Что такое арбитражный суд и для чего он нужен
Судебный арбитраж – это разветвленный, сложный аппарат в структуре государства, созданный для поддержания единообразного применения законодательства на территории государства. Правоотношения, требующие разрешения с участием судов чрезвычайно многообразны. Давно прошли времена, когда мудрый царь Соломон, или правитель Хаммурапи могли разрешать проблемы, возникавшие в современном им обществе.
В России приняты и действуют 21 кодекс – сводов законов, регулирующих отношения в различных сферах деятельности. При таком многообразии, не один, даже самый эрудированный судья, неспособен охватить, и досконально изучить содержащиеся в них нормативные положения, чтобы правильно применять на практике, при решении вопроса о том, кто прав, а кто виноват.
Это породило необходимость создания специализированных судов, сфера деятельности которых намерено сужена для того, чтобы сконцентрировать внимание судей на решении задач судопроизводства в отдельной сфере человеческой деятельности. О судах общей юрисдикции и уголовные – знают многие жители, а вот чем занимаются суды арбитражные, и кто подсуден им – далеко не все. Лишь те, кто вплотную сталкивается с предпринимательской деятельностью, поскольку главная задача этих судов – разрешение экономических споров
Лишь те, кто вплотную сталкивается с предпринимательской деятельностью, поскольку главная задача этих судов – разрешение экономических споров.
В силу этого подсудность арбитражных судов определяется в соответствии с отношением субъектов к хозяйственной деятельности. Физлица, за редким исключением, арбитражным судам (АС) неподсудны. Преобладающий контингент посетителей этих учреждений – представители предприятий, государственных и муниципальных властных органов, индивидуальные предприниматели.
Место АС в судебной системе РФ
До 2014 года Арбитражные суды были независимой ветвью системы судов. Их структура была представлена пирамидой, в основании которой находились суды субъектов РФ – аналог судов первой инстанции гражданского и уголовного судопроизводства. Венчал «пирамиду» ВАС РФ – Высший арбитражный суд. Структура была нарушена после принятия в ФКЗ № 3 (Федерального Конституционного Закона) «О Верховном Суде…». В соответствии с этим законом ВАС ликвидирован, а в структуре ВС РФ появилась судебная коллегия по экономическим спорам, состоящая из 30 профессиональных судей. После принятия указанного закона из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ и АС, а также изменено наименование арбитражно-процессуального законодательства на процессуальное.
Описание простыми словами, какие функции выполняет
АС, являясь одной из ветвей судебной власти, призван исполнять свойственные ему функции. Функциями (полномочиями) наделены и две другие ветви госвласти – законодательная и исполнительная. У каждой из ветвей функции специфические, которые, по смыслу принципа разделения властей, не должны вторгаться в сферу полномочий друг друга. К сожалению, в России это не так, и судебная власть подчинена диктату власти исполнительной, возглавляемой Президентом.
Чтобы понять, в чем заключаются судебные функции, можно обратиться к иллюстрации, дающей представление о функциях рассматриваемой ветви власти, и сделать вывод о полномочиях, которыми наделены суды исполняющие арбитражные функции.
Функции АС
Специфическими функциями арбитража являются:
- Разрешение споров, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности и предпринимательства, правоотношений в сфере экономики.
- Профилактика правонарушений в указанной сфере.
- Анализ и статистический учет о количестве нарушений законодательства и возникновения конфликтных ситуаций.
- Реализация международного сотрудничества в сфере защиты экономических интересов на основе международных договоров и межправительственных соглашений.
Это – «глобальные» функции. Чтобы их решать, АС вправе:
- проводить судебные разбирательства (очные и заочные), с соблюдением процедур судебного делопроизводства, основной целью которых является установление истины и разрешение спора;
- разрешать конфликтные ситуации, связанные с осквернением деловой репутации юридического лица или предпринимателя;
- пресекать незаконные действия/бездействия должных лиц муниципальной и госвласти, нарушающих права хозяйствующих субъектов;
- рассматривать вопросы о признании банкротами ЮЛ, ИП и физлиц;
- принудительно ликвидировать или реорганизовывать ЮЛ;
- рассматривать вопросы, связанные с правом владения/распоряжения недвижимым имуществом (землями);
- осуществлять взыскание долгов по налогам, которое не может быть осуществлено ФНС во внесудебном порядке.
Виды международных арбитражных судов в других странах
Суды международного уровня делятся на общие и специализированные.
виды | компетенция |
общие | занимаются рассмотрением дел, связанных с политической составляющей и уклоном на дипломатические отношения. В работе используют нормы международного права, но с 1928 года в европейских странах было рассмотрено этими судами только 4 дела. |
специализированные | Для того чтобы суд рассмотрел дело, оно должно касаться международного сотрудничества государств в определенной сфере экономических отношений:
|
Специализированные международные суды делятся на изолированные и постоянные. Первые собираются для разрешения единичного и конкретного спора, вторые – действуют на регулярной основе.
Статьи:
Понятие арбитражного судопроизводства и его виды
Понятие и виды подсудности в арбитражном процессе
Как рассчитать размер государственной пошлины?
Правила расчета размера государственной пошлины указаны в статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее в тексте на этот кодекс будем ссылаться, указывая НК РФ).
В том случае, если иск можно оценить (например, это стоимость спорного имущества или долга по договору), то при цене иска:
- до 100000 рублей государственная пошлина равна 4 процента цены иска, но не менее 2000 рублей;
- от 100001 рубля до 200000 рублей — 4000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100000 рублей;
- от 200001 рубля до 1000000 рублей — 7000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200000 рублей;
- от 1000001 рубля до 2000000 рублей — 23000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1000000 рублей;
- свыше 2000000 рублей — 33000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;
С 01 июня 2016 года в арбитражном процессе появилось приказное производство. Сумма пошлины в случае выдачи судебного приказа составляет 50% от
суммы пошлины при обращении с иском.
В соответствии со ст 333.22 НК РФ в цену иска также входят суммы начисленной неустойки (штрафов, пеней) и процентов. Судебные расходы в цену иска не входят. С 2015 года сумму пошлины нужно округлять до целых рублей по арифметическим правилам.
Рассмотрим пример. По договору поставки контрагент задолжал триста тысяч рублей. В соответствии с договором за просрочку платежа были начислены пени в размере 12000 рублей. Тогда цена иска = 300000+12000 = 312000 рублей. Размер государственной пошлины по этому иску будет равен = 7000 +(312000-200000)*2% = 9240 руб. |
При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными или при подаче заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 6000 рублей
При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 3000 рублей;
при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3000 рублей;
при подаче заявления об обеспечении иска — 3000 рублей;
при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3000 рублей;
при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;
При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
Третейское соглашение
Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).
Третейская оговорка может быть трех видов:
-
альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»;
-
безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»;
-
конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».
Арбитражный или третейский суд — компетенция третейских судов
Третейский суд представляет собой единоличного арбитра или их коллегию, которые назначаются сторонами или арбитражным органом власти и рассматривают споры, вытекающих из обстоятельств тех или иных гражданско-правовых отношений.
Нормативно-правовое регулирование работы третейского судьи осуществляется в России на основании ГПК РФ. В исключительных случаях арбитражом применяется ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», если дело было начато и не окончено до декабря 2015 года.
Согласно ст. 22.1 ГПК РФ коммерческий третейский суд рассматривает любые споры, если они связаны с гражданско-правовыми отношениями. Определяется такой порядок сторонами конфликта. Основывается это на арбитражном соглашении в третейский суд. Только прямое указание закона может изменить данное правило.
Также ГПК РФ определяет перечень конфликтов, которые не могут быть рассмотрены третейскими судами, даже если стороны подписали арбитражное соглашение. Относят к ним следующее:
- споры, предполагающие смешанные требования, подсудные арбитражу и судам общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ);
- семейные споры, вопросы опекунства, попечительства, за исключения дел о разделе имущества, то есть ситуации, не касающиеся фактически осуществляемой экономической деятельности;
- трудовые споры;
- конфликты, связанные с определением наследников и их прав (даже если речь идет о ценных бумагах акционерных обществ);
- вопросы приватизации имущества в Российской Федерации.
Таким образом, существенных ограничений для субъектов предпринимательства, решивших обратиться в третейский суд, в арбитражном праве не предусмотрено.
Я основатель юридической фирмы «Шмелева и Партнеры», Марина Шмелева, имею статус третейского судьи. Вы можете обратиться ко мне за разрешением вашего вопроса:
Чтобы арбитражное соглашение действовало, необходимо установить дату его заключения. В соответствии с последними поправками, принятыми на основании ФЗ № 409-ФЗ в декабре 2015 года, дела передаются в третейский суд, но только если стороны об этом договорились после 01 февраля 2017 года. Соглашения, заключенные раньше указанной даты, должны считаться неисполненными.
Таким образом, чтобы определить относимость спора к компетенции третейского суда, необходимо установить три критерия: наличие арбитражного соглашения, отсутствие решения по конкретному спору со стороны государственного суда, характер требований, который не должен предполагать исключительной компетенции иного судебного органа.
Система арбитражных судов
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в Российской Федерации включает:
- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
- специализированные арбитражные суды.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» не входит в систему арбитражных судов в РФ.
{spoiler title=Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) opened=0}
Арбитражные суды округов являются (ст. 24 ФКЗ):
- судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции;
- судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Кроме того, арбитражный суд округа пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 26 ФКЗ).
Всего образовано 10 арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ (п. 2 ст. 24 ФКЗ).
{/spoiler}
{spoiler title=Арбитражные апелляционные суды opened=0}
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции (ст. 33.1 ФКЗ).
Арбитражный апелляционный суд:
- проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
В настоящее время образован 21 арбитражный апелляционный суд.
{/spoiler}
{spoiler title=Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов opened=0}
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:
- рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
{/spoiler}
Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (п. 2 ст. 33.2 ФКЗ, п. 2 ст. 35 ФКЗ), т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Создаются судебные присутствия федеральным законом.
Можно ли заплатить меньше (или вообще обойтись без пошлины)
Условия уменьшения размера государственной пошлины приведены в статье 333.37 НК РФ:
Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды
1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы — инвалиды I и II группы.
3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
Из приведенного текста закона видно, что если Вы обычная коммерческая организация, то государственную пошлину нужно платить. Что же делать, если дела организации настолько плохи, что невозможно найти несколько тысяч на оплату государственной пошлины?
В этом случае можно попросить у суда рассрочки уплаты государственной пошлины или же уменьшения ее размера. Право Арбитражного суда на предоставление рассрочки или уменьшение размера государственной пошлины закреплено в статье 333.22 НК РФ. Для этого потребуется обосновать невозможность уплаты государственной пошлины, написав соответствующее заявление и приложив документы, обосновывающие отсутствие денег.
Антон Шишков, 2010.
Сведения, изложенные в статье актуализированы на 01.06.2016 года. Изменения коснулись размера пошлины, порядка ее округления.
Насколько данная статья была Вам полезна:
Рейтинг: 4.38Всего голосов: 53
Возможно Вам также будут интерены следующие статьи:
Статьи
-
Составление искового заявления в арбитражный суд
Практически в любой организации есть дебиторская задолженность, вернуть которую путем переговоров сложно. В этом случае путь один — обратиться в арбитражный суд. В этой статье описан первый шаг этого пути — составление искового заявления.
-
Сколько длится арбитражный процесс
Существует мнение, что суд – это очень медленно, судебные тяжбы идут годами. В этой статье попробуем разобраться, сколько же на самом деле длится арбитражный процесс.
-
Как вернуть излишне уплаченную государственную пошлину (пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде).
В статье описан процесс возврата излишне уплаченной государственной пошлины в арбитражный суд, на примере возврата государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Статья носит практическую направленность — приведены конкретные формы документов и адреса и порядок сдачи документов.
- Все статьи
Арбитражный или третейский суд — подведомственность дел арбитражному суду
Арбитражный суд представляет собой официально действующий уполномоченный орган государственной власти, который осуществляет правосудие в сфере экономической деятельности, в частности предпринимательства с участием ИП, юридических лиц, надзорных служб и инспекций.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим работу арбитражного судьи, в частности разрешения экономических конфликтов, выступает АПК РФ. При этом данный закон определяет, что в исключительных случаях компетенция рассматриваемого органа может быть расширена, то есть допускается разбирательство по иной категории дел.
Сторонами арбитражных споров могут являться организации (отечественные, иностранные и международные), частные предприниматели, органы власти, а также граждане, если таковые привлекались в качестве третьих лиц и не заявляли собственных требований.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ определяется перечень споров, которые попадают под компетенцию арбитражных судов. Относят к ним следующие виды разногласий:
- споры, возникающие по делам о банкротстве, то есть признании юридического лица (предпринимателя) несостоятельным;
- корпоративные споры, возникающие в связи с созданием, управлением и осуществлением деятельности организации;
- конфликты, связанные с отказом или уклонением от проведения государственной регистрации со стороны, как юридических лиц и предпринимателей, так и уполномоченных органов;
- споры, возникающие в связи с реализацией прав на акции и прочие ценные бумаги, в частности связанные с деятельностью депозитариев;
- конфликты, участниками которых являются государственные корпорации, публично-правовые компании, по вопросам управления, осуществления деятельности и реализации полномочий соответствующих органов;
- споры по вопросам защиты интеллектуальной собственности, если их участниками являются юрлица и предприниматели, реализующие полномочия по управлению авторскими и смежными правами;
- конфликты, связанные с необходимостью защиты деловой репутации в сфере экономической деятельности.
Данный перечень не является исчерпывающим. Споры могут касаться иных вопросов, если они вытекают их экономической деятельности и предполагают участие только субъектов предпринимательства.
Если вам необходима помощь квалифицированного арбитражного юриста, то обращайтесь в нашу юридическую фирму. Получить консультацию и предварительную оценку дела вы можете бесплатно:
Если возникает подобная ситуация, то дело передается на разрешение суду общей юрисдикции, даже при условии участия в конфликте организаций и индивидуальных предпринимателей.
Говоря о том, арбитражный или третейский суд стоит выбрать, нужно понимать, что это не альтернативные варианты урегулирования конфликтов.
В некоторых случаях по решению первого органа споры передаются на рассмотрения второго. Кроме того, возможны ситуации, когда осуществляется принудительное исполнение арбитражного решения третейского суда. То есть органы связаны и отличны друг от друга одновременно.
Участники арбитражного процесса, кто может обращаться
Круг участников разбирательство в арбитраже определен ст. 40 АПК РФ. К ним отнесены:
Главным действующим лицом является арбитражный суд, наделенный властными полномочиями. На него возложена организация и ведение процесса. Только арбитражный судья принимает решение о допуске к участию в деле других участников. В состав суда могут включаться судебные заседатели, хотя это не характерно для арбитражных процессов, однако, предусмотрено законом.
Лица, участвующие в деле:
- стороны — истец и ответчик;
- заявители;
- заинтересованные лиц по делам особого производства и банкротства;
- госорганы, полномочные лица органов местного самоуправления, представители граждан и организаций, с правом на обращение в суд;
- третьи лица. Могут входить в состав участников в двух качествах:
- с самостоятельными требованиями;
- без самостоятельных требований.
Поскольку спор может возникнуть не только между двумя участниками отношений в экономической деятельности, то и истцов, и ответчиков может быть неограниченное число. И также не ограничено количество других лиц, отстаивающих собственные интересы или представляющих интересы по доверенности либо в силу служебного положения.
Кроме непосредственных участников, которые в той или иной степени заинтересованы в исходе разрешения спора в суде. АПК предусмотрены участники, без которых невозможно полноценное отправление правосудия, но которые не имеют личной заинтересованности: это технические специалисты, привлекаемыми к участию в процессе по мере необходимости:
- свидетели;
- переводчики;
- эксперты;
- специалисты – разновидность участников процесса, консультирующие судей по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, в которой обладают необходимыми познаниями. В этом отличие от экспертов;
- помощники судьи;
- секретари судебного заседания.
Арбитражное судопроизводство подчиняется принципу публичности и гласности. Означает, что в процессе рассмотрения дела по существу могут участвовать все желающие. В такой роли выступают официальные наблюдатели всевозможных общественных организаций и журналисты. Эти лица не имеют права вмешиваться в ход процесса, делать заявления или иным способом влиять на выносимое судом решение. Процессуальные полномочия этих лиц не закреплены в АПК РФ.
Участники АП
На каких основаниях дело попадает в третейский суд. Третейское соглашение
Для того, чтобы иметь возможность рассматривать спор в третейском суде, сторонам спора надо заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда. В этом соглашении, как правило, указывается намерение сторон рассмотреть спор в третейском суде, определяется вид и наименование суда, определяются правила, которые используются при рассмотрении спора.
Соглашение о рассмотрении спора в третейском суде может быть составлено в виде отдельного документа или третейской оговорки в договоре.
Например третейское соглашение может иметь следующий вид:
Арбитражное соглашение
о передаче споров в третейский суд
г. __________ «___»________ ____ г.
ООО “Ромашка”, именуемое в дальнейшем «Сторона-1» в лице директора, действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО “Одуванчик”, именуемое в дальнейшем «Сторона-2», в лице директора, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящее Арбитражное соглашение о нижеследующем:
1. Все споры, разногласия и требования, которые возникли или могут
возникнуть между Сторонами в связи с договором подлежат разрешению в третейском суде при ________________________________________________________, (наименование постоянно действующего арбитражного учреждения)
находящемся по адресу: _______________________________________ (далее —
Третейский суд), в соответствии с Правилами ___________________
(наименование постоянно действующего арбитражного учреждения)
2. Решение Третейского суда является окончательным, обжалованию не подлежит, обязательно для Сторон настоящего Соглашения.
3. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами всех обязательств по Договору.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.
5. Все не оговоренное в настоящем Соглашении регулируется положениями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
6. При перемене Стороны в обязательстве, в отношении которого заключено настоящее Соглашение, оно действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.
7. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто (прекращено) или изменено по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
8. Адреса, реквизиты и подписи Сторон