Отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции

Особенности заключения договора транспортной экспедиции Какие условия нужно включить в договор транспортной экспедиции чтобы защитить интересы экспедитора

Иные отличия договора экспедирования и договора перевозки друг от друга

Кроме вышеперечисленных рассматриваемые виды договоров также характеризуются следующими отличиями:

  1. По общему определению перевозка считается реальным договором, т. е. заключается при передаче груза. Хотя на некотором виде транспорта (морской, автомобильный) данная сделка может быть и консенсуальной. Договор же транспортной экспедиции всегда является консенсуальным.
  2. Положения п. 1 ст. 785 ГК РФ устанавливают возмездный характер перевозки. В противном случае суд может квалифицировать безвозмездное перемещение товара как обычную транспортировку для собственных нужд. Договор транспортной экспедиции — взаимообязывающий и возмездный.
  3. Участниками договора перевозки становятся грузоотправитель и перевозчик. Однако само действие осуществляется для удовлетворения потребностей грузополучателя, поэтому его можно назвать сделкой в интересах третьего лица. Сторонами транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель). При этом договоры ТЭ могут быть заключены с множеством лиц по принципу «один клиент — несколько экспедиторов».

***

Итак, сравнительный анализ рассмотренных соглашений позволяет сделать вывод о кардинальных отличиях договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. При этом транспортную экспедицию проще спутать с другими договорами на возмездные услуги, чем с перевозкой грузов, хотя обе сделки относятся к видам транспортных соглашений. Путаница может возникнуть только в случае, когда мы имеем дело со смешанным договором, т. к. документ может быть поименован исключительно как перевозка груза или как транспортная экспедиция, хотя по факту будет регулировать и ту и другую деятельность.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего .

Подводные камни

Поднимая вопрос о защите интересов сторон, остановимся, прежде всего, на клиенте, поскольку он в данной ситуации является во многом более слабой стороной: он передаёт свой груз и лишается в дальнейшем возможности непосредственно контролировать ход доставки.

Поэтому первое, что необходимо сделать, это подробно прописать в контракте все условия, которые представляются значимыми. К примеру, в конкретной ситуации важным может быть маршрут или вид транспорта – в таком случае их надо прямо указать и добавить, что экспедитор не вправе изменять их по своему усмотрению. Правда, тогда и ответственность за выбор перекладывается на заказчика.

Кроме того, желательно прописать в договоре сроки доставки, а также ответственность за их нарушение.

Порча или утрата товара также является проблемой клиента

Поэтому в договоре (накладных) важно оговорить правила перевозки товара, если они имеют особенности, а также стоимость груза. Если клиент не предоставил информацию о правилах перевозки данной продукции или необходимую документацию, то порча груза будет уже его проблемой

Из сказанного следует, что, во-первых, нельзя пренебрегать данной обязанностью, а, во-вторых, желательно прописать в контракте, что это исполнитель должен сообщить о том, какие бумаги ему нужны для транспортировки груза.

Транспортная экспедиция

Данный контракт предполагает уже более сложную структуру отношений. Если в предыдущем варианте – две стороны: заказчик и перевозчик, то здесь между ними вклинивается посредник, который обязуется организовать передачу груза получателю, а не осуществить её лично.

Так, в частности, экспедитор берёт на себя функции по сбору необходимых документов, поиску перевозчика, а если надо, то и сопровождению груза.

Этот вариант более затратный, что понятно: объём расходов прямо пропорционален количеству участников. Но если сделка достаточно сложная (к примеру, требует оформление таможенных документов, проверку и приемку товара), или просто у руководства компании нет времени заниматься всеми деталями, то есть смысл вложиться в посреднические услуги профессионала-экспедитора.

Минимально необходимые условия данного договора – это его предмет, то есть организация или осуществление перевозки конкретного груза.

Итак, общие моменты обеих сделок:

  1. правила гл. 41 ГК РФ распространяются и на перевозчика, если он выполняет обязанности экспедитора (п. 2 ст. 801);
  2. если договор экспедиции устанавливает сразу и требование о перевозке, то она тоже является частью данных правоотношений;
  3. конечная цель в любом случае – доставка груза получателю;
  4. форма договора – письменная;
  5. сделка является возмездной, т.к. предполагает обмен: услуги на определённое денежное вознаграждение;

Различия:

  • экспедитор является посредником, а перевозчик – конечным исполнителем;
  • экспедитор обязан организовать процесс, в т.ч. подготовить необходимые документы, осуществить переговоры и заполнение бумаг на таможне, сопроводить груз и пр.

3.3. Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции

Кроме внесенных в 
предыдущих главах, предложений касающихся 
возможностей  совершенствования 
действующего законодательства в области 
регулирования договора транспортной
экспедиции, отметим, что нами были
урегулированы не все многочисленные пробелы и коллизии в правовом
регулировании отношений, вытекающих
из договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции
направлен на освобождение грузоотправителя
(грузополучателя) от несвойственных ему 
функций и этим отличается от иных видов обязательств, в частности договоров
поручения, комиссии и агентского договора.
Договор транспортной экспедиции является консесуальным и не может существовать без договора
перевозки грузов, хотя бы и потенциального,
поэтому несостоятельны доводы тех, кто
включает перевозку в предмет договора
транспортной экспедиции. Вспомогательная
перевозка может быть элементом сложного
транспортно-экспедиционного обязательства,
но лишь постольку, поскольку выполняется
одновременно два условия: во-первых, существует
самостоятельное обязательство основной
перевозки ; во-вторых, вспомогательная
перевозка является услугой, призванной
обеспечить основную перевозку71.

Отсюда можно сделать 
вывод о том, что предмет договора
транспортной экспедиции нуждается 
в уточнении. При этом формулировка обязанности экспедитора по организации перевозки
транспортом и по маршруту, избранному
клиентом, зачастую трактуется излишне
широко, и дает основание полагать, что
она охватывает собой и перевозку грузов,
и услуги локомотивной тяги. Наименование
этой услуги делает ее сходной с организацией
услуг, связанных с перевозкой и с договором
на организацию перевозок. Кроме того,
вторая часть п. 1 ст.801 ГК перечисляет как
однопорядковые обязанности экспедитора по заключению договора перевозки, обязанности
по обеспечению отправления и получения
грузов и обязанности по организации перевозки,
которая охватывает все ранее перечисленные
обязанности.

Кроме того,  деление 
транспортно-экспедиторских услуг 
на основные и дополнительные лишено
всякого смысла, поскольку отсутствует критерий такого
деления, и оно лишено практического значения.

По нашему мнению, договор 
транспортной экспедиции должен иметь 
следующие виды: договор полного 
транспортно-экспедиционного обеспечения 
перевозки грузов, договор транспортно-экспедиционного обеспечения договора фрахтования, договор транспортно-экспедиционного
обеспечения перевозок пассажиров, багажа
и грузобагажа, договор на обеспечение завоза грузов
в порты, аэропорты и на станции железнодорожные
станции; договор транспортно-экспедиционного
обеспечения международных перевозок;
договор на организацию транспортно-экспедиционного
обслуживания. В этой связи структура
главы 41 ГК РФ должна быть сложной и содержать
нормы, общие для всех видов экспедиции,
и нормы, регулирующие каждый вид деятельности.

Также можно предложить 
правовое урегулирование деятельности
транспортного экспедитора в 
качестве оператора комбинированной 
перевозки, которого в мире по праву 
называют «архитектором перевозок»,
что позволит на практике организовывать оптимальные схемы доставки товаров
от продавца к покупателю с использованием
современных логистических методов. Законодательное закрепление единой сквозной ставки,
единой ответственности экспедитора,
правового статуса документа, выпускаемого
экспедитором, действующим в качестве принципала, будет означать, что российские экспедиторы получат возможность полноценно осуществлять
деятельность на рынке транспортных услуг
в качестве лица, занимающего в этой сфере
центральное место при организации доставки
груза.

Необходимо также внести 
предложения, позволяющие учесть интересы
грузовладельцев, грузоотправителей и грузополучателей. Эти предложения
должны учесть  особенности деятельности
экспедитора в качестве коммерческого
представителя, законодательное закрепление
экспедиторских обязанностей и прав клиента и др. Представляется,
что будет иметь большую практическую
значимость законодательное закрепление
возможности оказывать экспедиторские
услуги при перевозках пассажиров, груза
и грузобагажа. Это приведет к созданию
целого направления транспортно-экспедиционной
деятельности, реализация которой на практике
позволит поднять на качественно-новый
уровень сервис при перевозках пассажиров.

Претензии и срок исковой давности

Согласно законодательству (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 12, 13 закона № 87-ФЗ), все споры по договорам перевозки и экспедиции сначала необходимо попытаться разрешить с помощью досудебной претензии. Если предъявленные требования не будут удовлетворены или заявитель не получит на свою претензию никакого ответа по истечении 30 дней после ее получения, можно подавать исковое заявление.

Оформление, порядок и сроки досудебного урегулирования прописаны в соответствующих транспортных нормативных актах и законе № 87-ФЗ. Например, по транспортной экспедиции претензия направляется в течение 6 месяцев с момента возникновения такой потребности (п. 4 ст. 12 закона № 87-ФЗ). В отношении перевозок определены такие же (для железнодорожных и воздушных) или более длительные — 12 месяцев (для автомобильных, морских и внутренних водных) — претензионные сроки.

Срок исковой давности для обращения в суд по обеим сделкам составляет 1 год. Момент, с которого срок начинает течь, определяется по правилам, указанным в кодексах и уставах различных видов транспорта, а также ст. 13 Закона № 87-ФЗ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: