Денежное содержание государственных служащих Российской Федерации
Федеральный закон «О государственной гражданской службе» устанавливает формирование оплаты труда государственного служащего в виде денежного содержания, которое выступает в качестве средства его материального обеспечения и инструмента стимулирования профессионального осуществления служебной деятельности в рамках замещаемой должности государственной службы.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В структурном смысле денежное содержание государственных служащих включает в себя следующие элементы:
- во-первых, месячный оклад, величина которого устанавливается согласно замещаемой должности государственной службы;
- во-вторых, месячный оклад, который предусмотрен классным чином, присвоенным государственному служащему;
- в-третьих, ежемесячные иные дополнительные выплаты.
Замечание 1
Совокупность первых двух элементов обеспечивают формирование месячного денежного содержания государственного служащего.
Величина денежного оклада и окладов за классный чин в отношении государственных служащих федерального уровня закрепляются президентским указом по представлению российского Правительства. В отношении отдельных должностей государственной службы президентский указ может закреплять денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, учитывающего должностной оклад, оклад за классный чин и надбавки ежемесячного характера за выслугу лет, особые условия государственной службы, работу с государственной тайной. При этом в едином денежном вознаграждении не учитываются ежемесячные денежные поощрения и премии.
Дополнительные выплаты государственных служащих включают в себя следующие составляющие:
- надбавка ежемесячного характера к должностному окладу за выслугу лет. Величина этой надбавки определяется сроком государственной службы, к примеру, при продолжительности государственной службы от 1 года до 5 лет размер надбавки составляет 10%, от 5 до 10 лет – 15% и так далее;
- надбавка к должностному окладу ежемесячного характера за особые условия труда. Величина такой надбавки может составлять до 200% от должностного оклада государственного служащего;
- надбавка к должностному окладу ежемесячного характера за работу с государственной тайной. Эта надбавка устанавливается в процентах к должностному окладу федеральным законодательством;
- премия, выплачиваемая за выполнение особо сложных и важных заданий. Порядок выплаты этой премии устанавливается представителями нанимателя с учетом функций и задач органов государственной власти, исполнения должностных регламентов. На уровне законодательства не устанавливается максимального ограничения размера премий;
- денежное поощрение, выплачиваемое на ежемесячной основе;
- выплаты единовременного характера, обусловленные предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков;
- материальная помощь, которая выплачивается за счет фонда оплаты труда государственных служащих.
Как выплачивается пенсия?
По общим правилам за получением подобных выплат граждане обращаются с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда. Однако госслужащие являются исключением из правил – им следует обращаться в соответствующую структуру того органа, в котором они проходили государственную службу.
Чаще всего этой структурой является кадровая служба. Если орган, в котором работал служащий, был ликвидирован, то обращаться можно в ту организацию, которой были переданы его функции и полномочия.
Для обращения необходимо подготовить следующие документы:
- Заявление о назначении пенсии. Оно составляется на имя председателя территориального ПФР.
- Паспорт.
- Другие дополнительные документы. Например, от гражданина могут потребоваться бумаги, подтверждающие его прописку, стаж работы и т.п.
Конкретный перечень необходимых документов нужно уточнять в том органе, в который подается заявление на получение пенсии. Стоит учесть, что некоторые категории госслужащих будут получать выплаты не из Пенсионного фонда РФ, а от той структуры или ведомства, в котором они и проходили службу.
Пенсия за выслугу назначается с 1 числа того месяца, в котором заявитель обратился за ней, но при условии наличия у него на тот момент права на ее получение.
Выплаты производятся ежемесячно, причем пенсионер сам вправе выбрать организацию и способ их получения (почта России, один из банков).
Общая сумма компенсаций при увольнении пенсионерам зависит от того, как именно был уволен работник: по собственному желанию, по сокращению штатов или по инициативе работодателя.
При получении “серой зарплаты” работник лишается всех выплат (больничных, декретных и т. д.), хотя в отдельных случаях такая оплата труда может быть и выше, чем официальная. Как повлиять на работодателя при таком незаконном решении, читайте в этой статье.
Работодатель не в праве нарушать сроки выплаты декретных. Подробнее о правах беременных женщин на получение пособия читайте .
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий
Цель премии – повысить материальную заинтересованность в эффективной работе и качественном выполнении задач, стоящих перед соответствующим государственным органом. Представитель нанимателя определяет: • какие служебные задания являются «особо важными и сложными»; • периодичность выплаты премий (ежемесячно, раз в квартал, ежегодно и др.); • показатели работы служащих, с учетом которых решается вопрос о выплате премии, и условия премирования; • порядок принятия решения о выплате премии и др. По мнению судов, представитель нанимателя не имеет права расширять перечень условий для выплаты премии.
Требования к претендентам
Пенсия за выслугу лет – это определенные выплаты от государства, которые имеют право получать некоторые категории лиц только при наличии у них законодательно установленного трудового стажа.
При ее назначении не учитывается возраст гражданина, а также его трудоспособность, значение имеет лишь фактический стаж работы в определенной сфере. Выплаты данной пенсии осуществляются из федерального государственного бюджета.
Право на получение выплат по выслуге лет является дополнительной социальной гарантией, которая предоставляется от лица государства федеральным госслужащим. Для ее получения они должны соответствовать множеству критериев, а именно:
- Быть уволенными по одному из следующих оснований:
- сокращение штатов;
- соглашение сторон;
- собственное желание;
- обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
- изменения условий действующего трудового договора (контракта);
- достижение максимально возможного возраста;
- ликвидация государственного органа.
- Иметь опыт работы на госслужбе не менее 15 лет. Однако в некоторых случаях законодательство предполагает возможность выхода на пенсию даже при меньшей величине стажа.
- Занимать должность госслужащего без перерыва в течение минимум 12 месяцев до увольнения.
- Достигнуть максимального срока, в течение которого можно пребывать госслужбе. Его продолжительность составляет 60 лет.
Стоит учесть, что одновременно работать на госслужбе и получать пенсию по выслуге лет гражданин не имеет права. Еще одно требование касается возраста, с которого госслужащий может уйти на выслугу лет. Он устанавливается отдельно для мужчин и женщин и составляет 60 и 55 лет соответственно.
Если стаж составляет 25 лет и сотрудник работал на госслужбе 7 непрерывных лет перед увольнением, то уйти на пенсию по выслуге лет он вправе в любой момент, даже до достижения установленного законодательством возраста.
Компоненты денежного содержания
Денежное содержание муниципального служащего включает в себя несколько основных компонентов, которые определяют уровень заработной платы и материальной поддержки данной категории работников государственной службы.
Первым компонентом является оклад, который представляет собой основную часть заработной платы служащего и является фиксированной суммой, устанавливаемой в соответствии с должностной инструкцией и квалификационными требованиями. Оклад является основным показателем уровня занимаемой должности и стажа работы, именно он определяет базовый уровень заработной платы.
Вторым компонентом денежного содержания являются доплаты и надбавки. Доплаты предоставляются служащим в случае выполнения дополнительных обязанностей, связанных с особыми условиями труда или дополнительными функциями, а также за высокие показатели профессиональной деятельности. Надбавки предусмотрены для различных категорий служащих, например, за выслугу лет, высокую квалификацию или выполнение особых задач.
Третьим компонентом являются компенсационные выплаты, которые предоставляются служащим в виде надбавок к заработной плате для компенсации понесенных расходов в связи с исполнением должностных обязанностей. Компенсации могут быть предоставлены, например, за работу в условиях повышенной опасности или в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Наконец, четвертым компонентом денежного содержания являются социальные льготы и компенсации, которые предоставляются муниципальным служащим в виде дополнительных выплат или социальных программ. К таким льготам и компенсациям относятся, например, дополнительные отпуска, материальная помощь, обеспечение жильем или льготные условия медицинского обслуживания.
Направления совершенствования системы денежного содержания государственных служащих в Российской Федерации
Как и любая система оплаты труда, система денежного содержания государственных служащих нуждается в определенном совершенствовании. С одной стороны, государственные служащие зачастую недовольны уровнем своего денежного содержания, утверждая, что коммерческая сфера предоставляет больше возможностей и больший уровень оплата труда в сравнении с государственной сферой. Однако население несогласно с этой точкой зрения, считая заработную плату чиновников достаточно высокой. В определенной мере правы обе стороны. Этот факт обусловлен высоким уровнем дифференциации между оплатой труда чиновников высшего уровня и денежным содержанием государственных служащих низших уровней.
Таким образом, основной задачей совершенствования денежного содержания государственных служащих в Российской Федерации являются устранение высокой степени дифференциации уровня этого денежного содержания, в том числе за счет дополнительных выплат.
Также одним из направлений совершенствования денежного содержания государственных служащих должна являться планомерная работа, направленная на установление взаимосвязи результатов деятельности государственного служащего на замещаемой им должности с размером его денежного содержания, особенно в переменной части. Государственный служащий должен осознавать и видеть по своему денежному содержанию взаимосвязь между своими усилиями, достигнутыми результатами и величиной денежного содержания. Это будет обеспечивать рост сознательности государственных служащих, качества их работы, а также эффективность государственной службы в целом.
Помимо этого, совершенствование денежного содержания государственных служащих в Российской Федерации требует оценки его соответствия другим отраслям и сферам общественной жизнедеятельности, минимальным потребностям каждого гражданина, уровню инфляции и иным факторам.
Также при совершенствовании денежного содержания государственных служащих необходимо отойти от принципа закрепленности определенных выплат за работником без каких-либо дополнительных условий. Например, надбавка за выслугу лет может быть результатом неэффективной, но продолжительной работы государственного служащего в системе государственного управления. Здесь речь идет о том, что многие государственные служащие ради этой надбавки просто «просиживают» свое место. Государство должно стремиться к тому, чтобы любая форма выплат в пользу государственного служащего предусматривала возможность его стимулирования на более результативную работу.
Общие положения порядка исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ N 562. Они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего в следующих случаях:
а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;
б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;
в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;
г) на период нахождения в служебной командировке;
д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;
е) на период урегулирования конфликта интересов при недопущении к исполнению должностных обязанностей;
ж) на период проведения служебной проверки;
з) в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине;
и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
На период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки гражданского служащего, нахождения его в командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от занимаемой должности и на период проведения служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 перечня, указанного выше.
На период безвестного отсутствия гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим за ним сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.
При увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за четыре месяца и месячного денежного содержания за один месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 перечня дополнительных выплат, указанных выше, а также 1/12 размера предусмотренных п. п. 5 — 7 этих выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если гражданский служащий замещал должность менее 12 месяцев, применяется то же правило.
На период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Обратите внимание! В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Постановления Правительства РФ N 562)
Отметим, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 562, не распространяются на гражданских служащих, для которых определен особый порядок оплаты труда.
Понятие муниципального служащего
Муниципальный служащий осуществляет свою деятельность в рамках установленных полномочий и правил, регулирующих трудовые отношения и служебную деятельность в органах местного самоуправления.
Муниципальный служащий имеет определенные права и обязанности перед местным сообществом и государством. Он обязан выполнять свои служебные обязанности добросовестно и без превышения полномочий, соблюдать принципы этики и служебной дисциплины.
Муниципальный служащий в зависимости от занимаемой должности может получать определенные преимущества и льготы, включая денежное содержание, компенсацию за выполнение повышенных требований к должностной деятельности и вознаграждение за особые достижения в работе.
Составляющие должностного оклада муниципального служащего | Особенности денежного содержания муниципального служащего |
---|---|
— Должностной оклад | — Фиксированный уровень заработной платы в зависимости от занимаемой должности |
— Доплата за особые условия труда | — Дополнительное вознаграждение за работу в непростых условиях, например, в регионах с трудным климатом. |
— Надбавки и доплаты | — Дополнительные денежные компенсации за выполнение определенных функций, обязанностей или квалификационных требований. |
— Премии | — Разовые или регулярные выплаты за особые достижения в работе или выполнение поставленных целей. |
— Ежемесячный денежный пособие | — Выплата в определенном размере в соответствии со статусом и характером работы муниципального служащего. |
Денежное содержание муниципального служащего включает не только должностные оклады и доплаты, но и другие виды вознаграждений, которые установлены в соответствии с законодательством и договорами о труде.
Средний размер зарплаты госслужащих в 2023 году
По данным Минфина РФ на 2019 год, количество специалистов, работающих в государственных и муниципальных органах и имеющих статус госслужащего, составляло около 1,25 млн. человек. Их зарплаты разнятся в зависимости от занимаемой должности и региона.
Например, в 2021 году главный специалист прокуратуры получал 32 000 рублей, а среднемесячная зарплата гражданских служащих в федеральных госорганах РФ была 96 500 рублей. Для сравнения, по данным Росстата на 2020 год, среднемесячная заработная плата госслужащих в РФ составляла 65 800 рублей.
В 2023 году денежное вознаграждение специалистов государственной службы, рассчитанное по новой системе, значительно вырастет. Чтобы понять, каким будет повышение зарплаты госслужащим с 1 января 2023 года, сравним выплаты по основным специальностям до и после реформы:
Как мы считали: специалисты – основная должность, предназначенная для обеспечения профессионального исполнения установленных задач и функций госорганами. Например, у специалиста 1-го разряда, относящегося к аппарату нижней и верхней палаты парламента РФ, был оклад 2 200 рубля и премия – 2,5 оклада (5 500 рублей). В сумме это составляло 7 700 рублей (за счет доплат сумма превышала МРОТ). После изменения законодательства оклад составит 12 405 рублей, а поощрение составит 0,9 оклада. Всего – 23 570 рубля. В итоге постоянная часть зарплаты выросла более чем в три раза. Дальше к этим суммам прибавляются доплаты за чин, выслугу, за особые условия службы, премии и прочие доплаты.
Что же касается повышения зарплат в конкретных субъектах, существуют также региональные доплаты, а еще регион может самостоятельно поднять оклады (если в бюджете на это достаточно денег).
Учитывая вышесказанное, можно ожидать, что средняя зарплата госслужащих в субъектах РФ в 2023 году может значительно вырасти – но итоговые цифры будут зависеть от должности и места работы. К тому же стоит помнить – новая система заменит прежнюю, где госслужащим обычно доплачивали до определенного уровня премиями и другими доплатами.
Если говорить о прибавке для конкретных сотрудников, то их зарплаты могут вырасти так (на примере ФНС, в рублях):
Должность | Оклад | Все остальное | Сумма зарплаты |
---|---|---|---|
Специалист 1 разряда | 10 716 | 21 504 | 32 220 |
после повышения МРОТ (1 января) | 11 391 | 21 504 | 32 895 |
после индексации (1 октября) | 12 018 | 22 687 | 34 704 |
Ведущий специалист-эксперт | 14 100 | 35 055 | 49 155 |
после повышения МРОТ | 14 988 | 35 055 | 50 043 |
после индексации | 15 813 | 36 983 | 52 796 |
Начальник отдела ИФНС | 17 475 | 44 327 | 61 802 |
после повышения МРОТ | 18 576 | 44 327 | 62 903 |
после индексации | 19 598 | 46 765 | 66 363 |
Заместитель начальника управления ФНС | 20 859 | 54 703 | 75 562 |
после повышения МРОТ | 22 173 | 54 703 | 76 876 |
после индексации | 23 393 | 57 712 | 81 104 |
Как мы считали: текущие зарплаты взяты из открытых источников, с 1 января 2023 года оклад увеличивается на 6,3% (процент роста МРОТ), остальные доплаты не меняются (так как неизвестно, к чему они привязаны). С 1 октября на 5,5% индексируются все части зарплаты.
Предполагается, что планируемые меры по повышению зарплат будут выполнены не только за счет дополнительных бюджетных ассигнований, но и за счет средств, полученных после оптимизации структуры и сокращения численности работающих на госслужбе.
Особенности оплаты труда муниципальных служащих в 2020 году
Рассмотрим, из чего же состоит зарплата сотрудников муниципалитета, как начисляется и рассчитывается.
Из чего состоит и как формируется?
Структура зарплаты:
- оклад по должности;
- оклад за присвоенный чин;
- выплаты, осуществляемые ежемесячно и дополнительно.
Дополнительные выплаты:
- доплата, производимая каждый месяц, за выслугу лет;
- надбавка за особые условия трудовой деятельности;
- ежемесячная надбавка, выплачиваемая за осуществление трудовой деятельности с данными, которые составляют государственную тайну;
- премиальные доплаты за выполнение важных поручений;
- ежемесячное финансовое поощрение;
- единовременная денежная выплата за оплачиваемый отпуск.
Как осуществляется расчет аванса по заработной плате? Информация — в нашей статье.
Как правильно оформить командировку во время отпуска? Узнайте .
Из чего складывается фонд оплаты труда?
Фонд формируется:
- из окладов за замещаемые должности;
- из размера окладов за чины;
- из доплаты, производимой каждый месяц, за выслугу лет;
- из надбавки за особые условия;
- из дополнительного поощрения за работу с информацией, содержащей государственную тайну;
- из премиальных средств за выполнение важных заданий;
- из размера ежемесячных финансовых поощрений.
От чего зависят размеры окладов?
Приведем таблицу для наглядности сведений.
Наименование денежной выплаты | Размер, от чего зависит |
Должностной оклад | От муниципальных актов для конкретного региона |
Оклад за классный чин | От муниципальных актов для конкретного региона |
Доплата за выслугу лет | 10 % — при стаже работы от 12 до 60 месяцев; 15 % — от 60 до 120 месяцев; 20 % — от 120 до 180 месяцев; 30 % — при стаже более 180 месяцев |
Доплата за особые условия | 200 % от оклада по должности |
Дополнительное поощрение за работу с информацией, содержащей государственную тайну | Размер устанавливается, исходя из действующих нормативных актов РФ |
Премиальные за выполнение важных заданий | Размер устанавливает представитель нанимателя в целях реализации текущих задач |
Финансовое поощрение, выплачиваемое каждый месяц | Размер устанавливается, исходя из действующих локальных актов в регионе |
Порядок начисления и оплаты
Оплата труда в сельских поселениях производится в соответствии с требованиями, установленными в локальных актах муниципального образования.
Если работник муниципалитета:
- проходит профессиональную переподготовку или переквалификацию;
- находится в командировке;
- отстранен от должности на период конфликта интересов;
- работает в период проведения служебной проверки;
то он получает заработную плату, как за фактически отработанное время (т.е. по повременной системе оплаты труда).
При этом сохраняются следующие выплаты:
- оклад по должности;
- оклад за чин;
- доплаты за выслугу лет, особые условия, за работу с данными, содержащими государственную тайну;
- финансовое поощрение, выплачиваемое каждый месяц.
Если служащий находится в оплачиваемом отпуске, за ним сохраняются дополнительно к указанному выше перечню:
- премии за важные задания;
- материальная помощь в размере 1/12 от суммы выплат за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск.
Надбавки сохраняются в следующих случаях:
- при нахождении на переподготовке или переквалификации;
- при командировке;
- в период действующего конфликта интересов;
- во время служебной проверки;
- при нахождении в отпуске;
- при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией.
Материальная помощь начисляется:
- в оплачиваемом отпуске;
- при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией;
- при расторжении служебного договора по поводу нарушений правил составления служебного контракта.
Во всех остальных случаях материальная помощь не сохраняется.
Премии начисляются муниципальному служащему:
- при нахождении в отпуске (за фактически отработанное ранее время);
- при увольнении в связи с реорганизацией или ликвидацией;
- при расторжении служебного договора по поводу нарушений правил составления служебного контракта.
Область применения
Целесообразно установить оклад для должности, где главенствующее положение принадлежит отработанному времени и однообразной работе.
Применяется в качестве составляющей заработной платы:
- аппарата управления;
- административной группы работников;
- вспомогательного персонала.
Окладная система в чистом виде не имеет перспективы и практически не используется. Устанавливаются оклады администрации наряду со сдельной оплатой труда наёмных работников производственного сектора. Смешанная система не противоречит действующему законодательству, но требует документального оформления в части составления трудовых договоров с каждым членом персонала и разработки различных форм оплаты в положении об оплате труда и утверждении коллективным договором организации.
На смену окладам пришла повременно-премиальная форма для работников административного персонала и сотрудников аппарата управления производственных участков и цехов. Оклад специалиста при достижении установленных показателей корректируется на премиальную составляющую, что увеличивает расходную часть предприятия, снижает налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль и стимулирует работника управленческого персонала на повышение производственных показателей и увеличение объёмов.
Дополнительные надбавки
Пенсия по выслуге лет назначается дополнительно к страховой и выплачивается вместе с ней. Законодательством установлен минимальный страховой стаж, требуемый для получения последнего вида пенсии. Он ежегодно увеличивается и в 2020 году составляет 7 лет.
Доплата к пенсии госслужащего возможна в том случае, если, кроме этого, он официально работал в других местах и совершал со своей заработной платы страховые взносы. В этом случае величина доплаты определяется от суммы его накопительного капитала и стажа работы, а также установленного коэффициента. Для расчета такой доплаты лучше всего обратиться в отделение ПФР, поскольку только сотрудники фонда смогут точно и правильно рассчитать размер доплаты с учетом всех характеристик пенсионера.
Пенсия за выслугу назначается некоторым категориям работников при условии наличия у них определенного стажа. К одной из таких категорий относятся и госслужащие, которые вправе уйти на эту пенсию при наличии у них минимум 15 лет стажа работы на этой службе. Ее размер определяется от среднемесячного заработка и составляет от 45 до 75% его величины.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8. Это бесплатно.
Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»
Оклад и тарифная ставка
Часовой тарифной ставкой заработной платы называют оклад, делённый на количество рабочих часов в месяце с учётом сокращённого времени на основании разъяснений трудового ведомства. Данный показатель необходим при осуществлении деятельности в нерабочие дни, если на предприятии установлена окладная система.
В соответствии с ч.1 статьи 153 ТК РФ:
- в случае отработанного выходного или праздничного дня, входящего в месячную норму, оплата производится в размере дневной или часовой ставки, выплачиваемой помимо оклада;
- если отработанный выходной или праздник привёл к превышению месячной нормы (переработке), то оплата осуществляется в двойном размере.
Окладная система оплаты, зафиксированная в индивидуальном договоре, при работе в официально установленные нерабочие дни в результате расчёта часовой тарифной ставки по разным методикам может привести к различному результату, а разъяснения Минтруда носят рекомендательный характер. В целях недопущения искажений при расчёте предприятию целесообразно прописать механизм в локальных документах и руководствоваться при начислении денежных средств.
Отличие от тарифной ставки
Сегодня в процессе определения базового вознаграждения сотрудника применяется два основных понятия – оклад и тарифная ставка. Отличительной чертой оклада являются следующие моменты:
- Устанавливается инженерно-техническому персоналу, в то время как тарифная ставка применяется исключительно для рабочих категорий, чей труд можно нормировать.
- Рассчитывается исходя из уровня месячного дохода работника. Тарифная ставка определяет почасовую оплату труда.
- Не меняется за весь период работы, дополнительное вознаграждение регулируется доплатами, надбавками, поощрительными премиями. В то же время при применении тарифной ставки оплата может изменяться в зависимости от выполняемой работы (по какой ставке).
Помните, главным отличием оклада от устанавливаемой работнику тарифной ставки является назначение такого вида оплаты труда разным категориям персонала. Тарифная ставка не устанавливается инженерно-техническому персоналу.
Основные правила выплаты районного коэффициента узнайте из этого видео:
Форма для приема вопроса, напишите свой
Оклады администрации