Общие правила аттестации
Аттестация на категорию медсестры показывает текущий уровень специалиста, его профессиональный опыт и знания. Проходить проверку можно раз в три года. Разрешение на ведение профессиональной деятельности действует на протяжении пяти лет. Если за этот период не сдать соответствующие квалификационные экзамены, специалист не имеет права работать по специальности. Его не допускают к дальнейшей работе с пациентами. Из-за коронавирусной инфекции Минздрав внес несколько изменений в рамках действующего законодательство
Следует обратить внимание на такие особенности процедуры повышения квалификации:
- если действие текущей лицензии заканчивается, то она автоматически продлевается до конца года;
- если категория закончился к концу года, то она продлевается еще на год;
- также возможно проведение моратория для того, чтобы получить квалификацию для последующей работы в качестве медицинского сотрудника.
Действующие законодательные нормы касаются исключительно тех сотрудников, у которых уже есть подтвержденная квалификация по стандартным требованиям. Если специалисты проходят процедуру впервые, тогда им необходимо пройти повышение квалификации по стандартам без каких-либо изменений. Порядок аттестации установлен действующим законом и проходит без каких-либо изменений. Некоторым специалистам не разрешается проходить процедуру досрочно. Действующая категория будет действовать до тех пор, пока не будет подано заявление на прохождение тестирования с целью подтверждения профессиональной пригодности и квалификации.
Этапы аттестации работников
Проведение аттестации может быть как плановым, так и незапланированным, например, в случае острой необходимости. Однако сама процедура проверки в обоих случаях одинакова.
Выделяют три основных этапа аттестации: подготовку, аттестацию и подведение итогов.
Подготовка представляет собой разработку методик проведения проверки, издание приказов с утверждением комиссии, методики, плана аттестации. При подготовке также разрабатываются специальные программы для подготовке специалистов к проверке.
Сама аттестация проводится следующим образом. Все аттестуемые подготавливают отчеты, после чего заполняют специальные оценочные формы. После сбора информации проводится анализ результатов, а также заседание комиссии.
Итоги аттестации подводятся путем анализа ввода информации, подготовке рекомендации в плане работы с сотрудниками, а также утверждения конечных результатов.
Виды аттестации сотрудников
Существует несколько основных видов аттестации работников:
- Очередная – такой вид является обязательным для всех сотрудников, проводится он раз в два года – для руководящих должностей и раз в три года – для иных служащих или специалистов.
- После испытательного срока – проводится с целью проверки адаптации работников на новом рабочем месте;
- При повышении в должности – проводится для выяснения возможностей сотрудников, а также проверки уровня его профподготовки с целью повышения по службе. При этом учитываются требования нового рабочего места, а также новые обязанности.
- При переводе в другое подразделение – проводится, когда работнику приходится существенно изменять свои должностные обязанности и трудится в новых условиях.
Проводится аттестация по каждому подразделению организации отдельно, при этом перечень должностей, для которых аттестация является обязательной, а также сроки проведения аттестации устанавливает руководитель.
Этапы проведения аттестации сотрудников
Подготовительный этап
Он включает в себя детальное планирование процедуры:
-
постановка конкретных целей проведения аттестации;
-
подготовка проекта;
-
выбор формы проведения и методики;
-
организация презентации для сотрудников управленческого сегмента компании;
-
извещение сотрудников о предстоящей аттестации не позже, чем за 1 месяц до её старта;
-
формирование состава экспертной аттестационной комиссии с чётким распределением функций.
Этап формализации
Он подразумевает составление перечня необходимых документов.
Назначается ответственное лицо из состава комиссии, которое будет заниматься сбором информации о работниках: характеристики, анкеты, отчёты о деятельности, результаты предыдущей аттестации.
Составляется Положение об аттестации, где прописываются её цели и задачи, список аттестуемых сотрудников, состав комиссии, график проведения (периодичность), форма, метод, критерии оценки, подробности самой процедуры. Этот внутрикорпоративный акт обеспечивает конкретику и прозрачность аттестации, а также её понятность для коллектива.
Издается соответствующий Приказ, с которым знакомят персонал под роспись. Если сотрудник по каким-то причинам отказывается ставить свою подпись, обязательно укажите это в документе.
Пробная оценка
Это необязательный, но желательный этап аттестации сотрудников. Если проверка проводится впервые, логично будет сперва запустить пробный проект. Обычно его запускают среди представителей отдела персонала. По его результатам происходит работа над возможными ошибками и доработка процедуры, чтобы в следующий раз она прошла гладко и без нареканий.
Непосредственная аттестация
Процедура проводится в соответствии с выбранной формой и методом. Если сотрудник не явился на аттестацию по уважительной причине, то оценивать его квалификацию нельзя, и оценка переносится на следующий раз. Если же причина является неуважительной, то допускается провести оценку без его присутствия.
Принятие решения
При принятии окончательного решения внимание в первую очередь обращается на следующие показатели:
- соблюдение работниками трудовой дисциплины;
- способность самостоятельно решать поставленные задачи;
- стремятся ли работники к самосовершенствованию;
- профпригодность работников.
Перевести или уволить работника руководитель имеет право не позднее 2-х месяцев с момента принятия решения аттестационной комиссии.
При возникновении споров между работниками и руководителями относительно результатов проверки, решать их нужно в установленном законодательством порядке. В особо спорных ситуациях работник вправе обратиться в суд.
Аттестация педагогических работников
Возможно ли в документах регионального уровня конкретизировать этот перечень. Однако тем педагогическим работникам, кто сейчас имеет квалификационную категорию, надо ее подтверждать через 5 лет, а тем, кому квалификационная категория будет установлена по результатам аттестации, проводимой, начиная с 1 сентября 2023года, она будет установлена без ограничения срока действия, то есть бессрочно. Это так?
В Порядке N 196 не оговорены конкретные сроки подачи заявлений на аттестацию педагогических работников. Там написано, что аттестация на установление категории проводится по желанию самого педагогического работника. Это значит, что подать заявление он может в любое время. Однако надо учитывать нюансы, которые касаются иерархии категорий и последовательности их присвоения. Условия и сроки подачи заявления на первую и высшую категорию Для обращения с заявлением на первую и высшую категорию не имеет значения, как долго работник проработал в образовательной организации. Заявление разрешено направлять даже в период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком п.
Не вводите в состав директора школы. Введите сотрудника, который представляет профсоюз. Согласно новой концепции, оценивать деловые и профессиональные качества сотрудника не нужно. Ранее квалификационную категорию присваивали на пять лет. Теперь срок действия не ограничен для тех учителей, которые аттестуются после 1 сентября 2024 года. Остальным педагогам необходимо следовать графику.
Теперь каждый учитель будет обязан проходить от 100 до 200 часов обучения в год, для того чтобы быть в курсе новых педагогических подходов и методик. Это поможет учителям быть в теме последних научных достижений и применять их на практике
Также будет уделяться большое внимание профессиональному развитию учителей. Будут созданы различные программы, курсы и мастер-классы с целью помочь педагогам развить профессиональные навыки и компетенции
Педагогическое сообщество и обмен опытом Важным аспектом новых правил аттестации будет создание педагогических сообществ и обмен опытом между учителями. Это позволит педагогам учиться на ошибках коллег и делиться своими лучшими практиками. В результате педагогическое сообщество станет еще более солидным и профессиональным. В целом, новые правила аттестации учителей направлены на улучшение качества образования и повышение профессионализма педагогов. Это будет способствовать росту уровня образования и развитию образовательной системы в России. Требования к кандидатам на аттестацию Для успешной аттестации учителей в 2024 году необходимо соответствие определенным требованиям. Кандидат должен обладать следующими качествами и навыками: 1. Педагогическая компетентность: Кандидат должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки и компетенций в своей предметной области. Он должен быть владельцем соответствующего образования и иметь опыт работы в качестве учителя. Участие в профессиональных сообществах: Аттестуемый учитель должен активно участвовать в различных профессиональных сообществах, таких как методические объединения, научно-педагогические конференции и другие мероприятия. Он должен активно обмениваться опытом и совершенствоваться как педагог. Инновационная деятельность: Учитель должен проявлять творческий и инновационный подход в своей работе, использовать современные методы обучения и образовательные технологии. Он должен быть готов к постоянному обновлению своих знаний и умений в соответствии с требованиями современного образования. Роль в развитии учебного заведения: Кандидат должен активно участвовать в жизни и развитии своего учебного заведения. Он должен выполнять дополнительные обязанности и вносить вклад в повышение качества образовательного процесса. Самообразование: Учитель должен постоянно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Он должен самостоятельно изучать новые методы обучения, литературу по своей предметной области, принимать участие в самообразовательных программах. Требования к кандидатам на аттестацию направлены на выявление и поощрение высококвалифицированных, инновационно настроенных и активных учителей, способных обеспечить качественное образование для учащихся.
Положение о проведении аттестации
Квалификацию сотрудников проверяют на основании положения о проведении аттестации. В нем нужно подробно определить порядок аттестации, иначе результаты процедуры могут признать недействительными.
Примерное содержание положения:
-
понятие аттестации, ее задачи и цели;
-
категории работников, которые подлежат и не подлежат аттестации;
-
сроки аттестации;
-
формы аттестации;
-
состав и полномочия аттестационной комиссии;
-
критерии оценки;
-
порядок проведения аттестации;
-
результаты аттестации.
В приложении обычно утверждают формы документов, которые относятся к процессу аттестации:
-
приказ о проведении аттестации;
-
график аттестации;
-
приказ об утверждении аттестационной комиссии;
-
положение о работе аттестационной комиссии;
-
протокол заседания аттестационной комиссии;
-
документация по экспертизе качеств работника;
-
приказ об итогах аттестации и т.п.
Аттестация педагогических работников, новый порядок проведения: основные изменения
- Порядок устанавливает количество членов аттестационной комиссии. Комиссия для аттестации на соответствие занимаемой должности состоит не менее чем из 5 человек и включает председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии организации. Руководитель образовательной организации в состав аттестационной комиссии не входит. В комиссию для аттестации на первую и высшую квалификационные категории должно входить не менее 7 человек, включая представителя соответствующего профессионального союза и специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
- Теперь можно подать заявление на первую и высшую квалификационную категорию через Госуслуги и региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
- Порядком уточнили информацию, которую нужно указать в заявлении. Теперь педагоги сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, должности по которой желают пройти аттестацию.
- Порядком изменился пункт 30. Если раньше на высшую категорию можно было подать заявление спустя два года после получения первой категории по той же должности, то теперь «Заявление в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию».
- Педагоги могут за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в комиссию дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.
- При аттестации педагогов, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, учитываются государственные награды, почётные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, её проходящих, а также результаты конкурсов профессионального мастерства.
- Аттестационная комиссия в течение 30 дней после получения заявления определяет конкретный срок проведения аттестации и уведомляет педагога о сроках, формах и способах проведения аттестации. Как и раньше, вся процедура аттестации не может быть дольше 60 календарных дней.
- Работодатели после издания распорядительных актов об установлении категории вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.
- Изменился последний пункт о сохранении квалификационных категорий при переходе в другую организацию. В него добавили формулировку о том, что квалификационные категории являются основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников.
- В Порядке аттестации педагогических работников появился новый раздел, который полностью посвящён аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».
Порядком признаны утратившими силу:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 767 «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276».
Ольга Софронова
Цели и порядок прохождения аттестации
В отличие от курсов переподготовки, получения дополнительного образования, прохождения специальных занятий, аттестация имеет одну важную цель – определить, соответствует ли сотрудник занимаемой должности или нет. По результату ее проведения в целом может быть принято 1 из 2 решений:
- сотрудник соответствует должности, он получает соответствующую категорию;
- сотрудник не соответствует должности, и на этом основании он должен быть уволен.
Порядок прохождения аттестации регулируется отраслевым приказом министерств или других структур, а также прописывается во внутренних нормативных актах работодателя. Схематически последовательность этапов можно отразить так.
этап | описание действий |
составление представления на аттестацию с целью подтверждения соответствия должности | оформление письменного документа, который содержит полный перечень работников, обязанных пройти проверку знаний на ближайшей аттестации, результатов их работы, прежних аттестаций и т.п. |
уведомление сотрудников | осуществляется в письменном виде (под подпись) не менее, чем за 1 месяц до начала процедуры или ранее |
собственно аттестация | проводится в специализированном центре; испытание состоит из письменных, устных и других заданий в соответствии с утвержденной программой |
принятие решения | решение принимает аттестационная комиссия – оно может быть либо положительным, либо отрицательным; решение оформляется в виде заключения экспертной комиссии |
дальнейшие действия | решение направляется работодателю не позднее 1 месяца с момента его принятия; учреждение вносит соответствующие записи, ознакамливает с ними работника, выдает ему документы (удостоверение о присвоении квалификации и др.) |
С точки зрения оформления документов процедура выглядит таким образом.
Шаг 1. Составление представления на аттестацию на соответствие занимаемой должности
В документе отражают личные данные о сотруднике, а также сведения о его профессиональном развитии, достижениях, ранее пройденных аттестациях.
Шаг 2. Составление приказа
Руководство составляет приказ, в котором указываются такие сведения:
- дата испытания;
- состав аттестационной комиссии с указанием ФИО и должностей сотрудников, оценивающих результаты испытания;
- список работников, их личные подписи, подтверждающие ознакомление с этим документом.
Шаг 3. Аттестация и заключение комиссии
Испытание организуется за 1 или несколько дней и может состоять из теоретической и практической частей. Оценку знаний и профессиональных навыков сотрудника производит аттестационная комиссия во главе с председателем. По результату принимается решение, о котором составляется заключение.
Шаг 4. Оформление удостоверения
По результату сотруднику выдается удостоверение, подтверждающее успешную проверку его знаний. В документе указывают ФИО, место работы сотрудника, его должность, данные протокола заседания комиссии, его подпись и печать организации. Удостоверение также выдается под личную подпись работника, получившего категорию.
Аттестационный лист с результатами проверки, выписки из протокола комиссии и другая документация пересылается работодателю в срок не позднее 1 месяца.
Формы и методы проведения аттестации
Существует три основные формы оценки сотрудников и несколько методик.
Формы оценки
Рассмотрим основные формы аттестации персонала, позволяющие оценить эффективность труда работников.
-
Устная — проводится в виде собеседования, причём как один на один, так и в группе. Аттестационная комиссия в ходе беседы получает ответы на необходимые вопросы, предлагает сотруднику провести самостоятельную оценку своей деятельности и выслушивает его точку зрения (советы), как руководителю повысить эффективность производительности труда.
-
Письменная — заключается в прохождении тестовых заданий и заполнении анкет.
-
Смешанная — представляет собой комплексную оценку, сочетающую в себе устную беседу и письменное анкетирование (тестирование).
Важно обращать внимание на то, являются ли опрашиваемые аудиалами или визуалами. Может получиться так, что устную аттестацию по разработанной заранее программе визуал прошёл крайне неудовлетворительно — просто потому, что не воспринял на слух задание и не понял, как отвечать. А как только перед ним появился лист с чёткими инструкциями, он тут же выполнил всё до мельчайших подробностей.
А как только перед ним появился лист с чёткими инструкциями, он тут же выполнил всё до мельчайших подробностей.
Методы оценки
При выборе метода оценки аттестации персонала следует учитывать появление множества новых методик, эффективность которых весьма сомнительна. Организация проведения аттестации персонала не имеет права на ошибку в выборе метода, ведь от этого зависит благополучие не только отдельно взятого сотрудника, но и производительность всей организации в целом. Необходимо взять за основу порядок проведения проверенных мероприятий, многократно подтвердивших свою результативность, и вот некоторые из них.
Как подготовиться и пройти аттестацию
На фоне проведения тестирования важным остаётся вопрос, как подготовиться к аттестации. Если сотрудники ознакомлены с порядком и целями мероприятия, им проще будет в нём участвовать. Как правило, руководители за месяц или два до процедуры представляют коллективу презентацию, в которой указывают главные пункты аттестации.
В небольших компаниях времени на подготовку к аттестации много не уходит, на крупных предприятиях персонал делят на группы, с которыми работают ответственные лица.
На этапе подготовки важно акцентировать внимание персонала на регламентных процедурах, которые им могут быть подзабыты. Можно напомнить тестируемым о необходимости придерживаться делового стиля, освежить в памяти профессиональные знания и умения. Тогда они не будут испытывать страх и задаваться вопросом, как пройти аттестацию.
Тогда они не будут испытывать страх и задаваться вопросом, как пройти аттестацию.
Внеплановая (внеочередная) аттестация
Внеплановые аттестации проводятся при возникновении необходимости оценки профессионального уровня сотрудников до наступления очередной плановой проверки. Подобная необходимость может возникнуть по следующим основаниям:
- неоднократное исполнение сотрудником своих профессиональных обязанностей ненадлежащим образом;
- систематическое поступление жалоб на работника как от коллег, так и от третьих лиц (клиентов, заказчиков);
- несчастные случаи на производстве.
В подобных ситуациях руководство предприятия может вынести постановление о назначении внеочередной проверки. При возникновении несчастного случая на производстве проверке могут быть подвергнуты сразу несколько сотрудников, задействованных в работах.
Внеочередная проверка производится на тех же основаниях, что и плановая. Процедура оценки уровня сотрудника должна производиться в строгом соответствии с положениями трудового законодательства, с нормами локального акта – «Положения об аттестации».
Если комиссией решает, что сотрудник не может занимать свою должность ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей, в его отношении принимаются дисциплинарные меры (статья 192 ТК РФ):
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Сроки проведения аттестации медицинских работников на категорию
В приказе № 1083н указан крайний срок подачи заявки – как минимум за четыре месяца до окончания действия акта, подтверждающего ранее полученную категорию. В общей сложности аттестация занимает 120 дней:
- регистрация заявки – в день поступления пакета документов в аттестационную комиссию;
- проверка комплектности и правильности заполнения приложенных документов – одна календарная неделя. При обнаружении недочетов медработник получает отказ в указанный срок. На повторную проверку отводится две недели;
- Формирование экспертной группы специалистов – две недели после присвоения заявке регистрационного номера;
- оценка отчета – эксперты дают заключение в течение 30 дней после подачи заявления;
- тест и собеседование – проводятся в срок до 70 дней от подачи заявки, медработника уведомляют минимум за месяц до проведения проверки знаний;
- решение по аттестации – выносится не позднее 80 дней со дня подачи заявки;
- утверждение и выдача на руки или почтой акта о присвоении категории – не позднее 120 дней. Если документы были поданы через ФРМР, выписка появится в личном кабинете.
Законодательное регулирование
Основной законодательный акт, регламентирующий отношения между работодателем и его подчиненными – это Трудовой кодекс. В соответствии с п.3. ч.1 ст. 81 сотрудник может быть уволен при обнаружении факта несоответствия его квалификации той должности, которую он занимает.
Об увольнении за несоответствие должности можно почитать здесь.
В каждой организации аттестация персонала происходит с учетом направления работы предприятия и определенных квалификационных требований к работникам, предъявляемых в зависимости от спектра их профессиональных обязанностей.
По этой причине невозможно разработать единую систему аттестации для всех организаций страны. Каждое предприятие самостоятельно составляет «Положение об аттестации персонала», являющееся локальным документом и обладающее юридической силой в пределах данного предприятия.
Положение должно содержать следующую информацию:
- работники, подлежащие аттестации;
- работники, не подлежащие аттестации;
- сроки проведения процедуры;
- периодичность проверок;
- способ информирования персонала;
- цели проверки;
- виды оценочных процедур;
- регламент аттестационной комиссии;
- оценка итогов проверки;
- составление итоговых документов;
- порядок индивидуального информирования сотрудников;
- сроки исполнения результатов;
- способы воздействия на персонал;
- порядок прекращения (или изменения) трудовых отношений.
Здесь можно скачать образец Положения об аттестации с необходимыми приложениями.
Каким критериям должен соответствовать педагог-методист
Чтобы получить категорию методиста, учитель должен:
- руководить методическим объединением педагогов образовательной организации и активно участвовать в её методической работе;
- руководить разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе инновационных программ и проектов в образовательной организации;
- вести методическую поддержку учителей при их подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
- участвовать в методической поддержке педагогов, направленной на их профессиональное развитие и преодоление профессиональных дефицитов;
- передавать опыт по применению авторских учебных и/или учебно-методических разработок.