, пособия гражданам, которые осуществляют уход за нетрудоспособными людьми, а также другим категориям
Особое внимание в данной категории расходов отводится тем, которые направлены на формирование накопительной части трудовой пенсии
Второй по объёму частью расходов Пенсионного фонда РФ (более 6%) являются расходы, связанные с государственным пенсионным обеспечением. Это выплаты пенсий федеральным государственным служащим, пенсий военнослужащим, выплаты социальных пенсий (пенсий лицам, пострадавшим от катастроф, участникам войны).
В составе этих расходов особая роль принадлежит расходам на пенсионные выплаты безработным гражданам, которые финансируются за счет средств федерального бюджета. Средства на расходы такого рода выделяются координатору деятельности ПФ Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Для Российской Федерации характерно преобладание государственной системы пенсионного обеспечения. Выплата пенсий в России осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, которые формируются посредством отчисления страховых взносов в размере 22% от заработной платы работающих людей. Такая величина отчислений устанавливается до достижения размера заработной платы с начала отчетного года определенной величины. Например, в 2019 году стандартный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд применялся по отношению к доходам работника в пределах 1 150 000 руб., в 2020 году – в пределах 1 292 000 руб. При превышении предельной базы тариф страховых взносов в Пенсионный фонд понижается до 10%. Нагрузка по уплате страховых взносов ложится на работодателей.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В нынешнем виде пенсионная система России существует с 1 января 2015 года. Пенсионная система России представляет собой совокупность отношений, направленных на формирование, назначение и выплату различных видов пенсий, в том числе:
- социальной, которая полагается всем гражданам страны независимо от показателя трудового стажа;
- страховой, которая предоставляется гражданам, успевшим накопить необходимое количество пенсионных баллов;
- накопительной.
В основе назначения пенсий в Российской Федерации находятся следующие основания:
- во-первых, достижение пенсионного возраста, который существенно повысился относительно недавно;
- во-вторых, достижение показателя необходимого трудового страхового стажа;
- в-третьих, достижение величины индивидуальных пенсионных коэффициентов, то есть баллов.
Российская пенсионная система предоставляет гражданам возможность откладывать выход на пенсию на срок от 1 до 10 лет. Увеличение страхового стажа оказывает положительное влияние на размер пенсии.
По размеру пенсионного обеспечения Россия находится в седьмом десятке среди стран мира. Достаточно низкий размер пенсии вынуждает многих представителей пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. российские пенсионеры также активно рассчитывают на помощь своих детей, без которых они не могут достойно удовлетворять свои потребности для пенсии.
Российская пенсионная система ориентирована на привлечение граждан к софинансированию своих пенсий. В частности, Пенсионным фондом была реализована программа софинансирования, которая предусматривала получение дополнительных вкладов на пенсию от граждан, который Пенсионный фонд обязался увеличивать на аналогичную сумму.
Также государство активно поддерживает идею негосударственного софинансирования пенсии, подразумевающее более активное участие граждан в формировании пенсии за счет отчислений в частные пенсионные фонды. Однако данный путь развития пенсионной системы России доступен только обеспеченным слоям граждан, в то время как многие не могут позволить себе даже минимальный размер таких платежей.
Страховщики, страхователи и застрахованные лица
В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:
- Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
- Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
- Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.
Права и обязанности
Страховщик имеет право:
- проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
- обмениваться информацией с налоговыми органами;
- распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.
В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.
Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.
Страхователи имеют право:
- дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
- участвовать в управлении ОПС;
- на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
- защищать свои права в суде.
Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.
Застрахованные лица имеют право:
- на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
- она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
- на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.
Регистрация страхователей в системе обязательного пенсионного страхования
Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.
Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.
Тонкости структурной организации
Для выполнения основной аккумуляции и последующего перераспределения средств накоплений предусмотрена разветвленная структура фонда. В нее входят:
- Главное управление – это федеральный уровень.
- Отделения в пределах субъектов федерации – региональный.
- Отделы фонда муниципального уровня.
Всего в структуре присутствует 8 управлений регионального уровня в разных федеральных округах страны. На региональном уровне в субъектах РФ создано 83 отделения, также отделение в Казахстане, в г. Байконур, а с присоединением Крыма открыто еще одно отделение в данной республике. А на муниципальном уровне работает боле 2,5 тысячи отделений. Суммарная численность сотрудников фонда более 130 тысяч. По мере включения в компетенцию фонда новых задач его структура претерпела изменения. В нее был включен Информационный центр по персональному учету.
Как устроен Пенсионный фонд России
Состав Пенсионного фонда России
ПФР состоит из следующих подразделений и отделов:
- Центральный аппарат ПФР – осуществляет общее руководство и управление деятельностью ПФР на федеральном уровне;
- Территориальные органы ПФР – расположены по всей территории России и отвечают за выполнение пенсионных выплат и взносов в регионах;
- Федеральные органы ПФР – ответственны за реализацию централизованных программ и проектов в области пенсионного обеспечения;
Функции Пенсионного фонда России
ПФР выполняет широкий спектр функций в области пенсионного обеспечения:
- Начисление и выплата пенсий – ПФР проводит расчеты и выплаты пенсий, учитывая стаж и заработок заработавших граждан;
- Сбор и учет страховых взносов – ПФР контролирует и учитывает взносы работодателей и работников в пенсионную систему;
- Медицинское освидетельствование – ПФР проводит медицинские осмотры граждан, которые претендуют на назначение пенсии по инвалидности;
- Работа с пенсионными фондами других стран – ПФР взаимодействует с пенсионными организациями других стран для обеспечения выплат пенсий гражданам при переезде или эмиграции.
Как работает Пенсионный фонд России
Основная функция Пенсионного фонда России заключается в накоплении и управлении пенсионными накоплениями граждан. Каждый работающий гражданин обязан ежемесячно вносить страховые взносы в ПФР, основываясь на своей заработной плате. Эти взносы вычитаются из заработной платы работника и перечисляются работодателем в ПФР.
Накопленные средства используются для выплаты пенсий гражданам, достигшим определенного возраста или имеющим определенный стаж работы. ПФР учитывает индивидуальные страховые взносы каждого работника и формирует его пенсионный фонд. При достижении пенсионного возраста, гражданин имеет право на получение пенсии, размер которой зависит от суммы накопленных средств и стажа работы.
Помимо накопления и распределения пенсий, Пенсионный фонд России также выполняет ряд других функций. Он осуществляет социальный контроль за соблюдением правил страхования и взимания страховых взносов со стороны работодателей. Также ПФР осуществляет предоставление услуг в сфере страхования на случай временной нетрудоспособности, ухода за ребенком или беременностью.
В целях обеспечения прозрачности и открытости, Пенсионный фонд России распространяет информацию о своей деятельности и описывает процедуру получения пенсий на своем официальном веб-сайте. Граждане могут получить доступ к своим персональным данным и состоянию пенсионных накоплений через онлайн-личный кабинет или обратившись в офисы ПФР.
Изменения в структуре Пенсионного фонда
Цели изменений
Основная цель изменений в структуре Пенсионного фонда заключается в повышении эффективности его работы и обеспечении более качественных услуг для граждан.
- Снижение затрат и оптимизация процессов управления
- Улучшение качества обслуживания граждан
- Разработка новых пенсионных программ, адаптированных к современным реалиям
Изменения в структуре ПФР
Возможные изменения в структуре Пенсионного фонда включают:
- Реорганизация отдельных подразделений ПФР
- Создание новых подразделений для решения специфических задач
- Усиление сотрудничества с другими государственными органами
- Внедрение новых информационных технологий для автоматизации процессов
Плюсы изменений
Изменения в структуре Пенсионного фонда могут принести следующие преимущества:
- Более эффективное управление и контроль за накоплениями
- Сокращение времени обработки заявлений и выплаты пенсий
- Большая доступность и удобство получения информации для граждан
Преимущества | Изменения в структуре ПФР |
---|---|
Эффективное управление накоплениями | Реорганизация отдельных подразделений |
Сокращение времени обработки заявлений | Создание новых подразделений |
Большая доступность информации для граждан | Усиление сотрудничества с другими органами |
Изменения в структуре Пенсионного фонда направлены на повышение эффективности его работы и улучшение услуг для граждан. Реорганизация отдельных подразделений, создание новых подразделений и внедрение новых технологий позволят ускорить обработку заявлений и сократить время ожидания пенсионных выплат. Благодаря новым изменениям гражданам станет проще получать информацию и оформлять пенсионные накопления.
Вопрос-ответ:
Какую роль выполняет Пенсионный фонд России?
Пенсионный фонд России (ПФР) является государственным учреждением, основными функциями которого являются формирование, накопление и выплата пенсий гражданам Российской Федерации.
Как формируются пенсии в Пенсионном фонде России?
Пенсионный фонд России формирует пенсии на основе накопительной системы. Отчисления в пенсионный фонд производятся из заработной платы работников и вносятся как часть социальных налогов. Накопленные деньги инвестируются и управляются ПФР, и на основе этих накоплений рассчитывается размер пенсии, которая выплачивается пенсионерам.
Что произойдет с Пенсионным фондом России в будущем?
В будущем Пенсионный фонд России может столкнуться с проблемой дефицита средств, так как количество пенсионеров будет превышать количество работников, которые платят взносы в пенсионный фонд. Для решения этой проблемы возможно введение дополнительных финансирования из других источников, а также повышение пенсионного возраста.
История становления
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) зародилась в начале 20-го столетия, но на территории России это произошло гораздо позднее, нежели в других развитых государствах. Услугами пенсионного обеспечения изначально могли пользоваться только высшие слои населения, а после октябрьской революции порядок страхования был существенно изменен, и фактически система перестала существовать.
В качестве основных этапов развития системы ОПС в России стоит выделить следующие:
- 1927 г. – введение системы, регулирующей обеспечение граждан по старости, содержание и обслуживание граждан, лишенных трудовой способности;
- 1956 г. – предоставление из государственного бюджета дотаций на компенсирование пенсионных выплат;
- 1965 г. – право на получение пенсионного обеспечения было предоставлено колхозникам, и только через 4 года появилась единая система страхования.
В качестве автономного фонда, страховая система была выделена только в 1990 году. Вместе с этим был принят нормативно-правовой акт, регламентирующий основные принципы функционирования системы, задачи и цели ее существования.
Департамент по международному сотрудничеству
Основные функции департамента:
- Подготовка и подписание международных соглашений в сфере пенсионного обеспечения;
- Координация и проведение переговоров с зарубежными партнерами по вопросам пенсионного обеспечения;
- Обмен информацией и опытом с зарубежными партнерами по организации и функционированию пенсионных систем;
- Оказание консультационной поддержки зарубежным гражданам и организациям по вопросам пенсионного обеспечения в России;
- Участие в международных проектах и инициативах в сфере пенсионного обеспечения;
- Участие в работе международных организаций и форумов в области социального обеспечения и пенсий;
- Контроль за исполнением международных обязательств в сфере пенсионного обеспечения.
Основные направления деятельности департамента:
- Подписание и ратификация международных соглашений в сфере пенсионного обеспечения;
- Установление связей и проведение переговоров с зарубежными партнерами по вопросам пенсионного обеспечения;
- Анализ и обмен опытом с зарубежными партнерами по организации и функционированию пенсионных систем;
- Консультационная поддержка зарубежных граждан и организаций по вопросам пенсионного обеспечения в России;
- Участие в международных проектах и инициативах в сфере пенсионного обеспечения;
- Представительство России в международных организациях и форумах по социальному обеспечению и пенсиям;
- Контроль за соблюдением международных обязательств в сфере пенсионного обеспечения.
Результаты и достижения департамента:
Период | Результаты и достижения |
---|---|
2015-2017 | Подписание и ратификация 5 международных соглашений в сфере пенсионного обеспечения; |
2018-2020 | Установление сотрудничества с 10 странами в области пенсионного обеспечения; |
2021-2023 | Участие в 3 международных проектах по совершенствованию пенсионных систем; |
«Департамент по международному сотрудничеству играет ключевую роль в развитии пенсионного обеспечения и защите пенсионных прав граждан России за рубежом.»
Структура пенсионных фондов
Российская система пенсионных фондов включает следующие основные компоненты:
- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)
- Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
- Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации (ОПС)
ПФР является главным федеральным органом, ответственным за управление обязательными пенсионными взносами и назначение пенсий. В его компетенции ведение учета застрахованных лиц, расчет и выплата пенсий, а также контроль и надзор за исполнением пенсионного законодательства.
НПФ — это коммерческие организации, которые предоставляют услуги по накопительной части пенсии. Они привлекают пенсионные взносы от застрахованных лиц и с помощью инвестиций пытаются увеличить размер будущей пенсии.
ОПС — это обязательное страхование физических лиц от потери трудоспособности и возрастного обеспечения. Пенсионные взносы на ОПС идут на формирование государственного пенсионного фонда, который позволяет выплачивать пенсии в случае утраты трудоспособности и достижения пенсионного возраста.
Организация пенсионных фондов
ПФР, в силу своего статуса федерального органа исполнительной власти, имеет широкую организационную структуру. Его подразделения находятся в каждом регионе Российской Федерации и обеспечивают исполнение пенсионного законодательства на местном уровне.
НПФ являются коммерческими структурами, занимающимися управлением пенсионными накоплениями. В их структуре присутствуют различные подразделения, включая инвестиционные департаменты, отделы маркетинга и клиентского обслуживания. Некоторые НПФ также предлагают дополнительные услуги, например, кредитование на пенсии.
ОПС, несмотря на свою государственную природу, также имеет организационную структуру. Государственное страховое учреждение осуществляет контроль за пенсионными взносами, а также выплатами пенсий в случае потери трудоспособности или достижения пенсионного возраста.
Структура российских пенсионных фондов включает ПФР, НПФ и ОПС. ПФР осуществляет учет и выплаты пенсий, НПФ управляют накопительной частью пенсии, а ОПС осуществляет обязательное страхование трудоспособности и обеспечения на старость. Каждый пенсионный фонд имеет свою организационную структуру, которая позволяет выполнять свои функции в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Отделение по контролю и надзору
В задачи отделения входит:
- Проведение проверок пенсионных организаций и работодателей на предмет соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении;
- Контроль за своевременным начислением и выплатой пенсий и пособий;
- Обеспечение выполнения пенсионными организациями требований к финансовой устойчивости;
- Предоставление консультаций и разъяснений по вопросам пенсионного законодательства;
- Участие в разработке нормативных актов, касающихся пенсионной системы и социального обеспечения;
- Сотрудничество с другими государственными органами и организациями для обеспечения эффективного контроля в сфере пенсионного обеспечения.
Отделение по контролю и надзору имеет штат сотрудников, включающий в себя инспекторов, экспертов и других специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом в области пенсионного обеспечения.
Важно помнить, что отделение по контролю и надзору является ключевым элементом системы обеспечения законности и защиты прав пенсионеров и граждан, получающих социальные пособия. Его работа направлена на обеспечение справедливого и эффективного функционирования пенсионной системы в России
Бюджетирование, ориентированное на результат, как принципиально новый элемент управления средствами Пенсионного фонда
Целью внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, является получение оптимальных показателей- результатов деятельности ПФР при их соотношении к использованным финансовым ресурсам, оптимизации управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда России.
Мы полагаем, что в условиях ограниченности объема финансовых ресурсов ПФР, с одной стороны, и необходимостью реализации пенсионной реформы в России, требующей существенных финансовых вливаний, с другой стороны, задача оптимизации и повышения результативности бюджетных расходов на руководство и управление ПФР оказывается-единственно верным шагом в процессе выполнения Пенсионным фондом своих функций.
В рамках модели «управления ресурсами» бюджет в основном формируется путем индексирования существующих расходов в разрезе статей бюджетной классификации Российской Федерации. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
В рамках модели «управления результатами» бюджет должен формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной социальной политики
Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание должно уделяться обоснованию конечных результатов. В этом случае расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана
При формировании общей суммы бюджетных ассигнований на определенные функции, в рамках которых детализация направлений использования бюджетных ассигнований определяются администраторами бюджетных средств ПФР, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.