В россии создадут единый регистр населения

Фнс запускает проект по созданию единого реестра населения

Законность создания федерального регистра

Авторы законопроекта поясняют важность и необходимость введения ФР:

Работники ФНС России не вправе запрашивать у банка сведения о движении средств его клиентов. Поэтому не совсем понятно, как закон поможет систематизировать систему сбора НДФЛ.

Существует несколько нюансов по использованию ФР.

  1. Список лиц, которые могут получить доступ к ФР, ограничен. Информацию из него будут предоставлять судам, органам власти, полиции, прокуратуре, нотариусам, внебюджетным фондам, избирательной комиссии.
  2. С одной стороны введение федерального регистра противоречит ФЗ-152 «О персональных данных». Однако этот же нормативно-правовой акт дает право на существование ФР. В ФЗ-152 говорится о том, что письменного разрешения на обработку персональных данных не потребуется в том случае, если информация необходима органам власти и работникам, оказывающим государственные услуги.
  3. Право на получение сведений о человеке нотариусами и членами избирательной комиссии, которое предоставляет законопроект о введении ФР, напрямую противоречит ФЗ-152.

Надо отметить, что ни один орган, который будет запрашивать информацию о гражданах РФ, не обязан отчитываться, для чего ему понадобились подобные сведения.

Какие данные будут храниться в регистре

Согласно тексту законопроекта, после запуска единого регистра в него будут вноситься подробные сведения о каждом гражданине России. В первую очередь это: ФИО, пол, дата и место рождения и смерти, сведения о семейном положении и о гражданстве, а также информация о наличии у россиянина документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Сведения о физическом лице

1 Фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии)
2 Дата и место рождения
3 Дата и место смерти
4 Пол и в случае его изменения иной пол
5 Сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака
6 Гражданство РФ и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств
7 Сведения о наличии у гражданина РФ документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии)
8 Сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии)

Вместе с перечисленным в едином регистре будет храниться информация о физлицах, позволяющая идентифицировать сведения о них в различных государственных информационных системах. К таким идентификаторам относятся: записи актов о рождении и смерти, идентификаторы удостоверяющего личность документа, документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в России, сведений о регистрационном учете россиянина и миграционном учете иностранного гражданина и лица без российского гражданства.

Идентификаторы (информация, позволяющая идентифицировать сведения о физическом лице в государственных информационных системах)

1 Записи акта о рождении
2 Записи акта о смерти
3 Документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе
4 Документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ
5 Сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ
6 Сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ
7 Сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход
8 Сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
9 Сведений о постановке на воинский учёт граждан РФ, обязанных состоять на воинском учете
10 Сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования
11 Сведений о постановке на учёт в органах службы занятости
12 Документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении учёной степени, присвоении, лишении, восстановлении учёного звания
13 Учетной записи физического лица в ЕСИА
14 Записей федерального регистра о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица

Список идентификаторов будет включать сведения о принятом решении по вопросам гражданства России, информацию о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, подробности о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о постановке на воинский учет граждан России, обязанных состоять на воинском учете, и др.

Законопроект обрастает конкретикой

Госдума приняла во втором чтении законопроект о создании в России единого федерального информационного регистра сведений о населении. Оператором регистра назначена Федеральная налоговая служба (ФНС), которая будет обязана обеспечивать защиту персональной информации регистра.

Основой регистра сведений о населении станут 8 млн записей госреестра актов гражданского состояния, формируемого в облачных дата-центрах ФНС с октября 2018 г., около 540 млн актовых записей, сохранившихся в России с 1926 г., а также сведениями МВД России, данные баз Минобороны, Минобрнауки и государственных внебюджетных фондов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на слова замглавы ФНС Виталия Колесникова.

На основе регистра, регулярно пополняемого ФНС и 12 остальными поставщиками данных по примерно 30 видам сведений, предполагается создать «золотой идеальный профиль», который, по словам Колесникова, станет не дублированием других ГИС, а приведением «всех систем к одному знаменателю».

По его словам, регистр вводит понятие «идентификатора» – признака совокупности сведений о человеке в государственном информационном ресурсе. С помощью реестра и данных других ведомств ФНС сможет выстраивать семейные связи россиян и затем, в частности, рассчитывать среднедушевой доход или доход по каждому домохозяйству.

«Жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства», – отметил замглавы ФНС. По его словам, точная идентификация граждан поможет «поставить любые контроли, любые пороги» и оказывать адресную социальную помощь.

Дата-центр, хранящий и обрабатывающий сведения регистра, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.

Комитет Госдумы по информационной политике, ИТ и связи внес в законопроект на этапе второго чтения 16 поправок. Еще 30 поправок было отклонено. В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой 17 сентября 2019 г. с поручением представить поправки к следующему слушанию. Помимо внесения поправок, федеральная база сведений о гражданах также переименована в «регистр». Ранее она называлась «реестром».

Права и свободы «отдельных физических лиц»

В новой редакции законопроекта представлен переработанный и дополненный пункт об «обособленном» учете отдельных физических лиц. Причиной создания и ведения такого «регистра в регистре» называются цели «обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц».

В документе отсутствует конкретика по группам физических лиц, в отношении которых будет производиться «учет в обособленном порядке». Документ предлагает вести такой учет в соответствии с законодательством «о государственной защите отдельных физических лиц». Особенности обособленного учета в федеральном регистре сведений о населении, как и было сформулировано в первой редакции законопроекта, будут определяться Президентом России.

Обособленный порядок учета имеет отношение к защите «отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — отметил замглавы ФНС Виталий Колесников в интервью агентству «Интерфакс».

В настоящее время в России действует ряд законов, определяющих государственную защиту для физических лиц, таких как судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов; потерпевшие, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства («защита свидетелей»). Защита физических лиц также определена законом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

История принятия законопроекта

Как сообщал CNews, работа над регистром ведется с января 2016 г., когда Владимир Путин своим указом поручил Правительству в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды внести в Госдуму законы, предусматривающие создание и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России. В июле 2016 г. экс-премьер Дмитрий Медведев поручил разработать концепцию соответствующего Единого реестра.

Законопроект о создании единого регистра впервые был предложен Минфином летом 2016 г., а на рассмотрение в Госдуму он был внесен в июле 2019 г. В середине сентября 2019 г. документ прошел первое чтение. По словам председателя комитета Госдумы по информационным технологиям Леонида Левина, целью законопроекта являлось максимально возможное сокращение объемов бумажного документооборота между различными российскими ведомствами и упрощение обмена информацией между ними.

17 апреля 2020 г., как писал CNews, законопроект прошел второе чтение, однако 12 мая 2020 г. был возвращен к нему. Его необходимо было дополнить рядом сведений, включая сроки вступления в силу отдельных его положений. 21 мая 2020 г. документ прошел финальное третье чтение.

Сведения, содержащиеся в федеральном регистре

Проект Закона о федеральном регистре регламентирует сведения о гражданах РФ, которые будут в нем содержаться.

№ пп Сведения о человеке Орган, который предоставляет информацию ФНС России о гражданине РФ
1 Информация о рождении детей, взрослого населения. ЗАГС
2 Данные о вступлении в брак и разводе.
3 Сведения о смерти.
4 Социальный статус гражданина: безработный, индивидуальный предприниматель, наемный рабочий. ФНС, ЦЗН
5 Постановка гражданина на учет, сведения о перечислении средств во внебюджетные фонды (ПФ РФ, ТФОМС, ФСС). Пенсионный фонд (ПФ РФ), территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС)
6 Информация о наличии у гражданина образования (данные дипломов, аттестатов и др.). Министерство образования
7 О службе в армии. Министерство обороны РФ
8 О постановке на воинский учет.
9 О службе по контракту.
10

11

Данные обо всех полученных гражданином РФ паспортах.

Сведения, содержащиеся в ВНЖ.

Министерство внутренних дел РФ

12 Информация о наличии гражданства (в том числе двойного).
13 Постановка на регистрационный учет и снятие.

ФР создается таким образом, чтобы каждая отдельная строка была посвящена конкретному человеку. При детальном изучении информации о гражданине, работник ФНС узнает его дату рождения, место проживания, количество детей, состоит ли он в браке и где работает.

Дополнительные поправки

Список изменений законопроекта включает требование по обеспечению непрерывности ведения, полноты, актуальности и достоверности сведений реестра. Список документов, на которых базируется правовое регулирование учета сведений о населении, расширен законом о гостайне. В документ добавлены требования о приведении уже существующих государственных информационных систем (ГИС) в соответствие с единым регистром сведений о населении.

В документе появилось требование по использованию усиленной цифровой подписи при формировании и ведении регистра для подтверждения подлинности и целостности записей. Порядок использования усиленной цифровой подписи будет определяться Правительством России.

В пункте о содержании регистра, помимо сведений о гражданах России, впервые упомянуты «иностранные граждане и лица без гражданства» (в предыдущей версии они упоминались как «иные лица» – прим. CNews), а также «получившие временное убежище».

В новой редакции законопроекта впервые отмечена возможность предоставления гражданам и их законным представителям прав на получение информации из регистра через единый портал госуслуг или региональные порталы. Ранее таким правом предлагалось наделить только государственные и муниципальные органы.

Родителям, лишенным родительских прав, установлен запрет на доступ к сведениям о несовершеннолетних детях. Кроме того, граждане или их законные представители теперь могут обращаться с запросом на внесение изменений в свою персональную запись регистра.

Впервые в документе появился подпункт, декларирующий возможность использования базы данных реестра для совершения нотариальных действий.

Посчитают каждого россиянина

Госдума России приняла в третьем и окончательном чтении законопроект о создании в России единого федерального регистра населения страны. Текст законопроекта № 759897-7 опубликован на портале «Система обеспечения законодательной деятельности» (sozd.duma.gov.ru).

Теперь законопроекту предстоит пройти рассмотрение в Совете Федерации (его дата пока не определена), и получить подпись Президента России Владимира Путина. В случае подписания Путиным документ вступит в силу 1 января 2022 г. за исключением нескольких положений. К примеру, нормативные правовые акты смогут устанавливать требование об использовании единого регистра в качестве единственного и обязательного источника для получения сведений о населении только с 1 января 2023 г. Последние нормы закона вступят в силу 1 января 2025 г.

Госдума одобрила создание очередного всероссийского реестра данных

Авторы законопроекта утверждают, что единый регистр данных о населении страны будет использоваться в борьбе с различными правонарушениями, а также с известными видами мошенничества, связанных, в том числе с уплатой налогов и других обязательных платежей.

Повышение качества данных

Пополнять регистр намерены сама ФНС и 12 других поставщиков данных. Информация, которая вносится в регистр, будет подписана усиленной квалифицированной электронной подписью госучреждения, которое ее направляет.

До того, как попасть в регистр, данные будут автоматически проверяться на соответствие нужному формату и отсутствие логических ошибок. Это поможет улучшить качество данных.

Внести запись в регистр или откорректировать информацию нужно в течение пяти рабочих дней после того, как поступили новые сведения. ФНС должна будет ежемесячно проверять качество данных, выявлять и устранять ошибки и неточности.

Записи в регистре будут связаны. Например, система сможет выстраивать семейные связи между людьми, чтобы определять статистические показатели: доход по домохозяйствам, доход на душу населения и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерский фокус
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: