Создавать ли кабинет охраны труда?
Функционирование кабинета (уголка) охраны труда тоже нацелено на то, чтобы в организации соблюдались требования охраны труда, велась профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, а также своевременно информировался персонал.
Как сказано в п. 13 Рекомендаций № 894, необходимость создания кабинета (уголка) охраны труда в своих структурных подразделениях работодатель определяет самостоятельно. В организациях со штатной численностью от 50 человек целесообразно создавать кабинет охраны труда, а при штатной численности менее 50 человек либо в отдельных структурных подразделениях организации – уголок охраны труда (п. 16 Рекомендаций № 894).
Деятельность кабинета охраны труда заключается в следующем (п. 20 Рекомендаций № 894):
-
проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда, в том числе в целях информирования работников;
-
обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
-
проведение инструктажей, проверка знания требований охраны труда; и др.
Уголок охраны труда может выполнять те же функции либо только часть из них.
* * *
Информирование работников об их трудовых правах, проводимое в рамках реализации профилактических мероприятий в системе управления охраной труда, стало дополнительной обязанностью работодателей. Однако способы информирования и конкретные алгоритмы действий организации вправе выбрать самостоятельно. Опереться в этой работе можно на приведенные нормативные акты Минтруда.
«Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» (далее – Формы информирования № 773н, Примерный перечень № 773н).
«Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» (далее – Рекомендации № 894).
Какие способы информирования выбрать?
Как сказано в п. 1 Форм информирования № 773н, извещать персонал нужно с использованием визуальных (печатных) материалов. В обязательном порядке работодатель должен ознакомить работника:
-
при приеме на работу – с условиями заключаемого трудового договора, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда (в силу ст. 57 ТК РФ);
-
с результатами спецоценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 и 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
-
с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях (на основании ст. 218 ТК РФ);
-
с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией (при необходимости) опасных зон или участков оборудования), правил (стандартов) по охране труда и других локальных актов работодателя, а также с перечнем выдаваемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты.
В последнем случае ознакомление осуществляется под подпись, в том числе с выдачей на руки работнику нормативных актов для изучения при инструктаже по охране труда на рабочем месте. Если в организации введен электронный документооборот, ознакомление работников возможно в электронной форме. При этом факт ознакомления с документами должен подтверждаться электронной цифровой подписью.
Другие способы, перечисленные в п. 2–4 Форм информирования № 773н, работодатели могут выбрать по своему усмотрению – в зависимости от финансовых возможностей. Сюда, например, относится:
-
размещение плакатов и листовок на рабочих местах, в кабинетах или уголках охраны труда, а также в общедоступных местах на территории организации;
-
распространение периодических корпоративных изданий, плакатов среди работников и иных заинтересованных лиц, в том числе по электронной почте;
-
рассылка заинтересованным лицам по электронной почте или почтовой связью в печатном виде информационных материалов и листовок;
-
демонстрация тематических видеороликов или сюжетов, снятых по материалам реальных событий, при инструктажах по охране труда и обучении работников, на вводных инструктажах, а также в помещениях организации, в которых установлены телевизионные панели;
-
ведение интернет-журнала событий (блога);
-
опубликование на официальном сайте организации сведений о результатах спецоценки условий труда;
-
размещение на корпоративном портале, официальном сайте организации электронных периодических корпоративных изданий, электронных листовок по вопросам обеспечения трудовых прав работников;
-
размещение на корпоративном портале, официальном сайте организации актуальной информации о политике, связанной с гарантией соблюдения трудовых прав работников, библиотеки трудовых ситуаций и разъяснений спорных ситуаций.
Как видим, каналов, по которым работодатель может довести до работников необходимую информацию, много. Они охватывают как распространение печатной продукции, показ видеоматериалов, так и обращение к интернет-ресурсам. Что именно понимать под каждым видом информации, разъяснено в Примерном перечне № 773н. Обобщим в таблице.
Вид носителя информации |
Примеры носителей информации |
Печатные или визуальные материалы |
|
Видеоматериалы |
|
Интернет-ресурсы |
|
Организация может использовать какие-либо отдельные способы информирования, относящиеся к рекомендательным, или сразу несколько способов в совокупности. Также допускается применять иные способы, предусмотренные законодательством РФ (п. 5 Форм информирования № 773н).