Больше надёжности
В обсуждениях по регулированию статуса самозанятых участвуют представители «Яндекс Go» и площадок «Профи.ру» и YouDo, рассказали «Известиям» их представители. В ходе дискуссий в том числе обсуждаются механизмы социального партнерства, обеспечение безопасности труда самозанятых и роль электронных площадок в саморегулировании этой деятельности, подчеркнул замгендиректора «Профи» Алексей Няненко.
В «Яндекс Go» считают, что самозанятые вправе сами решать, какую часть собственного дохода направлять на страховые взносы, при этом роль платформы — развивать собственные программы поддержки. Например, сама компания запустила пилот по льготному страхованию водителей такси и курьеров. Сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com Денис Кутергин также рассказал, что портал предлагает программы по страхованию гражданской ответственности исполнителей и медстраховку, которыми сотрудники в праве воспользоваться.
Сейчас на самозанятых распространяется обязательное медицинское страхование (доступно каждому гражданину), а также они могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать соответствующие взносы, пояснила партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. При этом она подчеркнула, что такие работники не могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
— В закон может быть введена форма «платформенной» занятости. Также следует предусмотреть такие условия её осуществления, которые в том числе будут учитывать необходимость предоставления самозанятым обозначенных выше гарантий в новых условиях. В связи с этим потребуется изменение ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также Закона «О занятости населения в Российской Федерации», — пояснила Екатерина Тягай.
Экосистемы не выступают заказчиками или работодателями для «платформенных» самозанятых, при этом они несут репутационные риски за действия сотрудников, отметила член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. Она добавила, что также возникает потенциальный риск признания ответственности платформы за действия работников, которые через нее находят клиентов. По действующему российскому законодательству, на самозанятых, строго говоря, даже не распространяется закон о защите прав потребителей, уточнила эксперт, то есть перспектива защиты интересов конечного получателя услуги в такой ситуации остается весьма туманной.
Добровольное страхование в СФР
Для получения больничного необходимо открыть ИП. С этим бесплатно поможет «Моё Дело» — вы успешно пройдёте регистрацию, получите электронную подпись, вам не нужно будет ехать в ФНС и платить госпошлину.
Затем необходимо заключать договор с СФР о добровольном страховании. При наличии электронной подписи подать документы можно через Госуслуги:
1. Зайдите на портал Госуслуг и авторизуйтесь как ИП.
2. В поисковой строке введите соответствующий запрос.
Поисковая строка
3. Нажмите «Начать» и следуйте инструкциям.
Следуйте инструкциям
4. В течение трёх рабочих дней СФР оформит договор добровольного страхования и сообщит об этом заявителю.
Далее предпринимателю нужно оплатить стоимость страхового года. В 2024 году получат больничные граждане, которые заплатили взнос в СФР до 31 декабря 2023 года.
Следовательно, если ИП заключил договор с СФР о добровольном страховании в 2024 году и оплатил необходимый страховой взнос, то получить больничный сможет только с 1 января 2025 года.
Какие формы регулирования предлагают эксперты?
По мнению Оксаны Синявской, люди стремятся уйти от жестких рамок трудовых отношений. В платформенную занятость они идут для реализации собственной предпринимательской инициативы в менее рисковых чем в традиционном бизнесе условиях. В случае регулирования платформенно занятые при установлении социальных гарантий могут повлечь заимствование и других особенностей трудовых отношений. При этом формат уплаты НПД при самозанятости эксперт считает удобной для занятых на цифровых платформах.
Платформенная занятость – это новый формат трудовых отношений, где нет традиционной интеграции в организационную структуру платформы, считает Оксана Синявская. Страны, которые экспериментируют с поиском новых форматов, ищут попытки регулирования платформенной занятости как новой формы самозанятости. Эксперт уверена, что регулирование платформенной занятости с помощью традиционных форм трудового законодательства может оказаться губительной для развития этого сегмента экономики. С этим согласился заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. Сейчас в России предоставляется высокий уровень цифрового клиентсткого и потребительского сервиса. По мнению эксперта, отсутствие жесткого правового регулирования позволяет сложившейся бизнес-модели оставаться гибкой.
Андрей Исаев также считает, что платформенная занятость является новым типом отношений в сфере занятости, который не может быть вполне описан ни как трудовые, ни как гражданско-правовые отношения. Эксперт отмечает, что платформенная занятость содержит в себе целый ряд признаков трудовых отношений:
- платформа может ставить перед самозанятыми обязательные требования по исполнению заказа, в том числе устанавливать ограничения по рабочему времени;
- платформа должна обеспечивать контроль за соответствием платформенно занятых той квалификации, по которой они выполняют работу;
- платформа выступает как налоговый агент, а традиционный самозанятый должен этот налог платить сам
- платформа должна создать условия для добровольного социального страхования;
- платформа применяет к исполнителям услуг меры ответственности в случае нарушения требований;
- платформа предоставляет средства труда, инструменты и материалы.
В то же время есть ряд признаков, что такие отношения не представляют трудовые отношения в традиционном понимании. Работодатели приводят в аргумент следующие признаки.
- Трудовые отношения – это двусторонние отношения между работником и работодателем, а третьей стороны нет. Клиенты работодателя не являются стороной отношений. Платформенная занятость – это трехсторонние отношения: клиент, посредник (платформа) и исполнитель.
- У оператора платформы гораздо меньше прав, чем у работодателя в соответствии с трудовым законодательством. Так, работодатель вправе направлять находящегося в простое работника на работу, которая не предусмотрена трудовым договором. При платформенной занятости такой ситуации возникнуть не может.
Размер больничного
Для ИП больничный рассчитывается на основе МРОТ на данный календарный год и количества дней в месяце.
В 2024 году МРОТ составит 19 242 ₽:
- В феврале 29 календарных дней (год високосный) — за один день больничного заплатят 663,52 ₽ в день.
- В январе, марте, мае, июле, августе, октябре, декабре 31 календарный день — 620,71 ₽.
- В апреле, июне, сентябре, ноябре 30 календарных дней — 641,40 ₽.
Следовательно, если предприниматель болел 10 дней в феврале 2024 года, то получит от СФР — 662,07 ₽ х 10 дней = 6 635,20 ₽.
Максимальный срок, на который оформляют листок временной нетрудоспособности – 15 календарных дней. Но если заболевание тяжёлое, то могут продлить его до 12 месяцев. При стационарном лечении листок нетрудоспособности оформят на весь период пребывания в нём.
Если у ИП заболел ребёнок, то расчёт выплат такой же, но для одних случаев есть ограничения, а для других нет.
Ограничений нет:
- Когда ребёнок младше 18 лет имеет поствакцинальное осложнение или злокачественное образование.
- Когда ребёнок до 18 лет ВИЧ-инфицирован и лечится стационарно.
Ограничения есть:
Отметим, что есть исключение: если заболевание включено в Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20 февраля 2008 года №84н, то оплатят до 90 дней в году.
- Если ребёнку от 7 до 15 лет, оплатят до 45 дней в год, но не более 15 дней по каждому случаю.
- Если ребёнок старше 15 лет (касается также других членов семьи), оплатят семь дней подряд и 30 дней в году.
- Если ребёнок с инвалидностью — оплатят не больше 120 дней в году.
Как регулируется платформенная занятости в России?
В России платформенная занятость отдельно не урегулирована, но в текущем году была предпринята попытка ввести занятость на цифровых платформах в законодательное поле. 15 марта 2023 года в первом чтении был принят законопроект № 275599-8. При этом в документе – который должен стать новым законом о занятости – регулирование ограничивается только предложением законодательно закрепить понятие “платформенная занятость”.
Так, авторы законопроекта считают, что платформенная занятость – это деятельность граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ или оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством Интернета. При этом такое определение платформенной занятости вызывает вопросы у экспертов. Так, управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина выделила ряд спорных моментов предложенной схемы работы интернет-платформ в сфере трудовых отношений, которые приведут к проблемам, связанным с коррупцией и отсутствием возможности привлечения к ответственности сторон за нарушения. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Новый закон о занятости: что изменится для работодателей и сотрудников?
Самые серьезные разногласия по вопросу квалификации отношений по вопросу платформенной занятости возникают между профсоюзами и работодателями. Как заметил заместитель руководителя фракции “Единая Россия”, член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, профсоюзы считают, что платформенная занятость – это вид трудовых отношений, а работодатели – гражданско-правовых отношений. По этой причине в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” будут введены определения, а основной закон о платформенной занятости будет подготовлен отдельно как закон-спутник.
Как отметили Андрей Исаев, на данном этапе в новый отдельный закон о платформенной занятости предлагается включить ряд новых положений:
- создание обязательного реестра цифровых платформ, где должна быть зарегистрирована каждая платформа;
- обязанность платформ вести для клиентов рейтинг исполнителей, использующих платформу;
- требование по информированию клиентов и платформенно занятых;
- введение требования по порядку оплаты;
- создание условий для добровольного социального страхования;
- введение порядка разрешения индивидуальных споров между платформами и занятых на платформах;
- создание совета операторов цифровых платформ, причем участие в нем обязательно;
- возможность создания объединения (профсоюза) платформенно занятых.
Для содействия регулирования занятости ряд платформ 25 апреля 2023 года подписали Хартию о принципах развития платформенной занятости в России, а также создали Совет цифровых платформ при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Среди подписавшихся: Яндекс, OZON, Wildberries, HeadHunter, СберМаркет, Avito, Газпром нефть (Профессионалы 4.0), YouDo. Согласно информации на сайте РСПП, предполагается, что компании будут информировать исполнителей о социальных гарантиях, предоставлять равные условия доступа на платформы, создавать благоприятные условия для развития сегмента и вырабатывать дополнительные рекомендации и подходы к регулированию платформенной занятости. Присоединиться к Совету и Хартии могут и другие компании.
Регулирование отношений между платформами и исполнителями в большинстве стран мира установлено не было. Как отмечено в докладе ВШЭ, в ряде стран судебные прецеденты часто приводят к признанию за работником основных прав, свойственных наемному трудоустройству. При этом эксперты считают, что это не означает, что платформенная занятость приравнивается к традиционному наемному труду. Главная причина такой ситуации заключается в отсутствии соответствующих норм и правил, необходимых для регулирования рассматриваемого сегмента.
Какая цель нового закона
Ключевая задача нового федерального закона — создание базы для дальнейшего развития нового формата занятости. Авторы закона вводят в законодательство понятие платформенной занятости, под которой понимается «деятельность граждан по личному выполнению работ на основе договоров, которые заключаются с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие всех сторон с помощью интернета».
Дорабатывается понятие самозанятого, которое теперь будет трактоваться как «человек, который лично производит товары, выполняет работу и (или) оказывает услуги, ориентируясь на систематическое получение дохода».
В экспертной среде возникают вопросы о возможном избыточном расширении применения самозанятости и последующем вытеснении традиционного найма в перспективе, поскольку самозанятость получает «равный юридический вес» с традиционным наймом, тогда как ранее являлась только налоговым режимом.
В случае попыток работодателя перевести трудовые отношения в статус самозанятости сотрудникам было легко доказать факт трудовых отношений и обеспечить себе статус наёмного работника. Но с принятием нового закона работодатель сможет определить для себя, что он сотрудничает, например, только с самозанятыми, и это может стать его правом.
Минусом такого сценария является либо потеря работниками ряда социальных гарантий, либо необходимость оперативной доработки этих направлений. Например, право на досрочный выход на пенсию для профессий из списков №1 и №2, утверждённых постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10, рассчитано на формат традиционного найма и неприменимо в действующей редакции для самозанятых.
С принятием нового закона статус самозанятых и самозанятых, использующих в своей работе цифровые платформы, отделяется от понятия и обычных наёмных работников, и представителей бизнеса. Теперь законодательно определены правила взаимодействия, права и обязанности каждой из сторон, и это хорошая новость для самозанятых. Однако раскроют эти понятия в законе-спутнике, где также будет проработан вопрос регулирования платформенной занятости через меры:
- Создания обязательного реестра цифровых платформ, где должен будет зарегистрироваться каждый оператор платформы.
- Обязательного ввода цифровыми сервисами рейтинга самозанятых для клиентов.
- Обязанности для операторов цифровой платформы ознакомить платформенного занятого с существенными условиями заказа, в т.ч. — с размером вознаграждения.
- Обязательства для платформ перечислять вознаграждение в срок не позднее трех дней с момента выполнения заказа.
- Создания операторами платформ условий для добровольного пенсионного и социального страхования платформенных занятых, в том числе предоставления преференций для самозанятых, оформивших страховку.
- Создания порядка по решению споров между платформами и платформенными занятыми и рассмотрения жалоб. Планируется сформировать совет операторов цифровых платформ и возможность по созданию объединений платформенных занятых, то есть профсоюза для них.
Одна из важных задач нового закона — стимулирование развития самозанятости и платформ самозанятости, упрощение взаимодействия с заказчиками.
***
Сейчас единого подхода к регулированию платформенной занятости нет ни в России, ни в мире. Отсутствие законодательного регулирование объясняется относительно новым явлением в виде цифровых платформ и отсутствием единого понимания, как регулировать отношения, которые складываются между платформами и занятыми на них. Бизнес отстаивает интересы получения прибыли, при этом некоторые из них квалифицируют такие отношения как предпринимательские и не видят места социальным гарантиям, предоставляемым трудовым законодательством. Занятые на платформах требуют соблюдения трудовых прав, а профсоюзные организации убеждены, что единственная возможная форма такого регулирования – оформление отношений по ТК РФ. При этом предложенные изменения в части занятости на цифровых платформах тоже вызывают вопросы у экспертов. Игроки рынка и регулятор продолжают искать компромиссы, которые будут устраивать всех участников взаимодействий через цифровые платформы.
_____________________________
Доклад Международной организации труда “Перспективы занятости и социальной защиты в мире. Роль платформ цифрового труда в трансформации сферы труда“. Исследование Strategy Partners “Самозанятость. Предпринимательство и стабильное партнерство с платформами“. Подробнее с информацией о забастовках в сфере платформенной занятости можно ознакомиться на сайте Центральной профсоюзной газеты “Солидарность” (https://www.solidarnost.org/special/profdict/platformennaya-zanyatost-gig-ekonomika.html).
63